Консультация для родителей "Правила этикета для детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Назарова Елена Юрьевна

Правила этикета для детей — одна из важных тем, которую родители должны поднимать в своей семье своевременно.Человек любого возраста, живущий в обществе, должен считаться с нормами поведения, принятыми этим обществом, и следовать им.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Правила этикета для детей дошкольного возраста » Подготовила: воспитатель Е. Ю. Назарова Москва 2021 Департамент образования города Москвы. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1512». Дошкольные группы расположенные по адресу: улица Красный Казанец, 19А.

Слайд 2

Правила этикета для детей — одна из важных тем, которую родители должны поднимать в своей семье своевременно. Человек любого возраста, живущий в обществе, должен считаться с нормами поведения, принятыми этим обществом, и следовать им. Что такое этикет? Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В этикете высоко ценятся умение управлять своими эмоциями, скрывать дурное настроение, быть внимательным к окружающим, а также готовым выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Слайд 3

Когда прививать правила хорошего тона? Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание придет гораздо позже. Малышей нужно знакомить с правилами поведения за столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды. Дошкольников этикету обучают родители дома и педагоги в детском саду. Малыш находится в обществе взрослых и детей, ежедневно вокруг него складываются ситуации, требующие проявления вежливости, уважения к старшим, умения взаимодействовать со сверстниками. Когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, уровень его свободы повысится, контроля со стороны взрослых станет меньше. Все упущения родителей в воспитании будут видны как на ладони, а исправлять поведение школьников нелегко. Именно поэтому правила этикета и этики (основы нравственности и морали) должны закладываться с малых лет .

Слайд 4

Что должен знать дошкольник? Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – родители. Подражая им, малыш учится хорошему и плохому, поэтому родители должны контролировать свое поведение при ребенке. Не стоит насильно учить малыша вежливости, если он из-за своего возраста еще не может понять, зачем ему здороваться с незнакомыми людьми. Или с теми, о ком не очень хорошо отзываются его родители. К тому же, навязывание правил может привести к обратной реакции – протесту. Ближе к 5 годам, как раз когда подражание взрослым в полном разгаре, самое время начать обращать внимание ребенка на то, как вы общаетесь с другими людьми, особенно за пределами семьи. Вот правила, которые нужно знать дошкольнику, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не заставлять краснеть родителей.

Слайд 5

Речевой этикет Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые должны подавать пример детям и также соблюдать правила общения : здороваться с родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну; здороваться со знакомыми на улице и в гостях, а после – прощаться с ними; здороваться с соседями, даже если вы лично не знакомы; употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»; к чужим людям обращаться на «Вы»; не оскорблять, не дразнить других детей, не ябедничать, не провоцировать ; извиняться , если сделал пакость; говорить «разрешите вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.

Слайд 6

Столовый этикет Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому семейному ритуалу, как прием пищи . кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой); во время семейной трапезы пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей (пресекать размазывание еды пальцами по тарелке); кушать нужно из своей тарелки, не комментировать содержимое чужой; не набрасываться на еду, если собрались не все члены семьи; не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем»; жевать с закрытым ртом ;

Слайд 7

не играть с едой, не баловаться напитком (не расплескивать чай, воду, не пить громко сок через трубочку); неприлично высказывать свое негативное мнение о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»); неприлично класть локти на стол, толкаться; некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека передать что-то; нельзя ковыряться во рту за столом; нужно пользоваться салфеткой или полотенцем, уметь попросить чистую салфетку; брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее ; тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно; перед тем как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо попросить разрешения выйти у взрослых; нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору или в другую комнату .

Слайд 8

Гостевой этикет В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила : не приходить с пустыми руками (принести какое-то угощение, даже символическое); не напрашиваться на чай без приглашения; всегда здороваться с хозяевами дома; нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на полках, внутри шкафов; категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам, даже если хозяйский ребенок это делает; не устраивать истерики, не требовать чего-то от хозяев квартиры; соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет, пачку из-под сока), собирать после себя игрушки; спокойно собираться и уходить, когда придет время, не требовать играть еще; обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство и угощение, попрощаться с хозяевами дома .

Слайд 9

Семейный этикет Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие для всех – уважение и взаимопонимание . Общаясь с членами семьи, нужно придерживаться следующих правил : к старшим родственникам нужно обращаться уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи; ругаться , кричать на членов семьи нельзя; если нужно попасть в комнату к родителям (или другим родственникам), следует обязательно постучаться; ябедничать или «докладывать» на брата или сестру как минимум некрасиво; важно уважать труд членов семьи, будь то готовка еды, уборка по дому или совместные игры.

Слайд 10

Общие правила поведения Есть вещи, которые недопустимы в любом месте, в любом коллективе : чесаться, ковырять в зубах, ушах, носу на людях; лезть впереди других при проходе через дверь, например, в магазине; кричать , бегать, хлопать дверями; грубить, недоброжелательно отвечать на вопросы; кашлять , не прикрывая рот, и отрыгивать, не извиняясь; кричать в общественном транспорте; бегать и наступать на ноги; шаркать ногами при ходьбе; жевать жвачку, не прикрывая рот, громко чавкать на людях.

Слайд 11

Обучаемся играя Учить ребенка правилам хорошего тона можно также в игре. Проводите домашние уроки вежливости, когда занимаетесь с ним или просто играете в детской. Обыгрывать ситуации можно с помощью кукол и любимых игрушек – сочинить сказку о ком-то невоспитанном, разыграть мини-сценку, придумать игры по этикету («чаепитие у кукол», «мишка пошел в гости» и т.п.), а после — обсудить и поспрашивать: «Кто правильно поступил? А почему? Кого мама похвалит?». Для малышей можно разыграть целое театральное представление.

Слайд 12

Читайте книги на эту тематику и обсуждайте, кто из героев ведет себя правильно, а кто невежлив с другими. Книг на тему детского этикета множество, вот некоторые из них: «Этикет для детей различных лет», А. Усачев; « Правила поведения», Э. Бомон; « Вежливые слова», О. Корнеева; « Общительные сказки», Т. Шорыгина; « Азбука вежливости», Л. Васильева- Гангнус ; « Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева; « Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова; « Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство « Харвест »; « Этикет для непосед», издательство Clever ; « Как вести себя за столом. Этикет для всех в рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой.

Слайд 13

Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего. Источники: Методическое пособие для педагогов «Дошкольнику о хороших манерах и этике» И.Н. Курочкина; «Этические беседы с дошкольниками» В. И. Петрова, Т. Д. Стульник ; 3. https://razvivashka.online/vospitanie/pravila-etiketa-dlya-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Элементы этикета для детей дошкольного возраста"

Рекомендации для педагогов дошкольного образования о введении элементов этикета детям дошкольного возраста....

Отчёт по самообразованию "Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста"

знакомить детей 4-5лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транс...

«Формирование навыков этикета у детей дошкольного возраста»

Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения образования различных взглядов убе...

Программа "Этикет" для детей дошкольного возраста

В программе представлена система работы по овладению детьми дошкольного возраста навыками культуры поведения и знаниями основ этикета....

Правила этикета для детей дошкольного возраста

                   Пока ребенок мал, взрослый порой не задумывается, что станет в его жизни главным, вырастит ли он добрым, общительным и терпи...

«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков этикета у детей дошкольного возраста»

Консультационный материал для воспитателей ДОО по основам формирования культурно-гигиенических нвыков и навыков этикетного поведения у детей дошкольного возраста (для всех возрастов)...