Перспективный план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию в I младшей группе в условиях малого социума (дома ребенка)
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Куликова Елена Валерьевна

В данной статье представлен годовой план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию в I младшей группе (2-3 года) в условиях дома ребенка. Лексические темы месяца взяты из интегрированной коррекционно - развивающей программы "УМКА", основные темы и программное содержание занятий из рабочей учебной программы по сенсорному развитию (автор Куликова Е. В.). Данный материал наиболее полезен и интересен воспитателям I младшей группы, которые работают с детьми с 2 до 3 лет, родителям для домашнего обучения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка»

Перспективный план по развитию действий с предметами

и сенсорному развитию

в I младшей группе

 в условиях малого социума (дома ребенка)

воспитателя высшей квалификационной категории

Куликовой Елены Валерьевны

Тюмень

2021

Лексическая тема месяца

Тема занятия

Программное содержание

2 г. – 2 г. 6 мес.

Сентябрь

1-2 недели: Диагностика УНПР детей.

3-4 недели: Человек, части тела и. лица

Октябрь

Осень. Дождь. Овощи.

Ноябрь

Осень. Овощи. Фрукты.

Декабрь

1-2 недели: Зима. Одежда. Обувь.

3-4 недели: Зима. Скоро праздник Новый год.

Январь

1-2 недели: Рождественские каникулы.

3-4 недели: Игрушки.

Февраль

1-2 недели: Зимние забавы.

3-4 недели: Домашние животные и их детеныши.

Цвет (называние взрослым всех оттенков/ называние детьми: красный, желтый/ красный, желтый, синий, зеленый).

  1. Выбор однородных предметов по цвету из четырех предложенных.
  2. Нанизывание бус одного цвета.
  3. Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на две группы (красный - синий, желтый - черный); более близких по цвету (красный - желтый, синий - зеленый).
  4. Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех.
  5. Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»
  6. Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки» (попарно размещение цветовых элементов).
  7. Рисование на тему «Огоньки вечером».

        8.     Рисование красками на тему «Апельсин».

        9.     Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и

                                 грибочки».

  1. Рисование красками на тему «Листья деревьев».
  2. Выкладывание из мозаики на тему «Гуси с гусятами».
  3. Лото «Разноцветная посуда».
  4. Лото «Цветные фоны».
  5. Помоги куклам найти свои игрушки (группировка однородных и соотнесение разнородных предметов по цвету).
  6. Аппликация без наклеивания «Праздничный салют» /выкладывание на фланелеграфе/.

Форма. 

  1. Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.
  2. Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на 2 группы (квадрат - круг, треугольник - овал);

       более близких по форме (круг - овал, прямоугольник –

       квадрат).

  1. Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из

       четырех (круг - квадрат, круг - треугольник, круг –

       прямоугольник, квадрат - треугольник, квадрат - овал,

       треугольник - прямоугольник, треугольник - овал).

  1. Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению.
  2. Подбор фигуры по образцу.
  3. «Закрой окошечки автобуса».
  4. «Почтовый ящик».

Величина. 

        1.   Соотнесение предметов двух заданных форм и величин

              при выборе из четырех. (+ форма).

        2.   Раскладывание        однородных предметов, резко различных по

              величине (большой, маленький); более близких по величине.

  1. Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях (большие и малые круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы)       .(+ форма).
  2. Матрешка из 4-5 частей.
  3. Пирамидка из 6-8 колец.
  4. Вкладные кубы (4-6).
  5. Аппликация без наклеивания (самолеты, снеговик, пирамида, неваляшка) из фигур разной величины.

Мыслительные операции. 

  1. Кубики с картинками для малышей. Набор № 4.
  2. Разрезные картинки из 2х - 4х частей с диагональным разрезом; вырезом угла; со сложным разрезом.
  3. Парные игрушки, картинки из 3-4 частей.
  4. Классификация по темам: «Игрушки», «Одежда».
  5. Количественное представление: один - много.
  6. Предметное лото.
  • Учить группировать однородные предметы по одному из признаков (величина, форма или цвет), по образцу и слову взрослого (большой, маленький, такой, не такой). Можно использовать для обозначения формы названия предметов (прямоугольник — кирпичик, овал — яйцо, цилиндр — труба, трехгранная призма —  крыша и т. д.). Различать и группировать предметы по цвету (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), по форме (круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал).
  • Учить группировать однородные предметы, резко различные по величине (большой—маленький), форме (квадрат—  круг треугольник—овал), цвету (красный—синий, желтый— черный); затем более близкие по величине, форме (круг- овал, прямоугольник—квадрат,), цвету (красный—желтый, синий—зеленый),
  • Давать задания на соотнесение предметов по одному из свойств: собирать бусы одного, а затем разного цвета и формы путем нанизывания; вставлять грибочки одного цвета в столик такого же цвета, геометрические вкладыши разной величины или формы вкладывать в соответствующие гнезда, складывать по образцу простые рисунки из геометрической мозаики. Соотносить вначале предметы резко различных, а затем более сходных свойств. Осуществлять выбор предметов заданного свойства из двух разновидностей (предметы одной формы, но разного цвета или разной формы, но одного цвета и т. п.). Развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук.
  • Проводить занятия: с пирамидами из 6—8 колец, вкладышами кубами (4—6), бочатами, многоместными матрешками (4—6); лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», с разрезными картинками из 2 частей, складными, кубиками из 4 частей, с предметным лото, «Кто так кричит?", «Как кукушка кукует?», «Как звенит колокольчик?»,  "Послушай  и назови, что слышно?». Занятия по аппликации без наклеивания: раскладывать на фланелеграфе  готовые формы контрастных цветов — «Праздничный салют», изображение из геометрических фигур — котенок с мячом, шар, мяч; из фигур разной величины — самолеты, снеговик, пирамида, неваляшка.

2 г. 6 мес. – 3 г.

Март

Весна. Дикие животные и их детеныши.

Апрель

Весна. Домашние птицы и их детеныши.

Май

1-2 недели: Весна. Транспорт.

3-4 недели: Весна. Посуда.

Июнь

Июль

Август

Лето. Цветы. Насекомые.

Цвет (называние взрослым всех оттенков/ называние детьми: красный, желтый, синий, зеленый/ красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).

        1.   Нанизывание бусин разного цвета (чередование предметов по

              цвету).

  1. Д/и «Подбери шарики по цвету» (соотнесение предметов по

       образцу) - кр., ж., е., з., б., ч..

  1. Д/и «Цветные бантики» (выбор предметов по слову «Дай. .Где?» (синий, зеленый)).
  2. Лото «Разноцветная посуда».
  3. Лото «Цветные фоны».
  4. Д/и «Спрячь мышку».

Форма. 

  1. Нанизывание бусин разной формы (чередование предметов по форме).
  2. «Чудесный мешочек» (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр, конус).
  3. Аппликация без наклеивания (солнышко, елочка, домики, забор, праздничные флажки).
  4. «Почтовый ящик» (соотнесение формы предметов к форме отверстия).
  5. Нахождение формы в предмете (Чебурашка, дом и пр.).

Величина. 

  1. Нанизывание больших и маленьких бусин (чередование

       предметов по величине).

  1. Матрешка из 5-6 частей.
  2. Пирамидка сложной формы из 8-12 колец.
  3. Вкладыши из 5-6 предметов.
  4. Выкладывание домиков из геометрических форм разной величины.

Мыслительные операции.

  1.  Разрезные картинки из З-х частей.
  2.  Кубики с картинками. Набор №6.
  3. Парные игрушки, картинки из 4 частей (на столе).
  4. Классификация предметов по темам «Игрушки», «Одежда»,

                «Посуда».

  1. Д/и «Угадай, сколько?» (один, много).
  2.  Предметное лото.
  3.   «Угадай, что изменилось?»
  4.    «Какого цвета цветок?»

  • Закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине. Учить различать и называть цвет (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный); форму (круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал), заменяя названия формы названием соответствующих предметов; величину контрастную (большой, маленький) и менее контрастную (больше, меньше, очень большой, очень маленький, самый маленький). Предлагать задания на соотнесение предметов по 2—3 свойствам.
  • Используя мозаику геометрическую и мелкую, учить детей изображать простейшие предметы с соответствующими сенсорными свойствами, складывать рисунок, учитывая цвет, форму, величину по образцу и самостоятельно.
  • Продолжать развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук. Развивать первые числовые представления (много, мало, один, два, больше, меньше).
  • Проводить занятия: с пирамидками сложной формы из 8—12 колец, с лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», разрезными картинками и складными кубиками из 4-6 частей, содержащими не более 4 элементов, с предметным лото, парными картинками; дидактические игры «Сделай, что нужно», «Чего не хватает», «Угадай, что изменилось», «Скажи, чего не стало», «Угадай па ощупь и назови», «Послушай и назови, что слышно», «Угадай и скажи, кто так кричит» и занятия: «Как звенит колокольчик?», «Кто, как кричит?» и др. Использовать природный материал на прогулке для развития восприятия цвета (ромашка — белая, василек — синий, мак — красный, одуванчик — желтый или белый, трава — зеленая и т. д.), величины, веса (наполнить песком ведра разных размеров и сравнить их по тяжести) и т. д.
  • Проводить занятия по аппликации без наклеивания — составлять изображения предметов из геометрических фигур, учитывая форму, величину, цвет («солнышко», «елочка», «домики», «забор», «праздничные флажки» и др.).
  •  Для развития представлений о числе использовать пирамиды, грибочки, палочки, шарики, природный материал (камешки, шишки, желуди и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по развитию действий с предметами и сенсорному развитию

В данном перспективном планировании занятия разбиты по уровню нервно-психического развития детей раннего возраста (по эпикризным срокам)....

Познавательное развитие дошкольников. Конспект НОД по сенсорному развитию в первой младшей группе «Шарфик. Сравнение предметов по ширине»

Познавательное развитие дошкольников.Конспект НОД по сенсорному развитию  в первой младшей группе «Шарфик. Сравнение предметов по ширине»...

Конспект НОД развитие логического мышления на основе сенсорного развития в первой младшей группе

Занятие.«Потерянные бусы».Программное содержание.Образовательные задачи:                        Обучать способам логического мышления, разви...

Отчет к педсовету "Сенсорное развитие малышей от 1 до 2 лет в условиях дома ребенка"

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить, так как этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем ...

Перспективный план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию во II группе раннего возраста в условиях малого социума (дома ребенка)

В данной статье представлен годовой план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию во II группе раннего возраста (1-2 года) в условиях малого социума (дома ребенка). Лексические темы мес...

Перспективный план по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений во II младшей группе в условиях малого социума (дома ребенка)

В данной статье представлен годовой перспективный план по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений во II младшей группе (3-4 года) в рамках дома ребенка. Лексически...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ...