Что такое готовность к школе?
методическая разработка

Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.  Л. Венгер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_gotovnost_k_shkole.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое готовность к школе?

Встреча с родителями подготовительной к школе группы

Быть готовым к школе уже сегодня

не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе – значит

 быть готовым всему этому научиться.

Л. Венгер

        Вопрос родителям: Как бы вы определили, что ждет школа от ребенка? Каких качеств? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь.

Школа проводит тестирование весной – летом, но уже осенью и зимой необходимо знать составляющие психологической готовности ребенка к школе и помочь ему.

Дети, воспитывающиеся в речевом детском саду, требуется дополнительная помощь и со стороны специалистов, и со стороны родителей.

Тесты на школьную готовность нередко состоят из диагностических процедур на счет, письмо, чтение. Тогда как обучение в школе требует другого:

  • умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • умения сравнивать, анализировать, группировать;
  • умения действовать произвольно;
  • умения действовать по образцу;
  • умения общаться со сверстниками;
  • желания быть школьником, «взрослым».

В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность – ведущая. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая на ближайшие 11 лет станет ведущей для детского развития. В переходный год (5–6) лет в детском саду осуществляется постепенная, щадящая подготовка ребенка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, то есть, опираясь на «зону ближайшего развития» (ЗБР). В ЗБР входят умения и способности ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, - то, что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.п.) Тренировка этих способностей осуществляется на занятиях в детском саду.

Детям с задержками общего, речевого развития одних «детсадовских» занятий недостаточно, процесс формирования готовности занимает у них более длительное время. Поэтому особенно важна преемственность занятий дома.

Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе (перечислим их еще раз: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками и др.). Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом ведущая роль принадлежит родителям.

Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребенка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания родителей о своем первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентирующие ребенка на школу, и формирующие у него реальные представления о школе. Важно правильно подобрать школу для ребенка. Посильная учебная нагрузка предупреждает школьную неуспеваемость и школьные неврозы.

Родителям для самостоятельной проработки раздается тест «Достаточно ли внимания уделяете вы своему ребенку?» и Памятка «Что должен уметь ребенок шести лет».

Достаточно ли внимания уделяете вы своему ребенку?

Тест

С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов: «да, почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно.

  1. Все ли вам нравится в своем ребенке?
  2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
  3. Смотрите ли на малыша, когда он говорит?
  4. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  5. Поправляете ли вы речь малыша?
  6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
  7. Хвалите ли вы малыша?
  8. Смеетесь ли вместе с ним?
  9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?
  10. Часто ли обнимаете ребенка?
  11. Играете ли вместе?
  12. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
  13. Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?
  14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?
  15. Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребенком?  
  16. Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
  17. Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
  18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
  19. Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки?
  20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

Ключ:

 «Да, почти всегда» - 4 балла

«Иногда», «может быть» - 2 балла

«Нет, почти никогда» - 0 баллов

Сложите полученные баллы.  Если сумма

от 80 до 60 баллов – вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;

от 60 до 30 баллов – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все, же умудряетесь выкроить время для своего малыша; посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы «иногда» и «нет, почти никогда», что это за ситуации? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни?

меньше 30 баллов – стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.

«Что должен уметь ребенок шести лет»

Памятка

Ребенок 6 лет должен:

  • различать предметы по признаку формы;
  • обозначать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;
  • сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
  • применять различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;
  • изображать овощи, фрукты, игрушки по представлению и с натуры;
  • создавать изображение фигуры человека и животного в движении;
  • создавать выразительные образы по представлению и с натуры, используя способ вырезания, приемы симметричного вырезания из бумаги;
  • строить и рисовать по теме и условиям, планируя этапы создания постройки.

Литература

Козлова А. В. Работа с семьей в ДОУ: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, сценарии, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – Москва. 2003. 127с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Что такое готовность к школе"

 Быть готовым к школе уже сегодняНе значит уметь писать, читать, считать.Быть готовым к школе — значитБыть готовым всему этому научиться...

Что такое готовность ребенка к школе

Многие родители считают, что готовность ребенка к школе- это умение читать, считать и писать. Но это далеко не так. Готовность ребенка к школе- это необходимый и достаточный уровень развития вним...

Что такое готовность к школе?

Рекомендации родителям будущих первоклассников...

Деловая игра "Что такое готовность к школе"

Деловая игра для родителей и педагогов детского сада "Что такое готовность к школе"...

Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе

Консультация проводилась для родителей детей подготовительной к школе группы. Здесь опсианы основные аспекты психологической готовности ребенка к школе, а также с какими трудностями сталкиваются в шко...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему:«Что такое готовность к школе».

Цели: − обогащение знаний родителей о готовности к обучению в школе;− подведение итогов работы специалистов и детей за год.Задачи:− ознакомление родителей с основными характеристиками готовности ребен...

ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?

……Быть готовым к школе уже сегодня               не значит уметь читать, писать, считать.                  ...