"Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению"
консультация (подготовительная группа)

Мельникова Марина Михайловна

Как оценить, готов ли ребенок к школе интеллектуально? Прежде чем мы попробуем это сделать, давайте разберемся, какова же содержательная характеристика этой самой интеллектуальной готовности. Прежде всего, это наличие широкого кругозора и запаса знаний, понимание основных закономерностей,  способность выделять существенные признаки, находить закономерности, умение находить связи между явлениями, способность действовать по образцу, необходимый объем зрительной и слуховой памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_gotovnost_k_shkole.docx680.51 КБ

Предварительный просмотр:

https://s1.1zoom.me/big3/459/Boys_Glasses_Globe_505682.jpg

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Как оценить, готов ли ребенок к школе интеллектуально? Прежде чем мы попробуем это сделать, давайте разберемся, какова же содержательная характеристика этой самой интеллектуальной готовности. Прежде всего, это наличие широкого кругозора и запаса знаний, понимание основных закономерностей,  способность выделять существенные признаки, находить закономерности, умение находить связи между явлениями, способность действовать по образцу, необходимый объем зрительной и слуховой памяти.

Современные дети, поступающие в школу, уже имеют некоторые знания и умения. Минимум для сегодняшнего будущего  первоклассника – это прямой и обратный счет до 10, умение составить связный рассказ,  читать и писать простые слова. Кроме того, ребенок должен уверенно ориентироваться в бытовых вопросах и окружающей среде: знать собственное Ф.И.О., дату рождения, домашний адрес, профессию родителей, различать цвета и оттенки, уметь ориентироваться в пространстве (право – лево, верх – низ), знать, какой сейчас день, месяц, год, называть и различать виды транспорта, растений, животных, птиц и так далее.

Чтобы проверить, достаточно ли Ваш ребенок готов к школе интеллектуально, попробуйте выполнить с ним следующие игровые упражнения.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02f0/000f452f-ef8a2e4d/hello_html_mfbb5ea4.jpg «Назови одним словом»

Вы называете цепочку слов, например: стул, стол, шкаф, кровать, а ребенок должен сказать, как назвать все эти предметы одним словом (мебель).

Примеры цепочек:

  • Помидор, редис, огурец, картошка – овощи; 
  • Лето, осень, весна, зима – времена года;
  • Сапоги, туфли, кеды, валенки – обувь;
  • Ложка, кастрюля, половник, тарелка – посуда.
  • Брат, дочка, бабушка, дядя – члены семьи (семья).

«Найди лишнее слово»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2354482/b2c17147-aa7a-4231-9808-cc1efc08a546/s1200?webp=falseВы предлагаете ребенку цепочку слов, на этот раз ему нужно отыскать, какое из них лишнее. Обязательно спрашивайте, почему ребенок дал именно такой ответ.

Например: 

  • Корабль, лодка, океан, катер;
  • Компьютер, скрипка, телевизор, миксер;
  • Медведь, лев, еж, собака.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0993/000ab7f2-e9c61fdf/hello_html_1fa21a7e.jpg «Разбери на части» 

Предложите ребенку разобрать на части привычные вещи. Вы называете объект, а ребенок называет,  из чего он состоит.

Например:

  • Дерево (ветки, корень, листья, ствол и т.д.);
  • Машина (колеса, кузов, двигатель, руль, фары и т.д.);
  • Дом (стены, крыша, подвал, окна и т.д.).

«Волшебник»

Предложите ребенку побыть волшебником и из одной вещи сделать несколько.  Например:

Взрослый называет:

Ребенок отвечает:

мяч

мячи

человек

люди

облако

облака

дятел

дятлы

 «Словотворчество»

https://fs01.infourok.ru/images/doc/60/74025/img9.jpgПокажите ребенку длинное слово и попросите составить из него много коротких. Можно устроить соревнование: кто придумает больше слов.

Например:  

МЕТРОПОЛИТЕН  (метр, пол, трон, метро, енот и т.д.).

«Сходство и различие»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e6b/0019d7fa-5c128cd0/img35.jpgПредложите ребенку указать сходство и различие пар слов.

Например, чем похожи и чем отличаются данные предметы:

  • Книга – тетрадь; 
  • День – ночь;
  • Голубь – самолет.

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkFjLpt6ySi7oqosGh_5NBBKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic«Наоборот»

Назовите ребенку слово и попросите в ответ придумать противоположное слово по значению.

Например: 

  • Быстро – медленно; 
  • Глубокий – мелкий;
  • Добро – зло.

«Составь предложение»

Назовите три слова (например, слова – предметы) и предложите ребенку объединить их в предложение (число и падеж заданных слов можно изменять).  

Например:

Слова – кот, клубок, молоко. Предложение – Кот Васька любит играть с клубком и пить молоко.

Можно усложнить задачу и предложить составить как можно больше предложений из одного набора слов.  

«Найди причину»

Придумайте какую – нибудь ситуацию, например: «Девочка  расплакалась и ушла».

Попросите ребенка придумать как можно больше причин, почему так произошло (ее обидели, она поссорилась с подругой, ее наказала мама и т.д.).

«Узнай по описанию»

Вы называете ребенку слова – признаки, характеризующие предмет, а ребенок должен узнать его по описанию.

https://img3.goodfon.ru/original/2560x1600/1/55/lisa-fox-belyy-fon-minimalizm.jpg     Например:

  • Вкусный, алый, сочный (арбуз);
  • Желтые, красные, осенние (листья);
  • Рыжая, хитрая, ловкая (лиса).

«Летает – не летает»

Вы называете ребенку разные предметы (ласточка, парта, самолет, деревья, галка, машина, комар, страус и т.д.). Если это предмет летающий, то ребенок поднимает руки вверх, а если предмет нелетающий, то ребенок держит руки внизу.  

«Графические упражнения»

  • Дорисуй фигуры до конца строчки, считая клетки.
  • Веди линию от точки в направлении, указанном стрелкой.
  • Дорисуй по клеткам (по точкам)  вторую половинку картинок.

https://e-bookshelf.info/preview/50_razvivajuschih_zadanij/20.pnghttps://static-eu.insales.ru/images/products/1/1413/81315205/isbn_978-5-94455-757-5_page_3.jpg

  • Дорисуй по клеткам (по точкам)  вторую половинку картинок.

Графические упражнения полезны для подготовки руки ребенка к школьным письменным занятиям. Рисование карандашом по клеткам способствует приобретению навыка ориентации на листе бумаги. С этой же целью используются «Графические диктанты».

https://veronikaa.ru/wp-content/uploads/2018/12/03-zmeya-1024x415.jpg

«Прослушай и повтори»

Это упражнение на развитие слуховой памяти.

Вариант 1. Предложите ребенку внимательно послушать и посчитать, сколько предметов вы назвали: стол, мама, стул, собака, карандаш, бабушка, стакан, папа, чашка, дедушка. Можно для начала предложить прослушать 5 – 7 слов, постепенно увеличивая их количество до 10.

Вариант 2. Прочитайте ребенку 10 простых слов, например: кот, дым, мыло, сыр, юла, лев, коза, дом, зима, лук и попросите повторить те, что он запомнил.

«Посмотри и запомни»

Показать ребенку картинки различных предметов в течение 1 минуты. Закрыть картинки и попросить назвать те предметы, которые ребенок запомнил.

К 7 годам ребенок должен уметь запоминать не менее 8 – 10 предложенных предметов или названных слов.

Проводя время с ребенком, вы почти всегда можете найти возможность для развития его интеллекта. Поощряйте к длинным подробным рассказам – описаниям впечатлений; при прогулках рассказывайте сами и спрашивайте ребенка о том, что видите вокруг, обсуждайте вместе спорные вопросы, проблемные ситуации. Например, можете порассуждать с ребенком на тему: может ли быть жизнь на других планетах и почему. А после рассуждения можно предложить нарисовать эту планету и придумать рассказ о ней и жителях, которые ее населяют. Учите ребенка отстаивать свое мнение, делать логические выводы и умозаключения. Не игнорируйте вопросы Вашего ребенка, но и оставляйте в ответах недоговоренность – это подстигнет мыслительную активность. Ведь познавательный интерес формируется в процессе постижения нового и является одним из показателей интеллектуально готового к школе ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.

Тесты  для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....

Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению....

Тема: Коррекция и профилактика сопровождения готовности детей к школьному обучению НОД для детей старшего дошкольного возраста «Трудности дороги к знаниям».

Цель:  Развитие у детей психологических предпосылок к поступлению в школу и формирование мотивационной готовности. Задачи: 1.    Продолжать развивать  познавательные...

Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

С целью разработки экспериментальной программы нами были отобраны такие игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об о...

Презентация "Психологическая, интеллектуальная, физическая и эмоциональная готовность детей к школьному обучению"

Презентация "Психологическая, интеллектуальная, физическая и эмоциональная готовность детей к школьному обучению" для родителей...

Факторы, влияющие на интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению...