" Что мы не понимаем? Готовность к школе"
консультация (подготовительная группа)

Смирнова Аксана Александровна

«Готовность к школе»- что  же мы понимаем под этим словосочетанием?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему: «Готовность к школе: Что мы не понимаем?»

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Проблема готовности к школе появилась относительно недавно, в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни дети учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, традиционные методы обучения потерпели неудачу.

«Готовность к школе»- что  же мы понимаем под этим словосочетанием?

Прежде всего,  рассмотрим суть понятия «готовность».

Готовность – это определенный уровень психического развития человека. Не просто набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Нельзя применять это понятие только к школьной готовности. Ведь каждая новая ступень жизни требует от ребенка определенной готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться в летний лагерь без родителей, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребенок не готов на данном этапе своего развития включаться в новый вид деятельности, то и результат не будет успешным.

Большое внимание важно уделить именно психологической подготовке к школе. Формирование интереса и желания учиться  как   составляющих психологической готовности на деле оказывается важнее освоения чтения, письма и счета. Просто результаты  не столь очевидны по сравнению с овладением учебными навыками.

Психологическая готовность – это комплексный процесс, включающий несколько компонентов: мотивационный, интеллектуальный, личностный, социальный и эмоционально-волевой.

Что же вы, как родитель, можете сделать, чтобы способствовать  формированию важных психических функций вашего ребенка?  

  1. Мотивационная готовность

Формировать положительное отношение к школе. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, активный поиск ответов на многочисленные вопросы.

Мотивация  может быть внешней и внутренней. Внешняя – это атрибуты: красивый портфель, школьная форма, яркие учебники и др. Внутренняя мотивация – желание узнавать новое, любознательность, интерес к неизведанному, а также новый статус школьника, потребность занять определенную позицию в  обществе.

Можно поиграть в школу, проверить готов ли ваш ребенок принимать роль ученика.  

  1. Личностная готовность

Знание и соблюдение правил поведения, готовность к сотрудничеству можно развивать в семье. Для этого должны быть введены четкие семейные правила, за нарушение которых ребенка ждет заслуженное наказание.  Выполнение несложных домашних поручений – это опыт проявления самостоятельности и ответственности.

Очень важен и личный пример родителей.  Терпеливые, доброжелательные беседы помогут формировать адекватную реакцию на критику и направлять нравственное развитие дошкольника.

  1. Социальная готовность

Дети, посещающие детский сад данный компонент осваивают лучше, чем «домашние»  дети. При этом независимо от того посещает ребенок детский сад, важно предоставлять ему больше свободы в выстраивании отношений с другими детьми, чтобы он приобретал социальный опыт.

  1. Интеллектуальная  готовность

Познавательные процессы можно совершенствовать  с помощью игр и развивающих занятий. Особое внимание необходимо уделять развитию речи. И здесь важно личное общение с ребенком, совместное чтение и обсуждение книг.

  1. Эмоционально-волевой компонент.

Самый непростой компонент, так как произвольность поведения и познавательных процессов еще очень несовершенна и находятся в процессе активного развития.

Произвольность и способность к рефлексии можно развивать в играх с правилами и в коллективных играх. Усидчивость хорошо развивать с помощью настольных игр.

Насколько данный компонент развит у вашего ребенка можно «проверить»  проведя  эксперимент Маршмелоу.

 В этих исследованиях детям предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением, предоставляемым немедленно, и увеличением награды вдвое, если они смогут терпеливо ждать её в течение короткого периода (примерно 15 минут) во время которого экспериментатор покинул комнату, чтобы вернуться после ожидания. В качестве вознаграждения использовалось любимое лакомство детей.

Девять условных «умений», которые должен освоить будущий первоклассник.

  1. Играть по правилам
  2. Ездить на велосипеде
  3. Знать день своего рождения (ориентация во временном пространстве)
  4. Заваривать чай и делать бутерброды (выполнение простых алгоритмов действия)
  5. Мелкая моторика
  6. Уметь контролировать поведение
  7. Задавать вопросы
  8. Договариваться со сверстниками
  9. Принимать помощь
  10. Верить в свои силы!

Ваша поддержка, внутренне спокойствие и уверенность помогут успешно адаптироваться к школе. Главное, уделить достаточно внимания различным аспектам психологической готовности, чтобы свести к минимуму риск возникновения нежелания учиться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....