Статья: "Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста".
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Уткова Алла Степановна

Знакомство детей с тестопластикой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Роль тестопластики в развитии речи детей раннего               возраста».

                            Автор: Уткова А.С. воспитатель ГБДОУ детский сад №23

                                                     Петродворцового района Санкт – Петербурга.                                                                                

Развитие речи ребенка раннего возраста напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук через определенные зоны в коре головного мозга.

Развитие движений пальцев рук подготавливает фундамент для формирования пассивной и активной речи ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он может высказать свои мысли, полноценнее выстроить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Зависимость между речью и развитием тонких движений рук изучалась крупнейшими учеными И.М.Сеченовым, М.А.Монтессори, И.П.Павловым, А.А.Леонтьевым. Начиная с младенческого возраста, родители делают детям массаж пальчиков, ладошек рук, непроизвольно воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, чем активно стимулируют речь ребенка.

В группе раннего возраста, воспитатель учит детей играть в простые игры и выполнять упражнения с пальчиками, сопровождая их не сложным стихотворным текстом.  Например такие игры: «Сорока - ворона», «Ладушки»,  «Коза - рогатая», «Курочка кудахчет», «Кулачок», «Семья», «Пальчики гуляют». Вместе с тем, ведется работа по развитию элементарных навыков самообслуживания: где есть застежки, липучки, молнии, крючки, пуговицы, заклепки.

 Крайне важна для маленького ребенка изобразительная деятельность, она открывает перед ребенком большие возможности, развивает ряд психических функций: зрительное восприятие, воображение, память.

Для формирования мыслительной деятельности ребенка важным занятием является лепка, она пополняет сенсорный опыт ребенка (вес, форма, чувство пластики).Н.Б.Халезова говорила, что «лепка развивает и совершенствует чувство осязания обеих рук».Особенно полезна лепка из соленого теста для детей с пониженным или повышенным тонусом рук, потому что, во время лепки, задействованы все десять пальцев и обе ладони, чем синхронизируется работа обеих рук. Происходит процесс сильнейшего воздействия на тактильные рецепторы, что ведет к повышению координации и точности движений, развитию мускулатуры рук.

 Работая с детьми группы раннего возраста, я заметила, что дети очень любят лепить из различных пластических материалов, таких как: глина, песок, снег, пластилин, тесто. Особенно нравится детям работа с соленым тестом, она успокаивает, уравновешивает, расслабляет и одновременно направляет внимание детей на процесс изменения его формы

Чтобы занятие тестопластикой проходило интересно для детей, обыгрываем его с различными природными материалами: косточками и семечками от фруктов, крупами, ракушками, бусинами, палочками, бумагой. Учим использовать любые подручные материалы: формочки для теста, печатки, палочки, стеки, маленькие фигурки, что дает дополнительные возможности для развития детского творчества.

Важнейшим фактором в процессе лепки из соленого теста, является формирование речевого и эмоционального контакта ребенка и взрослого. Ребенок часто попадает в специально созданную ситуацию, когда он вынужден попросить любой недостающий предмет, а для этого он должен проявить речевую инициативу, используя слово. Воспитатель, постоянно комментируя свои действия в процессе лепки, помогает ребенку усвоить не только изобразительные навыки и приемы, но и побуждает к проговариванию названий своих действий, тем самым побуждая детей сначала к монологу, а затем к диалогу.

Тестопластика – это увлекательное занятие для детей любого возраста, которое стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного словаря детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны

Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...

Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....

Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»

Статья  «Роль проектной деятельности в развитии речи детей  раннего дошкольного возраста»...

Статья " Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"

Цели и задачи :Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности. Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку зад...

Презентация из опыта работы «Тестопластика» в развития речи детей раннего возраста

Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста.Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из теста – тестоплатика.Ранний возраст &ndash...

Статья «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы....