"Речевая игротека"
методическая разработка (старшая группа)

Попленкина Жанна Викторовна

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Речевая игротека»

 

Цель: приобщение родителей к формированию и развитию речевых навыков детей

Задачи:

Расширять знания о возрастных особенностях речевого развития детей;

Формировать практические навыки организации и проведения речевых игр;

Формировать позитивные отношения сотрудничества педагога и родителя в вопросах воспитания и развития детей.

Участники: родители детей старшей группы, воспитатель, учитель-логопед.

Оборудование: мультимедийная установка; звуковые лабиринты из пособия Л.А.Комаровой; схемы для составления рассказов; мяч, индивидуальные карточки с четверостишьями/

Ход мероприятия:

I. Выступление учителя-логопеда. Игры на автоматизацию поставленных звуков.

     Речь любого человека является в первую очередь средством коммуникации и социализации. От того, как человек может изложить свои мысли, просьбы, пожелания, зависит уровень его комфортности в обществе. Все то же самое касается и ребенка 5 лет. Задача и родителей, и педагогов помочь ребенку достичь именно этого комфортного пребывания в различных социальных группах: будь то группа детского сада, или детская площадка, или творческое объединение, спортивная секция.

Сегодня мы попробуем вооружить вас, уважаемые родители, практическими навыками развития речевых умений на примере речевых игр и игровых упражнений.

1.     Вначале остановимся на звуковой стороне речи детей. Реалии нашей группы показывают, что произносительные навыки в той или иной мере страдают практически у всех детей. Поэтому проблема автоматизации поставленных звуков встает очень остро. Как разнообразить этап автоматизации, сделать его интересным и продуктивным? На помощь придут игры, ваша личная заинтересованность и эмоциональность.

     Итак, основной целью всех этих игр является плавное и необратимое введение поставленных звуков в речь. В то же время, каждая игра направлена на формирование конкретных речевых навыков, касающихся различных разделов языка (лексика, грамматика, синтаксис)

Логопед предлагает родителям практически освоить следующие игры:

«Назови ласково». Цель: формирование словообразовательных навыков, умения правильно употреблять уменьшительно-ласкательные морфемы.

Ребенку предлагается изменить названное родителем слово так, чтобы оно звучало ласково, либо назвать этот же предмет, если бы он стал маленьким:

«Один – много». Цель: формирование словоизменительных навыков путем изменения единственного числа на множественное и изменения окончания словоформы.

Очень важным в этом упражнении является развитие у ребенка языкового чутья. Поскольку в русском языке существуют как часто употребляемые и легко усваиваемые словоформы (столы, хвосты, игрушки), так и словоформы, в которых изменяется не только окончание, но ударение (дом – дома), появление гласной в корне (пень – пни, перец-перцы). Надо ребенку предлагать и обратный вариант этой игры, когда от формы множественного числа предлагается образовать форму единственного числа (ладони – ладонь).

«Мой, моя, мои» или «Жадина». Цель: формирование навыка согласования притяжательного местоимения с существительным в роде, числе.

Ребенку предлагается подобрать картинки, которые бы подошли к слову МОЯ (дальше, МОЙ, МОИ). Особенно важна эта игра для детей с тяжелыми нарушениями речи.

«Эхо». Цель: развитие речевой памяти и речевого внимания.

Ребенку предлагается запомнить и повторить в заданном порядке от 3 до 5 слов. Количество слов для запоминания зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Речь взрослого при этом по темпу должна приближаться к разговорной, а не быть замедленной.

«Загадки». Цель: расширение словаря, развитие мышления

Родитель в этой игре должен проявить собственное творчество и воображение. Лучше, чтобы загадки были однотипными. Например, можно использовать только прилагательные для всех слов (резиновые, зеленые… — ласты; глубокая, темная… — шахта). Либо глаголы (плыть, обгонять…- ласты; копать, спускаться…- шахта). Когда ребенок отгадает все загадки, родитель показывает на любую картинку и предлагает ребенку вспомнить те слова, которые к ней относились. Таким образом мы развиваем и речевую память, и речевое внимание.

«Вчера, сегодня, завтра». Цель: развитие навыка составления предложения с заданным словом.

Данный тип заданий дается детям нелегко. Вначале предлагается придумать предложение с заданным словом. (В шахте добывают уголь). Затем добавить в это предложение слово СЕГОДНЯ (Сегодня в шахте добывают уголь). То же с другими наречиями. Сложность в том, что ребенок должен изменить глагол в предложении соответственно новому слову (вчера – добывали, завтра – будут добывать).

«Пальчик загибай, количество называй». Цель: формирование навыка согласования числительных с существительным.

Очень продуктивно привязать такой счет к пальцевому счету. Для этого предлагается считать предмет с одновременным загибанием пальцев в кулак, начиная с большого. Обратный счет сопровождается разгибанием пальцев из кулака.

II. Выступление воспитателя. Обогащение словаря детей дошкольного возраста   в процессе игровой деятельности

«…Вызов  слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот — то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».

К.Д. Ушинский

 Все мы знаем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игра оказывает важное воздействие на становление речи.   Поэтому мы должны побуждать детей через игровую деятельность в общении друг с другом, со взрослыми к комментированию своих действий, что будет благоприятно способствовать, формированию грамматического строя языка, и, конечно же, обогащению словаря дошкольника.

 А богатый словарный запас является необходимым условием для общения детей.

Игра «Снежный ком» — 1

Цель игры: обогащение словаря.

    Ребенок должен запомнить первоначальный вариант слов, повторить его, но с добавлением своего примера (таким образом мы выстраиваем цепочку слов, связанных между собой по какому-то признаку)

 

Родителям предлагаем «собрать» свою цепочку слов (тему определяют сами)

 

Игра «Снежный ком» — 2

Цель игры: обогащение словаря.

В данном варианте мы работаем над словами – признаками и словами -действиями.

Употребление этих слов в общении, делает речь ребенка более выразительной

Задание для родителей (в командах):

Продолжить перечень слов –признаков к картинке 1

Продолжить перечень слов –действий   по картинке 2

Игра с карточками

Цель: обогащение словаря

 

Ребенок выбирает любую карточку из предложенных и должен назвать как можно больше признаков и свойств данного предмета

 

Задание – игра с родителями

Игра «Отвечай быстро»

Цель: по имеющимся признакам определить   о чем или о ком идет речь.

Задание для родителей (работа в 2-х командах):

Одни называют слова – признаки, а другие называют предмет, о котором идет речь (затем поменяться)

Игра «Кто бодает?», «Кто летает?», «Кто плавает?»

По опорной схеме отвечаем на вопрос.

! Обратить внимание на ответы детей (Кто летает? или Что летает?)

Работа над предложением

Дети должны закончить предложение, опираясь на свой опыт.

 

Задание для родителей (в командах)

 

Игра «Закончи предложение»

Распространение предложений

Мы поработали со словами — предметами, со словами — признаками, свойствами, со словами- действиями.

Вся эта работа сводится к одной важной цели — обогащению словаря ребенка, умению ими пользоваться. Работе над предложением отводится особое значение.

 Дети должны правильно строить ответ на вопросы.

Предложения детей не должны быть односложными.

Задание для родителей (в командах)

Игра «Распространение предложений»

Составление рассказов – описаний (по схемам)

Каждая лексическая тема включает составление рассказов — описаний по опорной схеме, что в дальнейшем является большим подспорьем в речевой деятельности ребенка.

 

Задание для родителей

Выбрать любую опорную схему и составить рассказ-описание (работа в командах)

Поощряйте у ребенка стремление задавать вопросы. Составляйте вместе с ребенком рассказы по   картинкам

III. Выступление учителя-логопеда. Значимость интонационной стороны речи в развитии коммуникации.

Интонация – это манера произношения, отражающая какие-либо чувства говорящего.

Задание для родителей

Родителям предлагается предложение, которое надо проговорить, меняя логическое ударение и проанализировать, как от этого зависит смысл высказывания.

Разделите это яблоко на равные части.

Разделите это яблоко на равные части.

Разделите это яблоко на равные части.

Задание для родителей

Родителям предлагаются карточки с четверостишьями новогодней тематики: надо прочитать стихи с заданной интонацией (грустно, радостно, обиженно, опаздывая).

Вывод: интонационная сторона речи может сделать наши высказывания более яркими, интересными, запоминающимися, что облегчает коммуникацию и социализацию человека в обществе.

Чем больше словарный запас ребенка, чем речь его более выразительна и красива, тем легче ребенку излагать свои мысли, тем комфортнее его положение в обществе.

Именно речевая игра является важным средством воспитания и развития.

И самое главное – чаще хвалите детей, даже за небольшие успехи!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Речевая игротека»

     Цель: приобщение родителей к формированию и развитию речевых навыков детей

     Задачи:

  • Расширять знания о возрастных особенностях речевого развития детей;
  • Формировать практические навыки организации и проведения речевых игр;
  • Формировать позитивные отношения сотрудничества педагога и родителя в вопросах воспитания и развития детей.

Участники: родители детей старшей группы, воспитатель, учитель-логопед.

Оборудование: мультимедийная установка; звуковые лабиринты из пособия Л.А.Комаровой; схемы для составления рассказов; мяч, индивидуальные карточки с четверостишьями.

Ход мероприятия:

I. Выступление учителя-логопеда. Игры на автоматизацию поставленных звуков.

     Речь любого человека является в первую очередь средством коммуникации и социализации. От того, как человек может изложить свои мысли, просьбы, пожелания, зависит уровень его комфортности в обществе. Все то же самое касается и ребенка 5 лет. Задача и родителей, и педагогов помочь ребенку достичь именно этого комфортного пребывания в различных социальных группах: будь то группа детского сада, или детская площадка, или творческое объединение, спортивная секция.

     Сегодня мы попробуем вооружить вас, уважаемые родители, практическими навыками развития речевых умений на примере речевых игр и игровых упражнений.

1.     Вначале остановимся на звуковой стороне речи детей. Реалии нашей группы показывают, что произносительные навыки в той или иной мере страдают практически у всех детей. Поэтому проблема автоматизации поставленных звуков встает очень остро. Как разнообразить этап автоматизации, сделать его интересным и продуктивным? На помощь придут игры, ваша личная заинтересованность и эмоциональность.

     Итак, основной целью всех этих игр является плавное и необратимое введение поставленных звуков в речь. В то же время, каждая игра направлена на формирование конкретных речевых навыков, касающихся различных разделов языка (лексика, грамматика, синтаксис)

    Логопед предлагает родителям практически освоить следующие игры:

«Назови ласково». Цель: формирование словообразовательных навыков, умения правильно употреблять уменьшительно-ласкательные морфемы.

Ребенку предлагается изменить названное родителем слово так, чтобы оно звучало ласково, либо назвать этот же предмет, если бы он стал маленьким:

«Один – много». Цель: формирование словоизменительных навыков путем изменения единственного числа на множественное и изменения окончания словоформы.

Очень важным в этом упражнении является развитие у ребенка языкового чутья. Поскольку в русском языке существуют как часто употребляемые и легко усваиваемые словоформы (столы, хвосты, игрушки), так и словоформы, в которых изменяется не только окончание, но ударение (дом – дома), появление гласной в корне (пень – пни, перец-перцы). Надо ребенку предлагать и обратный вариант этой игры, когда от формы множественного числа предлагается образовать форму единственного числа (ладони – ладонь).

«Мой, моя, мои» или «Жадина». Цель: формирование навыка согласования притяжательного местоимения с существительным в роде, числе.

Ребенку предлагается подобрать картинки, которые бы подошли к слову МОЯ (дальше, МОЙ, МОИ). Особенно важна эта игра для детей с тяжелыми нарушениями речи.

«Эхо». Цель: развитие речевой памяти и речевого внимания.

Ребенку предлагается запомнить и повторить в заданном порядке от 3 до 5 слов. Количество слов для запоминания зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Речь взрослого при этом по темпу должна приближаться к разговорной, а не быть замедленной.

«Загадки». Цель: расширение словаря, развитие мышления

Родитель в этой игре должен проявить собственное творчество и воображение. Лучше, чтобы загадки были однотипными. Например, можно использовать только прилагательные для всех слов (резиновые, зеленые… — ласты; глубокая, темная… — шахта). Либо глаголы (плыть, обгонять…- ласты; копать, спускаться…- шахта). Когда ребенок отгадает все загадки, родитель показывает на любую картинку и предлагает ребенку вспомнить те слова, которые к ней относились. Таким образом мы развиваем и речевую память, и речевое внимание.

«Вчера, сегодня, завтра». Цель: развитие навыка составления предложения с заданным словом.

Данный тип заданий дается детям нелегко. Вначале предлагается придумать предложение с заданным словом. (В шахте добывают уголь). Затем добавить в это предложение слово СЕГОДНЯ (Сегодня в шахте добывают уголь). То же с другими наречиями. Сложность в том, что ребенок должен изменить глагол в предложении соответственно новому слову (вчера – добывали, завтра – будут добывать).

«Пальчик загибай, количество называй». Цель: формирование навыка согласования числительных с существительным.

Очень продуктивно привязать такой счет к пальцевому счету. Для этого предлагается считать предмет с одновременным загибанием пальцев в кулак, начиная с большого. Обратный счет сопровождается разгибанием пальцев из кулака.

II. Выступление воспитателя. Обогащение словаря детей дошкольного возраста   в процессе игровой деятельности.

«…Вызов  слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот — то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».

К.Д. Ушинский

 Все мы знаем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игра оказывает важное воздействие на становление речи.   Поэтому мы должны побуждать детей через игровую деятельность в общении друг с другом, со взрослыми к комментированию своих действий, что будет благоприятно способствовать, формированию грамматического строя языка, и, конечно же, обогащению словаря дошкольника.

 А богатый словарный запас является необходимым условием для общения детей.

Игра «Снежный ком» — 1

Цель игры: обогащение словаря.

    Ребенок должен запомнить первоначальный вариант слов, повторить его, но с добавлением своего примера (таким образом мы выстраиваем цепочку слов, связанных между собой по какому-то признаку)

Родителям предлагаем «собрать» свою цепочку слов (тему определяют сами)

Игра «Снежный ком» — 2

Цель игры: обогащение словаря.

В данном варианте мы работаем над словами – признаками и словами -действиями.

Употребление этих слов в общении, делает речь ребенка более выразительной

Задание для родителей (в командах):

Продолжить перечень слов –признаков к картинке 1

Продолжить перечень слов –действий   по картинке 2

Игра с карточками

Цель: обогащение словаря

Ребенок выбирает любую карточку из предложенных и должен назвать как можно больше признаков и свойств данного предмета

Задание – игра с родителями

Игра «Отвечай быстро»

Цель: по имеющимся признакам определить   о чем или о ком идет речь.

Задание для родителей (работа в 2-х командах):

Одни называют слова – признаки, а другие называют предмет, о котором идет речь (затем поменяться)

Игра «Кто бодает?», «Кто летает?», «Кто плавает?»

По опорной схеме отвечаем на вопрос.

! Обратить внимание на ответы детей (Кто летает? или Что летает?)

Работа над предложением

Дети должны закончить предложение, опираясь на свой опыт.

Задание для родителей (в командах)

Игра «Закончи предложение»

Распространение предложений

Мы поработали со словами — предметами, со словами — признаками, свойствами, со словами- действиями.

Вся эта работа сводится к одной важной цели — обогащению словаря ребенка, умению ими пользоваться. Работе над предложением отводится особое значение.

 Дети должны правильно строить ответ на вопросы.

Предложения детей не должны быть односложными.

Задание для родителей (в командах)

Игра «Распространение предложений»

Составление рассказов – описаний (по схемам)

Каждая лексическая тема включает составление рассказов — описаний по опорной схеме, что в дальнейшем является большим подспорьем в речевой деятельности ребенка.

Задание для родителей

Выбрать любую опорную схему и составить рассказ-описание (работа в командах)

Поощряйте у ребенка стремление задавать вопросы. Составляйте вместе с ребенком рассказы по   картинкам

III. Выступление учителя-логопеда. Значимость интонационной стороны речи в развитии коммуникации.

Интонация – это манера произношения, отражающая какие-либо чувства говорящего.

Задание для родителей

Родителям предлагается предложение, которое надо проговорить, меняя логическое ударение и проанализировать, как от этого зависит смысл высказывания.

Разделите это яблоко на равные части.

Разделите это яблоко на равные части.

Разделите это яблоко на равные части.

Задание для родителей

Родителям предлагаются карточки с четверостишьями новогодней тематики: надо прочитать стихи с заданной интонацией (грустно, радостно, обиженно, опаздывая).

Вывод: интонационная сторона речи может сделать наши высказывания более яркими, интересными, запоминающимися, что облегчает коммуникацию и социализацию человека в обществе.

Чем больше словарный запас ребенка, чем речь его более выразительна и красива, тем легче ребенку излагать свои мысли, тем комфортнее его положение в обществе.

Именно речевая игра является важным средством воспитания и развития.

И самое главное – чаще хвалите детей, даже за небольшие успехи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека речевых игр

Речевые игры на образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения....

Игротека по развитию плавного речевого выдоха у детей

Рекомендации родителям по развитию плавного выдоха у детей...

ИГРОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР

Игротека речевых игр, направленных на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в свободной речи дошкольника, на развитие фонематического слуха, звукового анализа, памяти, внимания...

Игротека "Игры и упражнения для формирования у ребенка правильного речевого дыхания"

Игротека представляет собой набор разнообразных дыхательных игр. Игры  эмоциональны, увлекательны, способствуют формированию у ребенка правильного речевого дыхания...

игротека речевых игр «Живые картинки»

Цель:              «Для развития плавного целенаправленного ротового выдоха у детей»Рекомендации : Для использования на инд...

Развитие речевого дыхания. Игротека для родителей

В этой игротеке подобран материал для развития речевого дыхания. Материал очень актуален и интересен. Можно брать и сразу использовать в работе....