Проект "Мы вместе"
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 – центр развития ребёнка»
Проект совместной деятельности с родителями
«Мы вместе»
(средняя группа)
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Останина Т.И.
2020-2021 г.
Постановка проблемы:
Работая, длительное время в ДОУ сделала вывод, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и полноценного развития ребенка. Поэтому основным направлением считаю сближение интересов педагогов, детей и их родителей.
Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая психологическая проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав и обязанностей. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома, и в детском саду. Это позволит развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.
Считаю, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.
Актуальность для семьи детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей и детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.
Проблема существующих форм взаимодействия с семьей состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. Поэтому необходим пересмотр информационной политики детского сада, который должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усилению субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.
Цель проекта: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад - семья.
Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители.
Задачи проекта для детей:
1.Формировать у детей представление о семье, ее составе, взаимоотношениях.
2.Способствовать осознанию детьми себя как полноценного, любимого члена семьи.
Задачи проекта для родителей:
1.Способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности
и решения общих задач.
2.Раскрыть творческий потенциал родителей.
3.Возрождать и укреплять семейные традиции.
Задачи проекта для педагогов:
1. Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
2.Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и современных форм работы.
Участники проекта:
Педагоги дошкольного образовательного учреждения, дети, посещающие ДОУ, их родители.
Сроки реализации проекта: октябрь 2019 – май 2020 года.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: октябрь 2019 года
Цель: Изучить состояние процесса формирования интереса родителей к педагогическому процессу.
На первом этапе эксперимента использовала социологические методы исследования. Проводила анкетирование родителей, которое позволило проанализировать отношение родителей к педагогам группы, способствовало выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний. Совместно со специалистами детского сада провели тестирование и диагностику детей. По результатам анкетирования был подготовлен итоговый лист и сделаны выводы о необходимости проведения данной работы.
Организационный этап: октябрь 2019 года
Цель: разработка плана взаимодействия со всеми участниками проекта.
На этом этапе провела родительское собрание, на котором был составлен план работы на учебный год, предложены формы и пути реализации.
Практический этап: ноябрь 2019 – май 2020 года.
Цель: создание условий для объединения семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ, родителями и детьми.
Установление партнерских отношений между детским садом и семьей возможно при поэтапном построении взаимодействия и создания особой формы общения между родителями и воспитателями, которую В.А. Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт».
В своей работе руководствовалась следующими принципами взаимодействия детского сада и семьи:
- Доверительность отношений.
- Личная заинтересованность родителей.
- Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к субъектам процесса взаимодействия.
- Утверждение их самооценки.
- Эмансипация родителей.
Обобщающий этап: май 2020
Цель: подведение итогов работы и выявление роли взаимодействия с родителями в воспитательно-образовательном процессе, поиск новых форм сотрудничества с семьей.
На заключительном этапе использовала методы теоретического анализа и синтеза, обобщения педагогического опыта.
План совместной работы с семьей
№ | Сроки | Формы работы | Задачи | Ответственные |
Наглядно-информационный блок | ||||
1 | октябрь | Беседа с родителями о привычках ребенка, особенностях его развития и поведения. | Индивидуальное знакомство с ребёнком и членами его семьи, с обстановкой в которой живёт малыш. | Воспитатели |
2 | сентябрь | Выставка семейных поделок «Дары осени ». | Экологическое воспитание детей. Развитие интереса к творчеству в семье. | Родители, воспитатели |
3 | Октябрь | Информационные памятки «Осторожно окна» | информирование родителей о безопасности открытых окон дома. | Воспитатели, родители. |
4 | Октябрь
| Родительское собрание. Программа «Социокультурные истоки» Презентация программы (из опыта работы) «Особенности психофизического развития детей 4 – 5 лет. Психологическое здоровье детей и детский сад». | Ознакомить родителей с программой «Социокультурные истоки». Рассказать о особенности психофизического развития детей 4 – 5 лет. | Воспитатели, педагог– психолог |
5 | ноябрь | Организация выставки: «Генеалогическое древо» | Познакомить детей с генеалогическим древом семьи в доступной для них форме, привлечь родителей к организации выставки | воспитатели |
6 | ноябрь | Папка-передвижка «Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его». | Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам. | Психолог, воспитатели |
7 | декабрь | Выставка семейных поделок «Зимушка хрустальная» | Воспитание у детей бережного отношения к природе. Развивать совместное творчество родителей и детей. | Воспитатели, родительский комитет |
8 | декабрь | Операция «Кормушка» Изготовление кормушек для птиц. | Создать условия для творческого самовыражения | Воспитатели, родители. |
9 | декабрь февраль | Создание атрибутов для постановки сказки « Три поросенка» | Работа над декорациями к сказке ,из каких материалов можно создать декорации для создания сказки». | Воспитатели, родители, дети. |
10 | январь | Информационные памятки «Родители, будьте здоровы!» | Пропаганда здорового образа жизни. | Инструктор по физ. воспитанию |
11 | февраль | Семейный конкурс создание газеты «Моя семья и ее традиции». | Привлекать родителей и детей к совместной деятельности в семье. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. | Родители, воспитатели |
12 | февраль | Выставка семейных поделок «разудалая масленице». | Привлекать родителей и детей к совместной деятельности в семье. | Воспитатели Родители. |
13 | март | Родительское собрание | Конференция с родителями на тему: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка». | |
Познавательный блок | ||||
1 | Октябрь | Консультация Тема: «Поведение в общественном транспорте». | При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать правила. | Педагоги ДОУ |
2 | ноябрь | Консультация «Чем и как занять ребенка дома» Выпуск буклетов «Домашняя игротека для детей и их родителей». | Заинтересовать родителей данной проблемой. | Педагоги ДОУ |
3 | январь | Папка передвижка «Театр наш друг и помощник» | Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения | Педагоги ДОУ |
4 | Май | Экологический субботник «Благоустройство участка». | Привлекать родителей к благоустройству группового участка, разбивке клумб. | Родительский комитет Воспитатели |
5 | в течение года |
«Что бы быть здоровым нужно…» |
.Дать рекомендации по организации активного отдыха и укреплению здоровья в семье. | Инструктор по физ. культуре |
6 | Май | «Здравствуй, музей ») | Привлекать родителей к развитию интереса к посещению музея, познавательных и эстетических интересов «Посещение музеев» | Родительский комитет Воспитатели |
Досуговый блок | ||||
1 | Октябрь | Праздник Осени «Осенний урожай» | Доставить детям радость и удовольствие. | Воспитатели, родители, муз. руководитель |
2 | декабрь | Новогодний праздник «В зимнем лесу» | Доставить детям радость и удовольствие, дать возможность родителям участвовать в мероприятии. | Воспитатели, родители, муз. руководитель, дети |
3 | март | Газета к 8 марта «Примите наши поздравления» | Воспитывать любовь и доброе отношение к маме, бабушке. | Воспитатели, родители, муз. руководитель |
4 | июнь | День защиты детей. День добрых дел «В гостях у сказки» | Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение. | Воспитатели, физ. инструктор, муз. руководитель, |
Результативность проекта:
В работе проекта приняли участие 23 родителей, 22 детей, 2 педагога детского сада.
Проект завладел вниманием всех участников и поддерживался устойчивый интерес в ходе всей работы, способствовал созданию дружелюбного партнерства, повышению психолого-педагогической культуры, заинтересованностью в получении новых знаний, ведущих к осознанному родительству. Наметились изменения во взаимоотношениях в семьях воспитанников, родители с большим пониманием стали относиться к интересам и потребностям своих детей, признали необходимость уважения их мнения. Родители охотнее откликаются на просьбы воспитателей, активно принимают участие в жизни группы, повысилась посещаемость всех мероприятий, проводимых в группе. Часто родители выступают инициаторами и организаторами всех дел детского сада.
Показатели степени включения родителей в деятельность группы:
- сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности;
- изменение характер вопросов родителей к педагогам, рост их педагогических интересов и знаний;
- владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;
- рост посещаемости родителями мероприятий, их активность, участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.;
- понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе;
- общественное мнение родителей о воспитании детей в детском саду.
Способы оценки результативности проекта:
Подготовительный этап.
1.Изучение социальной ситуации в семье.
2.Мнение родителей о сотрудничестве с ДОУ.
Организационный этап.
1.План совместных мероприятий. Обсуждение на родительском собрании.
Практический этап.
1.Оценка родителями эффективности взаимодействия с педагогами ДОУ. Отзывы родителей.
2.Анализ посещаемости мероприятий.
3.Оценка педагогами активности детей при подготовке и проведении мероприятий. Наблюдение.
4.Оценка детьми взаимодействия с родителями. Опрос.
Обобщающий этап.
1.Оценка родителей по вовлечению их в воспитательно-образовательный процесс. Анкетирование.
Вывод: Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Литература:
- Проектный метод в деятельности ДОУ. Москва, 2006
- «Тимофеева М.В. «Система сопровождения родителей»,
Волгоград, 2009
- Осипова Л.Е. «Работа ДОУ с семьей», 2008
- Данилина Т.А. «Взаимодействие ДОУ с социумом» - М.:
АРКТИ, 2004
- Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Обруч».
- Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...