Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
статья (младшая группа) на тему
Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного во | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Шаровагина Ю.М., воспитатель
ГБДОУ ЦРР детский сад № 49 Колпинского района
Санкт-Петербурга
«Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
«Скажи мне — и я забуду, учи меня — и я могу запомнить, вовлекай меня — и я научусь».
Бенджамин Франклин.
- Почему современные дети отстают в своём речевом развитии, говорят всё хуже и меньше? - Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально – личностном развития дошкольников?
Одной из них является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.
Обращение к проектной деятельности как к средству речевого развития дошкольников, объясняют тем, что, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. К сожалению, мы – взрослые, все чаще относимся крайне неуважительно к слову, не владеем им, не умеем грамотно выражать свои мысли, недооцениваем роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка.
Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие воспитанники и родители в качестве любимых занятий называют развлечения, связанные с просмотром телевизионных передач. Когда у ребенка после выходных спрашиваем: «Что делали дома? Что нового узнали?», слышим какой ответ?
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым.
А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.
Цель моего опыта работы:
- Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.
Для реализации данной цели были поставлены задачи.
Задачи:
-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения).
-Обогащение и активизация словаря;
-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.
-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать.
-Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря
При реализации кратковременной информационной детско-родительской деятельности «Моя семья», основное внимание уделялось расширению представлений о том, что такое семья, усвоению детьми родственных отношений, правилам общения и поведения с родными.
В ходе работы использовать речевые игры: «Обратись к папе, маме, брату, сестре ласково»,
«Как тебя называют дома?»
А также беседы «Кто живет со мной в квартире?» (узнавание, называние животных, знакомство со внешними особенностями и правилами обращения с ними) и «Маму я свою люблю, ей по дому помогу» (узнавание, называние бытовой техники и правилами обращения с ними).
В эту деятельность включали специальные упражнения на освоение «трудных» звуков, развития внимания к звуковой стороне речи, воспроизведение звукоподражания животных и бытовой техники , упражнения на формирование предпосылок монологической речи; проводили работу по обогащению словаря воспитанников.
Итогом этого проекта стало составление семейных панно. Семейные панно отличались индивидуальностью и собственными отличительными особенностями. Например, не традиционным оглавлением, а в форме пословиц и поговорок о семье: «Дети - цветы жизни».
Они были оформлены сюжетами детских изображений, семейными фотографиями, высказываниями ребят о членах своей семьи.
Презентация панно проходила в форме семейного монолога-повествования, где ребята договаривали начатую мамой (папой) фразу.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ним познавательные, творческие и другие задачи.
Совместная детско – взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребёнка, закладывает психо – эмоциональную базу его будущей жизни.
Обратите внимание на метод проекта, который является совместной формой сотрудничества ребёнка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
"Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно
- это человеческое общение».
Антуан-де-Сент-Экзюпери.
Литература
Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи дошкольников представлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др.
В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР
Проект по теме "Царство диких животных" для детей средней логопедической группы с ОНР...
Роль проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.
Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в разли...
Роль проектной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов из опыта работы....
Статья "Роль фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста"
В статье актуализируется вопрос о значимости фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Характеризуется дидактический потенциал различных форм фольклора (сказок, колыбельных, потеше...
Проектная деятельность в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Проектная деятельность в развитии речи детейстаршего дошкольного возрастаОдной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.Речь – одно...
Роль проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.
Почему современные дети отстают в совем речевом развитии? Почему происходит негативные изменения в нравственном и социально-личчностном развитии дошкольников. По моему мнению, проектная деятельность я...
статья "Роль малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
В статье раскрывается использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста, даётся характеристика основных жанров, используемые в работе, рассматриваются примеры из опыта работы....