МАЛАЯ СЦЕНА: ЗНАКОМИМ РЕБЕНКА С ТЕАТРОМ
консультация

Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

Театр во все времена пользовался особой любовью детворы: едва заслышав о приближении скоморохов, малышня со всех ног неслась на площадь, чтобы посмотреть представление. Сегодня театр все чаще используется не столько для развлечения подрастающего поколения, сколько для обучения и развития – мелкой моторики, речи и творческого мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАЛАЯ СЦЕНА:

ЗНАКОМИМ РЕБЕНКА С ТЕАТРОМ

ТЕАТР ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ПОЛЬЗОВАЛСЯ ОСОБОЙ ЛЮБОВЬЮ ДЕТВОРЫ: ЕДВА ЗАСЛЫШАВ О ПРИБЛИЖЕНИИ СКОМОРОХОВ, МАЛЫШНЯ СО ВСЕХ НОГ НЕСЛАСЬ НА ПЛОЩАДЬ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. СЕГОДНЯ ТЕАТР ВСЕ ЧАЩЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НЕ СТОЛЬКО ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, СКОЛЬКО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ – МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, РЕЧИ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Первое знакомство с театром происходит у малышей еще дома, задолго до того, как родители впервые покупают им билеты на настоящий спектакль. Главная ценность домашнего театра заключается в том, что, проигрывая сюжет, кроха как бы проживает ситуацию, примеряя на себя разные модели поведения. При этом он учится правильно вести себя в выбранных условиях, выясняя, какой из «сценариев» к чему приведет и больше ему подойдет. Еще одно преимущество домашних постановок: если в жизни крохи случилось событие, ставшее для него стрессом, его инсценировка поможет смягчить последствия психологической травмы. Именно поэтому родителям так часто рекомендуют устраивать игры в «детский сад» накануне первого похода в садик, в больницу – если малышу предстоит лечение и т. п.

А еще во время таких игр происходит интенсивное развитие речи и обогащение словарного запаса, воображения и умения самостоятельно мыслить, управлять собой и удерживать внимание. Театр предоставляет и отличную «воспитательную» возможность: то, что в устах мамы с папой будет звучать как скучная нотация, от лица игрушечного персонажа может быть выслушано с гораздо большим вниманием и благосклонностью. Театральные игры имеют еще одну уникальную особенность: наверное, раньше всех прочих они дают возможность приобщить ребенка к творческому осмыслению ситуации и проявлению собственной индивидуальности. Малыш вроде бы повторяет действия с игрушками мамы и папы, но непременно вносит в них частичку себя и своего настроения – и, как настоящий артист, он никогда не повторяется в мелочах.

ТЕАТР МИШКИ И КУКЛЫ  

Как и во все остальные игры, играть «в театр» кроху надо учить. Первые спектакли можно устраивать даже для полугодовалого младенца! Конечно, они должны быть совсем простенькими и длиться буквально пару минут. Например, зайчик и мишка пройдут по бортику кроватки, споют песенку или расскажут стишок (или просто поздороваются с малышом и помашут ему лапкой). Кроха улыбается, пытается дотянуться до игрушки, повторить ваши действия? Поздравляем! Вы сделали первый шаг к знакомству с серьезным искусством и овладению сюжетно-ролевыми играми.

С годовалым ребенком с помощью мягких зверят, кукол, машинок можно проигрывать все привычные ему действия: кормить, укладывать спать, одевать, купать, водить друг к другу в гости. С ними же можно разыграть и понравившуюся сказку («Колобок» «Курочка Ряба» и др.), достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. И не беда, если кого-то из персонажей в вашем кукольном хозяйстве недостает: его смело можно заменить имеющейся под рукой игрушкой. Нет медведя – пусть теремок раздавит бегемотик. Точно так же сюжет можно расширять и дополнять новыми персонажами, действиями, событиями.

Следующим шагом в развитии драматической игры будет придумывание уже собственного сценария. Чтобы открыть для малыша такую возможность, предложите ему придумать продолжение хорошо знакомых сказок: что, например, стали делать звери после того, как медведь раздавил теремок? Как жила Машенька, перехитрившая медведя и вернувшаяся в коробе домой? И что стало с самим медведем: кто теперь варит ему кашку и печет пирожки?

ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ПАЛЬЧИКОВ  

С раннего же возраста можно показывать ребенку и спектакли на пальчиках. В них все герои, сцена и сюжет расположены на… одной или двух руках. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает и общается, создавая ощущение того, что он – живой актер. Пальчиковые куклы можно купить или сделать самим. Самый простой способ – купить светлые садовые перчатки и нарисовать на каждом пальчике забавную узнаваемую мордашку, приделать к ней ушки или хвостик.

Покупные пальчиковые куколки бывают деревянные и тряпичные. Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками. Можно встретить даже деревянного Змея Горыныча с тремя головами! Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому при выборе игрушки важно обратить внимание на его размер. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивать и, наоборот, не сдавливать слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано.

В ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЕ 

Деткам старше 3–4 лет можно предложить настольно-плоскостной театр – картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Для такого театра необходимы декорации, ведь в ходе игры дети поначалу частенько увлекаются деталями. Например, Аленушка, убегающая от Бабы-яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадет домой. Поэтому в «магазинном» комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т. д. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому герою свой неповторимый голос, а это не всегда звери и люди: подарить свой собственный голос бывает необходимо и волшебным феям, и ветру, и дереву. Такая игра развивает у ребенка не только воображение, но и речь и голосовой диапазон.

Другой вариант «театра на столе» – это конусный театр. В любом книжном магазине можно найти альбомы «Сказка для вырезания». Для создания театральной сценки персонажей нужно вырезать и склеить. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты, представляют собой геометрические фигурки: голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники, а усы – прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т. п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в таких постановках обычно используются не более трех куколок. Конусный или «цилиндровый» театр можно сделать и самим, свернув трубочки из обычных листов картона и нарисовав на них лица или мордочки. Из картона можно сделать и декорации: лес, реку, домик, избушку на курьих ножках, замок и т. д.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

С детьми, освоившими искусство простого сюжета и диалога, можно устроить дома и настоящий кукольный театр, купив набор кукол-бибабо – перчаточных кукол. Указательный палец управляет твердой объемной головой, а большой и средний – кукольными руками. Перчаточные куклы уже могут общаться и действовать, как настоящие люди: встречаться, обниматься, танцевать, ссориться и т. п. Чем больше интонационного и поведенческого разнообразия сможете передать вы или ваш ребенок, тем интереснее будет спектакль. А сюжеты можно брать как из книг, так и придумывать самостоятельно. Кстати, такой кукольный театр может помочь застенчивым и тревожным детям стать смелее и активнее: если «от себя» ребенку сложно выступить со стихотворением, рассказом или песенкой, то бойкой яркой кукле сделать это будет гораздо легче.  

ВЫХОД В СВЕТ

Конечно, кроме домашнего, есть и самый настоящий театр. И если вы хотите, чтобы привязанность к нему сохранилась на всю жизнь, необходимо позаботиться о первых встречах с профессиональной сценой, ведь детские впечатления – самые цепкие и живучие.

О ЧЕМ НУЖНО ПОМНИТЬ: 

  1. Если ваше чадо с недоверием относится ко всему новому и неизвестному, заранее прочтите с ним сказку, спектакль по которой хотите посмотреть. Будет здорово, если вы полистаете книжки с разными иллюстрациями к одному произведению: так ребенок узнает, что на одно и то же можно смотреть по-разному, а спектакль добавит еще один взгляд на сюжет.
  2. В постановке ожидается участие «страшных» персонажей, а ваш малыш не из храбрецов? Поговорите с ним о том, как можно разглядеть в страшном – смешное. В спектаклях для самых маленьких это обычно несуразные костюмы или грим, какие-то особенности поведения или интонаций Бабы-яги или злого волшебника.
  3. Для активных и подвижных ребят лучше выбирать интерактивные спектакли – сегодня их очень много в театральных группах при развивающих центрах. Однако если ребенок стесняется и не хочет участвовать в общем действии, не нужно настаивать: позвольте ему быть наблюдателем столько, сколько потребуется.
  4. Планируя посещение театра, позаботьтесь и о том, чтобы оно не нарушило привычный ритм дня. Если кроха спит днем, не стоит брать билеты на спектакль, начинающийся в обед – переутомление сведет на нет всю пользу от культпохода. Очень важно не совмещать театр с другими развлечениями и мероприятиями – это правило действует даже для детей младшего школьного возраста. Театр (даже если спектакль длится всего 15–20 минут) предоставляет ребенку столько информации, что ее надо пережить, «переварить». И если к этому добавить еще и парк с аттракционами, поход в кафе или в гости, у малыша возникнет «перегруз».
  5. Повышенная информационная и эмоциональная нагрузка (в театре ребенок встречается не только с самим спектаклем, но и с большим количеством посторонних людей, необходимостью по-другому себя вести и т. д., и т. п.), приводит к тому, что поход в театр часто заканчивается капризами и слезами. Будьте снисходительны к ребенку – представьте, сколько новых впечатлений на него обрушилось! Не сердитесь, а посочувствуйте и помогите ему с ними справиться: обнимите, успокойте, начните тихонько разговаривать о том, что он видел и что ему особенно запомнилось.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

Выбирайте спектакль, исходя из интересов и особенностей своего ребенка и, конечно, с учетом его возраста! Вряд ли трехлетке понравится «Малыш и Карлсон», а вот новый взгляд на знакомых сказочных героев – Колобка или Муху-Цокотуху, да еще соединенный с возможностью самому поучаствовать в их приключениях, наверняка, запомнится надолго.

ТЕАТР ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ:

Ульяновский Театр Кукол имени народной артистки СССР В. М. Леонтьевой

Адрес: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 10

тел. для справок 41-21-50

http://teatrkukol-73.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем ребенку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?         Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Что...

Зачем ребенку кукольный театр?

Консультация для родителей...

«Театр в жизни ребенка. Домашний театр — это средство воспитания детей и объединения семьи».

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формировани...

Конспект занятия Совместная индивидуальная коррекционная деятельность с ребенком младшего возраста с нарушениями в развитии (безречевой ребенок) «Настольный театр «Репка»

Конспект занятияСовместная индивидуальная коррекционная деятельностьс ребенком младшего возраста с нарушениями в развитии(безречевой ребенок)«Настольный театр «Репка»С использованием...

Перспективный план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию во II группе раннего возраста в условиях малого социума (дома ребенка)

В данной статье представлен годовой план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию во II группе раннего возраста (1-2 года) в условиях малого социума (дома ребенка). Лексические темы мес...

Перспективный план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию в I младшей группе в условиях малого социума (дома ребенка)

В данной статье представлен годовой план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию в I младшей группе (2-3 года) в условиях дома ребенка. Лексические темы месяца взяты из интегрированной...

Перспективный план по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений во II младшей группе в условиях малого социума (дома ребенка)

В данной статье представлен годовой перспективный план по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений во II младшей группе (3-4 года) в рамках дома ребенка. Лексически...