Круглый стол для родителей детей подготовительной группы на тему: «Социально-коммуникативная готовность к школе»
консультация (подготовительная группа)

Бибарсова Гулия Диганьшеевна

Круглый стол для родителей детей подготовительной группы на тему: «Социально-коммуникативная готовность к школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-kommunikativnaya_gotovnost_k_shkole.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей детей подготовительной группы на тему:

«Социально-коммуникативная готовность к школе»

Автор: социальный педагог МБОУ ДС №37 г. Кузнецка -  Бибарсова Г.Д.

Целевая аудитория: родители детей подготовительной к школе группы. Цель: повышение социальной и психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе.

Задачи:

- Познакомить родителей с понятием "социально-коммуникативная готовность к школе", «психологическая готовность к школе»;

- Рассмотреть и разобрать распространенные проблемы во время адаптации ребенка в школе.

- Выработать рекомендации для родителей для успешной адаптации ребенка к новым условиям.

Ход мероприятия.

Первый год в школе для ребенка достаточно сложный и переходный момент в жизни. Меняется его распорядок дня, уклад жизни, растет нагрузка и психологическая, и эмоциональная. Беззаботные игры сменяются ежедневными занятиями. Здесь очень важна правильная подготовка малыша к школе.

Раньше считали, что дети должны получать знания и умения только с первого класса. Однако сейчас подготовка идет уже с детского сада, где ведутся занятия по обучению грамоте, математике, познанию и пр.) Но это является только одной стороной. При поступлении ребенка в первый класс учитывается социальная, психологическая и коммуникативная готовность ребенка к учебному заведению. Усложняющиеся с каждым годом программы и школьное обучение меняет жизнь ребенка кардинально. Меняется самооценка ребенка и отношения как к взрослым, так и к сверстникам.

 Первый год обучения требует от ребенка напряженного умственного труда, сосредоточенной работы на уроках. Ребенок сталкивается с новыми детьми и взрослыми. Ему необходимо установить контакты с одноклассниками, учителем, выполнять требования дисциплины. Опыт показывает, к этому готовые не все дети.

Для многих первоклассников трудна социальная адаптация, поскольку ребенок вначале не может сразу адаптироваться к школьному режиму, школьным нормам поведения и брать на себя школьные обязанности.

Социальная готовность ребенка к школе включает в себя готовность к совсем другому общению, другому отношению к себе, окружающему миру. Ребенок в первую очередь должен понять, что он больше не сможет следовать только по своему желанию.

Важным компонентом социальной готовности является умение выслушивать других и воздержаться от собственных мыслей (комментарий). Очень важно приучить ребенка слушать, а также выслушать до конца. Психологическая готовность к школе обязывает ребенка занять особое положение в обществе. Такая готовность выражается в особом отношении ребенка, во-первых, к школе, затем к учителю и учебе, к сверстникам, родителям и близким, а также к себе.

Особое отношение к учебному заведению включает в себя следование правилам школьного режима, то есть вовремя приходить на занятия, тщательно выполнять все школьные задания и домашнюю работу. Выделяют следующие типы психологической готовности малыша к школе — это личностная готовность и интеллектуальная. В интеллектуальном плане будущий школьник должен иметь определенный уровень интересов, а также желание учиться. Ребенок может с огромной радостью посещать школу, но это не будет означать, что у него появилось желание учиться. Необходимо научить ребенка таким навыкам и умениям, как доводить дело до логического конца, преодолевать различные трудности.

Упражнение «Ромашка»

Родителям предлагается выбрать из предложенных качеств личности те, которые способствуют более успешной социализации детей в школе. Из выбранных качеств (каждое прописано на отдельном бумажном лепестке ромашки) родители складывают общую ромашку, в центре которой изображение успешного школьника. Оставшиеся лепестки собираются в другую ромашку, в центре которой изображен плохо адаптированный ученик.

Анализ получившейся работы совместно с педагогом.

Для будущего первоклассника очень важны такие качества, как внимание, память, любознательность, сосредоточенность, усидчивость, умение регулировать поведение и др. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся неровно.

 Достаточно важной предпосылкой готовности детей считается коммуникативная готовность ребенка к школе, то есть способность ученика общаться с учителем на осознанном уровне. Первые задатки поведения ребенок получает в семье. Каково будет ребенку в школе, зависит и от стилей воспитания (общения) в семье.

Существует 3 стиля воспитания: авторитарный (беспрекословное подчинение взрослому), попустительский (воспитание ребенка по принципу «само вырастит»), демократический стиль (взрослый наравне с ребенком, учитывает его особенности, предпочтения, не подавляет свободу воли)

Задание «Стили общения»

Родители делятся на 3 группы. Каждой группе раздаются листочки с различными жизненными ситуациями в воспитании детей. Родителям предлагается разыграть предложенную ситуацию, проанализировать ее и догадаться, о каком стиле воспитания идет речь в каждой ситуации. В итоге обсудить с педагогом, какой стиль воспитания предпочтительней в современных условиях.

Важно помнить, что родители учат детей искусству общения. Ведь взрослые могут научить детей общению на собственном примере. Например, если в семье принято в корректной форме просить о помощи, а также предлагать ее, то и ребенок будет демонстрировать это в соответствующих условиях. Если взрослые часто рассказывают в семье о своих интересах и увлечениях, проблемах, а также внимательно выслушивают собеседника, то ребенок естественно научится этим навыкам. Очень важным моментом считается и отношение в семье к ребенку. Если ему постоянно говорят, чтобы он не вмешивался тогда, когда говорят взрослые, то вряд ли ребенок будет в общении с учителем проявлять большую инициативу. Но должна быть исключена и такая крайность, когда ребенок постоянно перебивает взрослых, и не относится с уважением к родителям.

Видео «Все люди рождаются принцами и принцессами…» (ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?time_continue=23&v=YaPiS8w3sHw)

Несколько советов родителям, готовящимся отдать ребенка в школу.

Было бы правильно перед началом первого учебного года вместе с ребенком посетить будущую школу, показать ему, как и где проходят занятия, перемены, где находится буфет. Ребенок должен знать, что школа — это не только постоянные уроки, но еще и разнообразные веселые игры, новые друзья.

Также психологи советуют родителям показать малышу свои школьные фотографии и рассказать ему увлекательные истории, связанные со школой.

Постоянное общение с ребенком поможет ему преодолеть стрессовые ситуации, которые появятся в первые дни обучения. Обязательно внушайте ребенку, что он всегда может положиться на взрослых, ему всегда будет оказана помощь и поддержка.

Стоит отметить, что не будет лишним обратиться перед школой обратиться за помощью к соответствующим специалистам, если вдруг у ребенка имеются какиелибо хронические заболевания. Необходимо в первые месяцы, когда ребенок в школе, понаблюдать за ним. Возможно, он станет агрессивным, плаксивым и вспыльчивым. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то в этом должен помочь школьный психолог.

Подготовка к школе требует от родителей массу сил, нервов и времени. Желательно, чтобы ребенок не замечал всей этой суеты. Пусть поход в первый класс станет для ребенка естественным процессом, но не событием мирового масштаба.

Также не стоит угрожать ребенку школой. Не стоит также пугать его наказанием, если он будет плохо учиться. Родителям нужно всегда помнить, что окончательные итоги в первом классе являются чаще всего не показателями успеваемости или неуспеваемости малыша, а результат родительской работы, проведенной по его подготовке к школе. (комментарий о том, что первые годы обучения ребенка будут зависеть от родителей )

Соблюдение режима, забота о его здоровье, психологический настрой ребенка, а также родительская любовь помогут вашему ребенку тогда, когда он пойдет в первый класс.

Необходимо учесть, что учителям нужно привыкнуть к новым детям, в их обязанности входит выстраивание отношений с каждым ребенком, и отношений между детьми, которое требует необходимого времени.

Необходимо избегать неодобрения, находить слова поддержки, хвалить ребенка, поощрять.

Не стоит подчеркивать его слабости и сравнивать с другими детьми. Ребенок должен быть всегда уверен в своих силах.

Важно верить в возможности своего ребенка и в себя. Ребенок очень быстро адаптируется к новым условиям. Главное, соблюдать терпение и понимание, правильно отреагировав на любую ситуацию.

Список используемой литературы

.

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. Проблемы психологической адаптации. – М.: Просвещение, 1996г.

2. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Просвещение, 1994г.

3. Готовность ребенка к школе/под ред. А.В. Гордиец. – Р-н-Д: Феникс, 2006г.

4. Лисина М.И. Общение детей и взрослых/М.И. Лисина - М.: Просвещение, 1993г.

Приложение №1

ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на нижеприведенные вопросы, выбрав один вариант ответа.

1. Как вы считаете, из – за чего дети скорее станут непослушными?

а. Из – за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.

b. Из – за чрезмерной требовательности родителей.

c. Из – за своего эгоизма, лени и упрямства.

2. С каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?

a. Если ребенка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек.

b. Родители не вправе требовать от ребенка уважения к себе, они должны заслужить его.

c. Важно, чтобы родители не мешали детям жить и не навязывали свое общество.

3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребенка со сверстниками?

 а. Ребенок обязан близко общаться с теми детьми, которые нравятся родителям.

b. Родителям нужно знать друзей своего ребенка, приглашать их в гости, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.

c. Ребенок может общаться с кем захочет, родителей это не касается.

4. Ребенок должен понимать, что его родители…

a. Знают все, о чем он думает.

b. Интересуются его мыслями и чувствами.

c. Не претендует на то, что бы знать его помыслы.

5. Взрослый должен просить прощения у ребенка?

a. Никогда.

 b. В тех случаях, когда взрослый не прав – обязательно.

c. По настроению.

 6. Может ли ребенок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время?

a. Пока не станет достаточно взрослым – нет.

b. Конечно, может. Но задача родителей – направить его энергию в мирное русло, предложить интересные и полезные занятия.

c. Может. А родители должны помочь материально.

7. Как должны реагировать родители подростка, услышав от него нецензурное слово?

 a. Возмутиться и строго наказать.

b. Договориться, что эти слова он не будет произносить дома и вообще станет использовать их только в крайнем случае.

c. Не делать из мухи слона, первый раз вообще можно пропустить мимо ушей.

8. Зачем давать деньги на карманные расходы?

a. Для того, чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями.

b. Для того чтобы он мог их потратить по своему усмотрению.

c. Для того чтобы он не воровал деньги у родителей.

 9. У ребенка могут быть секреты от родителей?

a. Только в том случае, если родители плохо следят за своим ребенком.

b. Да. Это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизнь.

c. Конечно, ведь у ребенка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.

10. Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребенка?

a. До той поры, пока ребенок не начнет покупать все на самостоятельно заработанные деньги.

 b. До того, как ребенок не научится высказывать свои пожелания на этот счет.

c. До того времени, пока ребенок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей.

11. Нужно ли родителям демонстрировать ребенку свою любовь?

 a. Нет. Можно только хвалить за успехи. «Телячьи нежности» ни к чему.

 b. Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика при его друзьях).

c. Да. И как можно чаще.

12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребенка?

 a. Безусловно. Родители должны следить за этим.

 b. В жизни ребенка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления.

c. Ни к чему мучить ребенка и себя.

 Обработка результатов:

 Подсчитаете, каких ответов «а», «b», «c», у вас больше, и определите черты своего стиля воспитания.

Авторитарный стиль воспитания Ваши ответы показывают, что вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения. Такие мамы и папы не считают нужным объяснять причины своих запретов и приказов, не дают ребенку возможности высказаться, стремятся контролировать все сферы жизни своих детей. Такое воспитание может привести к весьма негативным последствиям. Ребенок может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным. Дети из авторитарных семей не умеют и не хотят делиться своими переживаниями, потому что часто попадают под дурное влияние сверстников.

Демократичный стиль воспитания Вы избрали наиболее конструктивный способ взаимодействия с ребенком. Как и всякие демократичные родители, вы заботливы и внимательны, ребенок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы бываете достаточно тверды и последовательны в своих требованиях. Вы обсуждаете с детьми их жизнь, а не командуете ими. Воздействуя на ребенка, вы приводите разумные доводы, стремитесь объяснить ему причины ограничений запретов. Преимущества демократичного воспитания в том, что родители поощряют в детях самостоятельность, позволяют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки.

Либеральный стиль воспитания Вы относитесь к либеральным родителям. При таком стиле воспитания отношения с детьми обычно бывают теплыми, родители заботливы и терпеливы. Их принцип: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Нетребовательное отношение к ребенку и непоследовательность в воспитании приводят к тому что дети не чувствуют границ допустимого поведения и вырастают инфантильными. Либеральные родители не могут научить ребенка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развить чувство самоуважения. При либеральном стиле воспитания дети, как правило, плохо учатся и вырастают несчастными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей детей с ТНР на тему "Подготовка руки дошкольника к письму"

Здесь вы познакомитесь с упражнениями по развитию мелкой моторики, а также узнаете как важно  правильно научить ребенка держать предмет, которым он пишет или рисует....

Круглый стол для родителей детей средней группы «Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно –оздоровительного направления развития воспитанников№12 &la...

Круглый стол для родителей детей подготовительной к школе группы «Чтение — праздник души».

Чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности. Нужно, чтобы дети любили книгу. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующе...

Круглый стол для родителей в подготовительной группе «Дошкольник готовится стать школьником»

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросу готовности ребенка в школу.Задачи:- Актуализировать знания родителей о проблемах подготовки к школе.- Познакомить...

Круглый стол с родителями в средней группе по теме: «Рисуем нетрадиционным способом и играем в пальчиковые игры»

Цель: развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. Задачи:1.Формировать положительное отношение к искус...

Круглый стол для родителей детей подготовительной группы "Скоро в школу!", презентация к практикуму

Устойчивые положительные результаты педагогической работы возможны при взаимодействии всех участников образовательных отношений. В предлагаемой презентации даны виды готовности ребёнка к школьному обу...