Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
статья (младшая группа) на тему

Шаровагина Юлия Михайловна

Статья  «Роль проектной деятельности в развитии речи детей  раннего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаровагина Ю.М., воспитатель

ГБДОУ ЦРР детский сад № 49 Колпинского района

Санкт-Петербурга

 «Роль проектной деятельности в развитии речи детей                                                раннего дошкольного возраста»

«Скажи мне — и я забуду, учи меня — и я могу запомнить,                                  вовлекай меня — и я научусь».

 Бенджамин Франклин.

 - Почему современные дети отстают в своём речевом развитии, говорят всё хуже и меньше?                                                                                                                       - Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально – личностном развития дошкольников?

Одной из них является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.

   Обращение к проектной деятельности как к средству речевого развития дошкольников, объясняют тем, что, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. К сожалению, мы – взрослые, все чаще относимся крайне неуважительно к слову, не владеем им, не умеем грамотно выражать свои мысли, недооцениваем роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка.

    Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие воспитанники и родители в качестве любимых занятий называют развлечения, связанные с просмотром телевизионных передач. Когда у ребенка после выходных спрашиваем: «Что делали дома? Что нового узнали?», слышим какой ответ?

   Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым.

   А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

      Цель моего опыта работы:

- Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе   организации проектной деятельности.

Для реализации данной цели были поставлены задачи.

Задачи:

-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения).

-Обогащение и активизация словаря;

-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.

-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать.

-Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря

   При реализации кратковременной информационной детско-родительской деятельности «Моя семья», основное внимание уделялось расширению представлений о том, что такое семья, усвоению детьми родственных отношений, правилам общения и поведения с родными.

    В ходе работы использовать речевые игры:                                                              «Обратись к папе, маме, брату, сестре ласково»,

«Как тебя называют дома?»  

А также беседы «Кто живет со мной в квартире?» (узнавание, называние животных, знакомство со внешними особенностями и правилами обращения с ними) и «Маму я свою люблю, ей по дому помогу» (узнавание, называние бытовой техники и правилами обращения с ними).

    В эту деятельность включали специальные упражнения на освоение «трудных» звуков, развития внимания к звуковой стороне речи, воспроизведение звукоподражания животных и бытовой техники , упражнения на формирование предпосылок монологической речи; проводили работу по обогащению словаря воспитанников.

   Итогом этого проекта стало составление семейных панно. Семейные панно отличались индивидуальностью и собственными отличительными особенностями. Например, не традиционным оглавлением, а в форме пословиц и поговорок о семье: «Дети - цветы жизни».

   Они были оформлены сюжетами детских изображений, семейными фотографиями, высказываниями ребят о членах своей семьи.

   Презентация панно проходила в форме семейного монолога-повествования, где ребята договаривали начатую мамой (папой) фразу.

   Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ним познавательные, творческие и другие задачи.

   Совместная детско – взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребёнка, закладывает психо – эмоциональную базу его будущей жизни.

   Обратите внимание на метод проекта, который является совместной формой сотрудничества ребёнка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

"Всякая ценность имеет цену.

Единственное, что бесценно

- это человеческое общение».

Антуан-де-Сент-Экзюпери.

Литература

   Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи дошкольников представлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др.

   В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР

Проект по теме "Царство диких животных" для детей средней логопедической группы с ОНР...

Роль проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в разли...

Статья "Роль фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста"

В статье актуализируется вопрос о значимости фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Характеризуется дидактический потенциал различных форм фольклора (сказок, колыбельных, потеше...

Проектная деятельность в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность в развитии речи детейстаршего дошкольного возрастаОдной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.Речь – одно...

Роль проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Почему современные дети отстают в совем речевом развитии? Почему происходит негативные изменения в нравственном и социально-личчностном развитии дошкольников. По моему мнению, проектная деятельность я...

статья "Роль малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

В статье раскрывается использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста, даётся характеристика основных жанров, используемые в работе, рассматриваются примеры из опыта работы....