Влияние тестопластики на развитие речи детей
консультация

Павлова Инна Александровна

Влияние тестопластики на развитие речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_testoplastiki_na_razvitie_rechi_detey.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тестопластика - как средство развития речи ребенка .

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и помышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Ученые установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т. е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, и развитие речи.

Что способствует процессу ускорения развития мелкой моторики?

Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Что же способствует развитию мелкой моторики малыша?

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.); пальчиковые игры; массаж пальцев и кистей, тестопластика.

Я предлагаю рассмотреть один из способов - ТЕСТОПЛАСТИКУ.

Тесто – это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому педагогу, дешев и легок в приготовлении и использовании. Так же изделия из теста имеют ряд преимуществ среди других материалов. Они не имеют запаха, прочны, долговечны, приятны на ощупь, а в случаях поломки не образуют острых углов. При необходимости педагог может сам приготовить нужное ему пособие.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. В наше время интерес к солёному тесту, как материалу для изготовления различных поделок возник сравнительно недавно. Хотя сама история соленого теста тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, обереги. При этом фигурки из соленого теста хранились долго, и хозяева относились к ним очень уважительно.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста – тестоплатика.

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

Тестопластику можно использовать в самых различных условиях:

-художественное творчество (лепка) ;

-интегрированная образовательная деятельность;

-самостоятельная деятельность;

-экспериментальная деятельность.

На первых этапах ребенок учиться контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учиться ловко управлять с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находиться в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

Мой кружок дети начали посещать с младшей возрастной группы. На занятиях дети знакомятся с таким художественным материалом как солёное тесто и разными способами его обработки. Занятия направлены на развитие умения и навыков работы с пластичным материалом. Лепка из соленого теста не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Занятия будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Занятия лепкой из теста помогают решить ряд задач:

  • развитие произносительной стороны речи,
  • увеличение и активизации словаря,
  • развитие грамматических категорий, развития связной речи,
  • фонетико-фонологических процессов,
  • обучению детей грамоте,
  • приобщить детей к народному искусству,
  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности,
  • развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление,
  • воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых педагогом во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит - сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Готовые дидактические материалы применяются на занятиях по знакомству с окружающим, математике, художественной литературе, исследовательской деятельности, самостоятельных играх.

Представляю игры с использованием приемов тестопластики в работе по развитию речи ребенка:

Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи.

1.Игра «Волшебные картинки» (двухсторонние разборные картинки-мозайки).

Цель: развитие пространственных представлений, закрепление и использование наречий и предлогов в речи.

Ход игры: Демонстрируются образные игрушки животных обитающих в воде , на деревьях. Тесто синего и коричневого цвета, картон. Дети выбирают животного и на картоне лепят для него «домик»- среду обитания , дерево или море (речку). Составляют рассказ.

2.Игра «Спроси и ответь».

Цель: согласование прилагательного с вопросительным словом

Ход игры: Демонстрируются сюжетные картинки по теме «Этикет в детском саду». Детям раздать картонные круги-смайлики с изображением глаз и носа, кусочки теста. Предложить вылепить из теста подходящие по сюжету и настроению нужные детали (рот,брови).

3.Игра «Один-много».

Цель: различение и правильное употребление слов в единственном и множественном числе.

4.Игра «Большой – маленький».

Цель: употребление существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры: По сказке «Три медведя». Вылепливаются мишки разных размеров. Посуда для медведей; мебель и т.д. Игра проводится в несколько этапов.

5.Игра «Испеки пиццу(пирог)».

Цель: согласование числительных с существительными.

Ход игры: Предложить детям заготовки пирога (картонные круги), тесто разных цветов.

Ребенок при помощи колбасок из теста делит пирог пополам, еще раз пополам, считаем-4 части. Затем на каждую часть выкладываем определенное количество заданных ингредиентов (2 колбаски,3помидора,5 малинок и т.д.)

Занятия по развитию связной речи с использованием приемов тестопластики очень запоминались детям и проходили с высокой мотивацией. Из соленого теста мы изготовили настольный театр, а дети охотно пересказывали сказочные сюжеты, сами придумывали сказки с выбранными героями. Так же можно изготовить «сказочные» атрибуты: волшебные пирожки, молодильные яблочки и др. С этими пособиями дети активно участвовали в речевом общении, старались правильно строить фразы, самостоятельно вели диалог, пересказывали сюжеты рассказов и сказок с элементами драматизации. С помощью картин из соленого теста дети составляли описательные рассказы. Картина, которую можно потрогать, рассмотреть под разными углами не оставляет равнодушными никого. Задачей для детей являлось осмысление события, фрагмента, представленного на картине или серии, и объединение их в целую историю с учетом логической связи отдельных звеньев. Зашифрованные пословицы и поговорки в объемных картинах из теста прочно оставались в памяти детей. Дети начинали понимать скрытый смысл, дополнительную информацию текста, рассказа, пословицы.

Развитие связной речи и воображение:

Упражнения, содержание которых направлено на развитие связной речи и воображения детей младшего школьного возраста в процессе лепки из соленого теста:

1.«Слепи что-нибудь необычное»

Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.

2.«Ожившая фигурка»

Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»

3.«Фантастические животные»

Предлагается слепить несуществующих фантастических животных.

Ребенок лепит воображаемое животное, даёт ему название, рассказывает историю о нем.

4.«Поможем скульптору»

Педагог рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.

5.«Чего на свете не бывает?»

Ребенку предлагается слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.)

6 . «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение».

Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, неваляшку в принцессу и т.д.».

7 .«Добрый и злой»

Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.

8. «Загадки и отгадки»

Педагог сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

9.Игра «Волшебные предметы»

Инструменты и оборудование: стеки, колпачки фломастеров или авто- ручки, зубочистки, мелкие бытовые предметы (бисер, бусины и т.д.), природный и бросовый материал.

Ход игры: педагог предлагает детям назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки из соленого теста. Выигрывает тот, кто назовет больше других таких вариантов. Например, пуговицу можно использовать как дополнительную деталь (глаз, шапочка, колесо и т.д.), ею можно делать отпечатки на пластичном материале, ее можно использовать как шаблон и т.п.

Использование приемов тестопластики в моей работе позволило мне развивать у воспитанников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь положительных результатов в развитии речи детей.

Одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Многие детские работы украшают нашу группу. Свои поделки дети дарят родителям и друзьям. Дети испытывают чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками.

Занятия с применением тестопластики создают приподнятый эмоциональный фон у детей, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувству удовлетворения, повышения самооценки, что благотворно влияет на развитие речи. Такие занятия оживляют общение детей друг с другом и с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние потешек на развитие речи детей

Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматическиц строй. Все эти составные части закономерно связаны друг с другом, поэтому речевое развитие ребенка является ...

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает способность к ...

Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста.

Ф. И. О- Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории.Место работы– МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29» г. Майкоп Республика АдыгеяРечь является важнейшей психической функцией человек...

Влияние тестопластики на развитие речи детей

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка.Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из п...

Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»

Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...

Презентация из опыта работы «Тестопластика» в развития речи детей раннего возраста

Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста.Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из теста – тестоплатика.Ранний возраст &ndash...