Перспективный план по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений во II младшей группе в условиях малого социума (дома ребенка)
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Куликова Елена Валерьевна

В данной статье представлен годовой перспективный план по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений во II младшей группе (3-4 года) в рамках дома ребенка. Лексические темы месяца взяты из интегрированной коррекционно - развивающей программы "УМКА", основные темы занятий и программное содержание из программы Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду" . Данный материал наиболее интересен воспитателям II младшей группы, которые работают с детьми с 3 до 4 лет, родителям для домашнего обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка»

Перспективный план

 по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений

во II младшей группе

 в условиях малого социума (дома ребенка)

воспитателя высшей квалификационной категории

Куликовой Елены Валерьевны

Тюмень

2021

Лексическая тема месяца

Программное содержание

Дидактический наглядный материал

Сентябрь

1-2 недели: Диагностика УНПР детей.

3-4 недели: Человек, части тела и. лица.

Занятие 1.
   •    Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб

        (кубик) независимо от цвета и размера фигур.


Занятие 2.
   •    Закреплять умение различать контрастные по величине

        предметы, используя при этом слова большой, маленький.

 Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.
 
Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

 Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Октябрь

Осень. Дождь. Овощи.

Занятие 1.
   •     Закреплять умение различать количество предметов, используя

         слова один, много, мало.
   Занятие 2.
   •     Познакомить с составлением группы предметов из отдельных

          предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать

         слова много, один, ни одного.
   Занятие 3.
   •     Продолжать формировать умение составлять группу предметов

          из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить

          отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности

          словами один, много, ни одного.
   •     Познакомить с кругом; учить обследовать его форму

          осязательно-двигательным путем.
   Занятие 4.
   •     Совершенствовать умение составлять группу из отдельных

         предметов и выделять один предмет из группы, обозначать

         совокупности словами один, много, ни одного.
   •     Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его

         осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по

         величине: большой, маленький.

Демонстрационный материал. Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал. Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

 Раздаточный материал. Овощи (по количеству детей), большие и маленькие кружки разного цвета.

Ноябрь

Осень. Овощи. Фрукты.

Занятие 1 .
   •     Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат

          сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
   •     Совершенствовать умение составлять группу предметов из

          отдельных предметов и выделять один предмет из группы;

          обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
   Занятие 2.
   •      Учить находить один и много предметов в специально

          созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?»,

          используя слова один, много.
   •      Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами

          наложения и приложения, обозначать результаты сравнения

          словами длинный – короткий, длиннее – короче.
   Занятие 3.
   •      Продолжать учить находить один и много предметов в

          специально созданной обстановке, обозначать совокупности

          словами один, много.
   •      Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.
   Занятие 4.
   •      Закреплять умение находить один и много предметов в

          специально созданной обстановке, обозначать совокупности

          словами один, много.
   •      Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

Демонстрационный материал. Две картонные дорожки одинакового цвета, но разной длины, две корзины с большими и маленькими мячами.

Раздаточный материал. Большие и маленькие мячи (для каждого ребенка по одному мячу).

Демонстрационный материал. Четыре-пять групп игрушек, 2 коробки разного размера.

Раздаточный материал. Ленточки одного цвета, но разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка).

Демонстрационный материал. «Посылка» с игрушками (машины, матрешки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга – 14 см).

Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга – 8 см).

Демонстрационный материал. Используется обстановка группы – игровой уголок (куклы, стулья, чашки и т.д.; стол, мишка, чайник и т. д.), книжный уголок (книги, картинки; полка, подставка для книг и т.д.); гараж (несколько маленьких машин, одна большая машина); силуэт паровоза, листы цветной бумаги (вагоны).

 Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина стороны квадрата 8 см, диаметр круга 8 см; по одному для каждого ребенка).

Декабрь

1-2 недели: Зима. Одежда. Обувь.

3-4 недели: Зима. Скоро праздник Новый год.

Занятие 1.
   •   Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.
   • Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2.
   • Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
   • Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
   • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3.
   • Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.
   • Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4.
   • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.
   • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

Демонстрационный материал. Оборудование и атрибуты физкультурного зала, 2 шнура разного цвета и длины (свернуты в большой и маленький клубки), колобок.

Демонстрационный материал. Круг (диаметр 14 см), квадрат (длина стороны 14 см) одинакового цвета; игрушка-кошка, большой и маленький стаканы для карандашей, поднос для геометрических фигур.

Раздаточный материал. Карандаши разных цветов (длина – 10 см и 20 см); круги (диаметр 7–8 см), квадраты (длина стороны 7–8 см).

Демонстрационный материал. Игрушка снеговик, 4 ведерка, 4 совочка.

Раздаточный материал. Однополосные карточки с изображениями 3–4 снеговиков без шапочек-ведерок, на подносах – по 3–4 шапочки-ведерка, контурные изображения варежек на правую и левую руки.

 Демонстрационный материал. Два шарфика одинакового цвета, но разной длины, кукла.

Раздаточный материал. Ветки разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), птички, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), шнуры.

Январь

1-2 недели: Рождественские каникулы.

3-4 недели: Игрушки.

Занятие 1.
   • Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
   • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 2.
   • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
   • Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
   • Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3.
   • Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.
   • Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
   • Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

Занятие 4.
   • Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
   • Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Демонстрационный материал. Широкая и узкая дорожки одинаковой длины, выложенные из строительного материала; картинка с изображением козы.

Раздаточный материал. Однополосные карточки, на подносе – картинки с изображением козлят и кочанов капусты (по 4–5 шт. для каждого ребенка).

Демонстрационный материал. Два изготовленных из картона ручейка, разных по ширине; цветы с круглой и квадратной сердцевинами.

Раздаточный материал. Однополосные карточки, блюдца и оладушки, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), цветы с круглой и квадратной сердцевинами меньшего размера, чем у воспитателя (по одному цветочку для каждого ребенка).

Демонстрационный материал. Игрушка – заяц, письмо, круг (диаметр 10 см), треугольник (длина стороны 10 см), 2 «ледяные» дорожки одинаковой длины, изготовленные из картона (ширина одной 30 см, другой – 15 см).

Раздаточный материал. Круги (диаметр 5 см), треугольники (длина стороны 5 см); однополосные карточки с наклеенными на них домиками – квадратами и контурными изображениями крыш – треугольниками (на карточке по 5 домиков); на подносах – треугольники (по 5 шт. для каждого ребенка), соответствующие по размеру контурным изображениям на карточках.

Демонстрационный материал. Грузовик, кубики (5 шт.), матрешки (5 шт.); круг (диаметр 10 см), квадрат (длина стороны 10 см), треугольник (длина стороны 10 см); лесенка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, разделенные на «окошки»: в верхних «окошках» изображены матрешки (5 шт.); на подносах – по 5 мячей, вырезанных из картона; круги, квадраты, треугольники (по одному для каждого ребенка).

Февраль

1-2 недели: Зимние забавы.

3-4 недели: Домашние животные и их детеныши.

Занятие 1.
   • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
   • Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
   • Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Занятие 2.
   • Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже.
   • Упражнять в определении пространственных направлений от себя.
   • Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 3.
   • Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
   • Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

Занятие 4.
   • Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.
   • Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, круг, квадрат, треугольник, елка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки; елочки и зайчики, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка); плоскостные изображения елочек (высота 15–20 см); геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) двух размеров и двух цветов.

Демонстрационный материал. Две елочки, контрастные по высоте; картонный заборчик на подставке, воробьи (по количеству детей).

Раздаточный материал. Заборчики контрастные по высоте (по 2 шт. для каждого ребенка); зерна.

Демонстрационный материал. Две контрастные по высоте матрешки (плоскостные изображения).

Раздаточный материал. Контрастные по высоте пирамидки (плоскостные изображения; по 2 шт. для каждого ребенка), однополосные карточки, на подносах – квадраты и треугольники (по 5 шт. для каждого ребенка), гаражи, выстроенные из строительного материала, машины.

Демонстрационный материал. Картинка с изображением 5 снеговиков без носиков-морковок, 5 морковок, 2 мешочка одинакового цвета.

Раздаточный материал. Однополосные карточки; варежки, украшенные снежинками (по 4 для каждого ребенка); варежки без снежинок (по 1 для каждого ребенка); пирамидки, разные по высоте (по 2 для каждого ребенка).

Март

Весна. Дикие животные и их детеныши.

 Занятие 1.
   • Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну.
   • Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2.
   • Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше.
   • Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3.
   • Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.
   • Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.

Занятие 4.
   • Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
   • Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).
   • Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Демонстрационный материал. Фланелеграф; контурные изображения котят и корзинок (по 5 шт.); геометрические фигуры разной величины и разного цвета (круг, квадрат, треугольник), поднос.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки; мишки и конфеты, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка); геометрические фигуры разной величины и разного цвета (круги, квадраты, треугольники; по одной для каждого ребенка).

Демонстрационный материал. Высокие красные и низкие синие ворота, стульчики (на один больше количества детей).

Раздаточный материал. Полоски-дорожки зеленого и желтого цветов разной длины, машины (по 2 для каждого ребенка).

Демонстрационный материал. Фланелеграф, 5 птичек, 5 зернышек, картинка с изображением играющего ребенка, картинка с изображением спящего ребенка.

Раздаточный материал. Однополосные карточки; картинки с изображением скворечников без окошек (по 5 шт. для каждого ребенка); кружочки (на один меньше, чем скворечников).

Демонстрационный материал. Фланелеграф; картинки с изображением бычка, мышки, лягушки, зайца, вороны, поросят; 3–4 елочки; барабан, металлофон, дудочка; 2 дорожки разной длины, 2 домика, 2 двери разной ширины, дощечки разной высоты; домики с нарисованными на них геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником; аудиозапись песенки трех поросят.

Раздаточный материал. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для каждого ребенка), полоски разной ширины (двери домиков).

Апрель

Весна. Домашние птицы и их детеныши.

Занятие 1.
   • Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
   • Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2.
   • Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
   • Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.
   • Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа.

Занятие 3.
   • Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.
   • Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.
   • Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Занятие 4.
   • Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.
   • Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, 2 куклы, бусы, состоящие из трех бусинок одного цвета и величины, дудочка, квадрат синего цвета, квадрат красного цвета.

Раздаточный материал. Вырезанные из картона круги-бусинки (по 3 шт. для каждого ребенка), двухполосные карточки, треугольники (по 4 шт. для каждого ребенка), квадраты (по 4 шт. для каждого ребенка), разноцветные треугольники и квадраты для игры «Найди пару».

Демонстрационный материал. Фланелеграф, большой и маленький клоуны, игрушечная собачка, кружочки (4 шт.), погремушка.

Раздаточный материал. Однополосные карточки, кружочки (по 4 для каждого ребенка), карточки с изображением игрушек, музыкальных инструментов, предметов одежды разного размера.

Демонстрационный материал. Кукла, медведь, шарики, круги красного, синего и желтого цветов, карточка с кругами тех же цветов.

 Раздаточный материал. Шарики, круги красного, синего и желтого цветов.

Демонстрационный материал. Карточка-образец с изображением бабочек – желтая, красная, зеленая, желтая; цветы тех же цветов (по количеству детей), модель частей суток (круг со стрелкой, разделенный на четыре части).

Раздаточный материал. Бабочки – желтая, красная, зеленая, желтая, карточки с изображением детей в разное время суток.

Май

1-2 недели: Весна. Транспорт.

   Занятие 1.
   • Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями 
столько – сколько, больше – меньше.
   • Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами 
большой, маленький.
   • Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги 
на, под, в и т. д.

Занятие 2.
   • Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятия 3–4.
        Свободное планирование работы с учетом усвоения

        программного материала и особенностей конкретной возрастной

        группы.

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, кукольная мебель, кукольная одежда для прогулки двух размеров.

Раздаточный материал. Контурные изображения кофточек с петельками, пуговки-кружочки.

Демонстрационный материал. Три карточки с изображением геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат зеленого цвета, круг синего цвета; три круга разного размера желтого цвета, треугольник желтого цвета, большой круг желтого цвета; маленький круг красного цвета, большие круг, треугольник и круг зеленого, желтого и красного цвета); мешочек, в котором лежат большие и маленькие кубы и шары разных цветов и размеров.

Раздаточный материал. Палочки (4 красные и 3 зеленые палочки для каждого ребенка), веревочки.

Июнь

Июль

Август

Лето. Цветы. Насекомые.

        Закрепление пройденного материала в летний период на участке или в группе в зависимости от погодных условий.

Используется выносной материал для прогулок, природный материал и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе. (образовательная область Познание)

Перспективное планирование по формированию у младших дошкольников элементарных математических представлений...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе "Много - мало, больше - меньше".

Цель. Учить сравнивать одну группу предметов с другой. Различать большее и меньшее количество визуально. Находить закономерность в отдельных заданиях. Развивать логическое мышление, внимание, воображе...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе по теме "В гостях у сказки "Теремок"

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе Воспитатель: Верликова Татьяна ЮрьевнаТема занятия: &laq...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе

Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельностивнимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способовумственной деятельности (умение элементарно...

Перспективный план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию в I младшей группе в условиях малого социума (дома ребенка)

В данной статье представлен годовой план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию в I младшей группе (2-3 года) в условиях дома ребенка. Лексические темы месяца взяты из интегрированной...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе с использованием ИКТ «Терем – теремок»

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе с использованием ИКТ «Терем – теремок»...