Круглый стол для родителей детей подготовительной к школе группы Тема: «Чтение — праздник души».
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Круглый стол для родителей детей подготовительной к школе группы
Тема: «Чтение — праздник души».
Цели:
• организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;
• повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодействию с ДОУ и с библиотекой;
• развить интерес к педагогическому поиску по воспитанию юного читателя.
Участники: воспитатели, библиотекари, родители, дети.
Подготовительная работа:
* Беседа с детьми.
* Подготовка детской концертной программы.
* Анкетирование родителей.
* Подготовка консультаций по теме.
* Оформление фотовыставки портретов детских писателей и поэтов.
* Оформление выставки художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
* Оформление выставки иллюстраций известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).
* Подготовка приза для победителя викторины и подарков для участников круглого стола.
* Составление и оформление памятки для родителей.
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя. Игровое упражнение «Цветок желаний».
2. Консультация «Воспитание у ребёнка интереса к чтению».
3. Концерт детей для родителей.
4. Выставка детских книг «Умные книжки – умным детишкам».
5. Выступление библиотекаря, выбор родителями и детьми книжек и запись в библиотеку.
5. Литературная викторина для родителей « С книгами знаться – ума набираться».
6. Полезные советы и рекомендации. Памятка для родителей.
7. Разное.
8. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход собрания:
- Уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашей уютной группе. Спасибо вам, что вы пришли на эту встречу. Сегодня мы поведём разговор о книге, её ценности для каждого человека, о значении совместного общения родителей и ребёнка с книгой.
Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Мнение психологов сводится к тому, что привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей.
Давайте сейчас с вами немного помечтаем. Представим, что у вас в руках волшебные лепестки, как в сказке В. Катаева «Цветик-семицветик».
Раздать разноцветные лепестки родителям.
- Напишите, пожалуйста, что бы вы хотели пожелать своим детям и прикрепите свои желания на волшебный цветок.
Родители выполняют задания и прикрепляют свои лепестки на цветок желаний.
- Давайте посмотрим, о чём же мечтаете вы, родители (прочесть).
Большинство родителей мечтают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. И все вы без исключения, хотели бы научить своего ребёнка тому, как он может добиться успеха. Для этого, прежде всего, он должен научиться читать. Процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка, желание и умение общаться с книгой должны быть сформированы в дошкольные годы. Чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности. Нужно, чтобы дети любили книгу. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.
Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. «Люди перестают думать и мыслить, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению».
О пользе чтения сказано не мало. Чтение развивает мышление и память, обогащает внутренний мир человека.
Существует два этапа чтения:
Первый – технический, когда чтение не приносит удовольствия, то есть ребёнок получает навык. Второй – содержательный, когда ребёнку понятно содержание текста.
Если ребёнок остаётся на первом этапе больше положенного времени, то полюбить ему чтение будет проблематично…
Обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное. Интересуйтесь, что ему больше всего запомнилось, кто из персонажей ему понравился или не понравился, одобряет ли он финал истории. Ведь культура чтения предполагает не просто чтения текста, но и умение его анализировать. Этот совет относится и к тому периоду, когда ребёнок начнёт читать самостоятельно. Неплохо было бы, чтобы вы и сами были в курсе того, о чём он читает.
Когда ребёнок освоит буквы и сможет читать слова и предложения целиком, предложите ребёнку поиграть в игру – почитать с вами по очереди. Сначала предложениями, затем абзацами и целыми страницами.
Вполне возможно, что, отлучившись в процессе такой игры, ответить на телефонный звонок, вы вернётесь и обнаружите ребёнка над книгой, взахлёб читающего продолжение.
Берите ребёнка с собой в книжный магазин и интересуйтесь, какую книгу ему хотелось бы прочесть. И не нагружайте малыша сразу серьёзной литературой. Пусть для начала это будут журналы с комиксами, лишь бы он сам выбрал их и прочёл. Подключайте и другие формы восприятия прочитанного. Например, прочитав какую-либо сказку, посмотрите мультфильм, спектакль, разыграйте её…
Если ребёнок увлекается литературой о космосе, будучи в другом городе, обязательно посетите планетарий.
Предложите обратный порядок: посмотрев с ребёнком фильм, расскажите о книге, по которой этот фильм снят. Даже если ребёнок уже вполне в состоянии прочесть книгу целиком, не отказывайте ему в желании послушать, как читают ему взрослые. Пусть самостоятельно он читает то, что нравиться ему, а вы ему читайте те книги, которые вы хотели бы, чтобы он тоже полюбил.
Как правило, в читающей семье и дети вырастают читающими. А если вы, усадив ребёнка за чтение, сами станете проводить время перед телевизором, не удивляйтесь, если ребёнок в ваше отсутствие не сделает то же самое.
Каждого ребёнка можно осчастливить читающим детством, что бы оно было умным, содержательным, весёлым и гарантировало каждодневную потребность в общении с книгой на всю жизнь. Ведь дошкольник ещё не читатель, а только слушатель книг, и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям. Анкетирование, проведённое в группе, показало, что 61% детей предпочитают смотреть телевизор, а остальные 49% очень любят, когда им читают взрослые, но… 19% родителей считают, что их дети хотят смотреть мультики по телевизору, а на самом деле малыши очень хотят, что бы мама или папа прочли им интересную книгу. 61% семей практикует семейное чтение вслух! А вот назвать книгу, которую вы прочитали своим детям недавно, смогли лишь 47% ребятишек и лишь малая часть взрослых. Многие назвали совсем другую книгу, в отличие от детей.
Конечно, нам порой не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей.
Предлагаем вам несколько полезных советов по возрождению традиции семейного чтения:
1. Выделяйте время для чтения каждый день. Дети обожают регулярное чтение (а не от случая к случаю), чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете
расслабиться и не торопиться — перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Всё время обращайтесь к книге и чтению.
2. Выбирайте книги с осторожностью. Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Вашего ребёнка просто может вдохновить пример других читающих детей.
3. Окружите ребёнка материалами для чтения. Не только книги свои собственные должны быть у ребёнка, но должны быть обязательно и из библиотеки.
4. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, ровно, как и чтение его «собственных» книг, всеми членами семьи.
5. Читайте медленно и с удовольствием. Важно не только, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами, пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему ребёнку это понравится.
6. Читайте снова… снова. Как известно, дети любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. Не лишайте их этого. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книг.
7. Читайте везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, обязательно лежит книга.
8. Не заставляйте ребёнка читать. Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из способов убить у него интерес к чтению и книге. Чтение из-под палки — путь к не чтению вообще. Старайтесь выбирать самые популярные в детской среде темы и книги, и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.
9. Читайте сами. Если вы не знаете, как научить ребёнка любить читать, то подайте ему пример. Дети на подсознательном уровне берут привычки у своих родителей. Если у вас есть привычка читать, вероятнее всего ваш ребёнок вырастет книголюбом. Если вы мало смотрите телевизор, а в основном читаете, будьте уверены то же самое повторят ваши дети.
Все эти советы не сложны. И если вы последуете нашим советам, то незаметно для себя воспитаете Настоящего Читателя.
Послушайте, пожалуйста, ребятишек:
Ю. Макаров « Неудачный полёт»
Мы вечером с папой Рома
Играли вдвоем:
Я был космонавтом,
А он кораблем.
Готовясь к полету, Максим
Скафандр я надел
И в космос на папе
Умчаться хотел.
Хотел... Софья
Но корабль повел себя
Странно -
Hе смог одолеть
Притяженье дивана!
А. Кушнарев «Бедный папа»
Мы читаем книги вместе София
С папой каждый выходной.
У меня картинок - двести,
А у папы - ни одной.
У меня – слоны, жирафы, Денис
Звери все до одного, -
И бизоны, и удавы,
А у папы – никого!
У меня – в пустыне дикой Настя
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет!
Е. Липатова «Угадай на букву «Р».
- Рыба! Рома
- Рыжик! Софья
- Рысь! Матвей А.
- Рыбак! Матвей М.
- Радуга! Оксана
- Ракета! Вика
- Рак! Маша Г.
- Нет, не рак!.. Руслан
- Тогда ромашка! Ксюша
- Рыболов! Волков Никита
- Ружьё! Дима П.
- Рубашка! Яна
- Может, рама? Костя
- Или ручка? Денис
- Нет! Сдаётесь? Руслан
Это – Жучка!
Под столом она сидит
И Р-Р-Рычит!!!
«Я не умею читать»
Книжек у папы – Никита Вл.
Целая тыща!
Какую ни спросят,
Он тут же отыщет.
Наверное, папа
Всё уже знает,
Но снова садится один
И читает…
Я книги, как папа, Костя
Люблю
И мечтаю:
Вот вырасту –
Столько же книг
Прочитаю.
И сына к себе
Не забуду позвать,
Я чтению буду
Его обучать!
В. Берестов «Читалочка»
Как хорошо уметь читать! Все вместе
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
Сегодня у нас в гостях заведующая детской библиотекой Тихонова Наталья Ивановна. Предоставим ей слово.
Библиотекарь предлагает детские книги для просмотра. Родители и дети выбирают книги и записываются библиотеку.
Литературная викторина для родителей «С книгами знаться – ума набираться».
- А сейчас мы предлагаем вам, дорогие родители, проявить свои умения и знания в литературной викторине « С книгами знаться — ума набираться», а ребятишки вам помогут.
* Разминка « Литературный калейдоскоп»
Предлагается подобрать нужное слово:
Сивка…(Бурка), Конёк…(Горбунок), Мороз…(Иванович), маленький…(Мук), бременские…(музыканты), Аленький …(цветочек), кот…(Леопольд), Крошечка…(Хаврошечка), цветик…(семицветик), Золотой …(петушок), Жар…(птица), Царевна…(Лягушка), Доктор…(Айболит), заюшкина…(избушка).
* Аукцион пословиц о книге и чтении.
- Наш народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. А так как лучший подарок – книга, на нашем аукционе разыгрывается вот эта книга. Итак, кто последний назовёт пословицу о книге, чтении, тот и победит:
• Книга твой друг - без неё как без рук.
• Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
• С книгой жить – век не тужить.
• Будешь читать – будешь много знать…
Победитель награждается книгой.
*- Отгадайте название русской народной сказки по иллюстрациям.
На мольберт выставляются иллюстрации к русским народным сказкам. Участникам предлагается отгадать название сказки.
* Отгадайте загадки о сказочных героях:
Он одежду мирно шил,
Он отважно говорил:
«Силачом слыву недаром,
Семерых – одним ударом!»
(Храбрый Портняжка.)
Внучка к бабушке пошла,
Пирожки ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил!
(Красная Шапочка.)
Чтоб друга верного спасти,
Ей полстраны пришлось пройти:
От разбойников бежать,
В снежной буре замерзать,
Через льды перебираться,
С королевою сражаться.
(Герда.)
Бедняжка я и замарашка,
К золе привыкла и печам.
Мне днём бывает очень тяжко,
И я мечтаю по ночам.
Но я не плачу, я не плачу,
Я улыбаюсь и терплю.
Я верю в счастье и удачу
И всех жалею и люблю.
(Золушка.)
Фруктово- огородная страна,
В одной из книжек сказок есть она.
А в ней герой – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый. Кто такой?
(Чиполлино.)
* Скажите, в какой сказке живёт этот персонаж?
Показать игрушечного петуха. Этот персонаж встречается во многих сказках, будут правильными несколько ответов.
- Уважаемые родители!
Закончен конкурс!
Он у нас рассчитан на один лишь час,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу каждый год!
Все родители награждаются памятными призами (магнитными петушками).
- Спасибо, за интересную встречу. Кто-то известный сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Мы, педагоги и родители, должны помочь ребёнку полюбить книгу, воспитать интерес и потребность в чтении. Мы желаем вам успеха на этом нелёгком, но радостном пути. Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребёнке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребёнок. Пусть приготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по «Стране книг».
Родителям раздаются памятки по чтению детям.
Решение родительского собрания:
• Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.
• Найти время и возможности для семейного чтения.
• Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.
*Выписать и читать с детьми детский журнал.
* Оказать детям помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные, понравившиеся мысли из прочитанного.
* Объявить конкурс на лучшую читательскую тетрадь.
На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.
• Систематически посещать городскую библиотеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для родителей в подготовительной к школе группе на тему: « Семейные традиции».
Цель собрания: вместе с родителями прийти к осознанию значимость семьи в жизни человека...
Круглый стол для родителей детей подготовительной к школе группы «Чтение — праздник души».
Чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности. Нужно, чтобы дети любили книгу. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующе...
Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...
Круглый стол для родителей детей подготовительной группы на тему: «Социально-коммуникативная готовность к школе»
Круглый стол для родителей детей подготовительной группы на тему: «Социально-коммуникативная готовность к школе»...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д.Мамина-Сибиряка»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...
Конспект занятия основной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной к школе группе. Тема: чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»
Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб»....
Круглый стол для родителей детей подготовительной группы "Скоро в школу!", презентация к практикуму
Устойчивые положительные результаты педагогической работы возможны при взаимодействии всех участников образовательных отношений. В предлагаемой презентации даны виды готовности ребёнка к школьному обу...