Роль проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (средняя группа)

Александрова Янина Михайловна

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому  наша задача заключается в том, чтобы обогатить  речь и представления дошкольников об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности. 

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.   Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так, ориентируясь на богатый, образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении, реализовывали совместные краеведческие проекты, направленные на приобщение воспитанников к природе родного края в рамках формирования их познавательно-речевого развития. К ним можно отнести мини-проекты «Удивительное под ногами», «О чем рассказали деревья в лесу?», «Где обедал воробей?» и краткосрочные проекты : « К т о  ж и в е т  у  н а с  в  л е с у ? » .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandrova.vystuplenie.proekt.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Александрова Я.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского района

Санкт – Петербурга

Роль проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.

Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи дошкольников представлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.   Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так, ориентируясь на богатый, образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении, реализовывали совместные краеведческие проекты, направленные на приобщение воспитанников к природе родного края в рамках формирования их познавательно-речевого развития. К ним можно отнести мини-проекты «Удивительное под ногами», «О чем рассказали деревья в лесу?», «Где обедал воробей?» и краткосрочные проекты : « К т о  ж и в е т  у  н а с  в  л е с у ? » .

Культурно-историческое своеобразие родного края имеет свои особенности исторического развития. Знакомство с ними в рамках проектной деятельности, позволяло активизировать у воспитанников познавательный интерес и сформировать привязанность к малой родине, позитивное отношение к прошлому и настоящему родного края, овладеть навыками речевого общения и расширить словарь детей. Такими проектами были совместные детско-взрослые

мероприятия «Достопримечательности родного края», «Город, в котором я живу», В жизни и системе ценностей большинства современных дошкольников семья занимает особое место, родители, близкие люди – самые важные и значимые для них люди. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и передаче определенных знаний и формированию ценностно-потребностной сферы личности ребенка является ведущей на протяжении всего периода становления детской личности. Поэтому, огромную роль в воспитании у детей интереса к истории, культуре, природе своей малой родины отводим родителям и ближайшим родственникам

ребенка, поскольку истоки этого интереса во многом лежат в понимании и ознакомлении с традициями своей социокультурной среды. Общение дошкольника с близкими стимулирует его интерес к самопознанию, помогает устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим, заложить основы свойств личности, определить успешность его будущего. С учетом этого подхода, нами были реализованы проекты познавательно-речевого и социальнонравственного направления «Моя семья», «Родословная моей семьи», (гениологическое дерево) «Семья традициями сильна» ( б е с е д ы , ч а е п и т и я  с  п р и с у т с т в и е м  р о д и т е л е й ) .

При реализации кратковременной информационной детско-родительской деятельности «Моя семья», основное внимание уделялось расширению представлений о том, что такое семья, усвоению детьми родственных отношений, правилам общения и поведения с родными. В ходе работы использовать речевые игры: «Обратись к папе, маме, брату, сестре ласково», «Какой цвет подходит твоей маме (папе и т.д.)?», «Кто я?», «Комплименты» и другие. А также беседы «Кто живет со мной в квартире?» (узнавание, называние животных, знакомство со внешними особенностями и правилами обращения с ними) и «Маму я свою люблю, ей по дому помогу» (узнавание, называние бытовой техники и правилами обращения с ними). В эту деятельность включали специальные упражнения на освоение «трудных» звуков, развития внимания к звуковой стороне речи, воспроизведение звукоподражания животных и бытовой техники; упражнения на различение и употребление существительных в единственном и множественном числе; упражнения на формирование предпосылок монологической речи; проводили работу по обогащению словаря воспитанников. Итогом этого проекта стало составление семейных панно и их «защита» на итоговом занятии. Они были оформлены сюжетами детских изображений, семейными фотографиями, высказываниями ребят о членах своей семьи. Презентация панно проходила в форме семейного монолого-повествования, где ребята договаривали начатую мамой (папой)фразу. Примером ознакомления детей с историей своей социокультурной среды служит познавательно-исследовательский проект «Родословная моей семьи». На вводном – мотивационном этапе проекта, перед детьми была поставлена проблема, стимулирующая интерес ребят к её изучению, «Кто такие родные? Что такое родословная?». Были высказаны интересные предположения, но большинство ребят не смогли ответить на этот вопрос. Поэтому следующим шагом нашей работы стало проведение занятий и бесед с детьми о том, что такое родословная, кто такие родные, формировалось представление о составе семьи, знаний имен и отчеств не только родителей, но и бабушек, дедушек, проведение мини-викторин. Для некоторых ребят было открытием то, что бабушки и дедушки – это родители его мамы и папы. На этом этапе было решено множество коммуникативных и р е ч е в ы х з а д а ч . Затем предложили детям найти ответ на свой вопрос (Что такое родословная?) вместе с родителями. На втором этапе, в течение двух недель ребята собирали информацию, охотно делились ею с п е д а г о г а м и г р у п п ы и с в о и м и с в е р с т н и к а м и . Презентация результатов деятельности по проекту, проходила в виде интересного занятия, в ходе которого, воспитанники, знакомили присутствующих с эскизами оформления семейного древа. Этот проект показал интерес к истории своей семьи всех её членов, открыл творческие и речевые способности у детей и родителей.

Итогом данного проекта стало формирование у детей базовой познавательно-исследовательской компетенции, элементарных навыков работы с информацией, обогащения словаря детей,

активизация речевой деятельности, умений, связанных с выполнением небольших творческих заданий.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому  наша задача заключается в том, чтобы обогатить  речь и представления дошкольников об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности. Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.

Список литературы:

1. Дошкольная педагогика Н.И.Левшина «Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».2014г.

2. Статьи «Проектная деятельность ДОУ для развития связной речи дошкольников».

-«Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности».

-«Использование проектной деятельности для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

-«Проектная деятельность как средство речевого развития старших дошкольников».

3.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с.

http://www.doshped.ru/files/_Пед-8-2014_Левшина.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР

Проект по теме "Царство диких животных" для детей средней логопедической группы с ОНР...

Проектная работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Тема: « Чудесный мир сказок»

Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и и...

Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»

Статья  «Роль проектной деятельности в развитии речи детей  раннего дошкольного возраста»...

Проектная деятельность в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность в развитии речи детейстаршего дошкольного возрастаОдной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.Речь – одно...

Роль проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Почему современные дети отстают в совем речевом развитии? Почему происходит негативные изменения в нравственном и социально-личчностном развитии дошкольников. По моему мнению, проектная деятельность я...

Мастер-класс для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»Цель: формировать представления родителей о значении театрализованной...