Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР
проект по логопедии (средняя группа) по теме

Проект по теме "Царство диких животных" для детей средней логопедической группы с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР."

Пиваева О.Н. - воспитатель.

МКУ «Управление образования города Кировска»

                                                      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                                                         учреждение  «Детский сад комбинированного вида №13»

Речевое развитие, как определяет федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, включает  владение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Развитая речь - одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Представители разных стран и профессий (педагоги, врачи, логопеды, психологи) отмечают серьезные отклонения в развитии речи современных детей. В последнее время отмечается рост безречевых детей, у которых отсутствует речь. В эту группу входят дети с моторной и сенсорной алалией, с различными задержками психоречевого развития и др. Определенные отклонения у детей логопатов проявляются в игре, в ходе образовательной и продуктивной деятельности и одна из основных задач педагогов - коррекция речевых нарушений и психических особенностей дошкольников с ТНР на основе личностного - ориентированного подхода к каждому ребенку с использованием эффективных форм совместной деятельности. Нашу среднюю логопедическую группу посещают 12 детей с диагнозом ОНР (I, II уровня), обусловленного сенсомоторной, моторной алалией, дизартрией.

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, нам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является использование проектно-исследовательского метода, который мы применяем в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Проектный метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности, способствует расширению знаний детей об окружающем мире.

При разработке проекта опирались на следующие принципы проектной деятельности:

  • Проект должен быть посильным для выполнения.
  • Необходимы условия для успешного выполнения проекта (формировать соответствующую библиотеку, центры активности и т.д.)
  • Необходимо руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения), фиксация наблюдений, результатов исследования.
  • Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
  • Информирование, вовлечение родителей.

Имея опыт в проведении таких проектов, как:«Природа – источник здоровья», «Мой город родной», «Нам здесь жить», «Быть здоровыми хотим», «Колесо», которые способствовали развитию у детей-логопатов коммуникативных навыков, познавательных способностей, коррекции речевых нарушений, мы решили разработать и реализовать  проект "Путешествие в  царство диких животных" с детьми и их родителями в средней группе на первом году обучения. На нем мы остановимся более подробно.

Итак:

При разработке проекта мы:

  • Поставили цель проекта, определяли  проблему, на решение которой направлен проект;
  • Разработали план достижения цели;
  • Составили системную паутинку проекта по следующим направлениям:
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • Привлекли узких специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;
  • Отобрали лексический материал с учетом темы и цели, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей.

В основе разработки проекта лежит тематический подход. Поэтому продолжительность проекта 2 недели.

Для успешной реализации проекта" Путешествие в царство диких животных" мы определили следующие задачи:

  1. Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
  2. Обогатить пассивный и активный словарь детей за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, хитрый, злой, неуклюжий); прилагательных (прятаться, охотиться, притаиться ит.д.).
  3. Развивать связную речь через составление описательных рассказов, загадок о животных.
  4. Воспитывать личностные качества - доброту, внимание, желание оказывать помощь животным (покормить в парке белочку).

Для решения этих задач мы сделали следующее:

  1. Подобрали книги, сказки, иллюстративный материал по теме "Дикие животные"
  2. Разработали перспективный план работы с детьми.
  3. Определили различные формы взаимодействия с родителями.
  4. Изготовили дидактический материал и пособия по теме.
  5. Подобрали настольно -печатные, дидактические игры.
  6. Приобрели костюмы, маски для драматизации сказки "Колобок", "Теремок".
  7. Настольный театр по сказкам.

Практический этап нашего проекта предусматривал проведение непосредственно образовательной деятельности по следующим  образовательным областям:

  1. Речевое развитие
  • Чтение художественной литературы Е. Чарушина  "Про зайчат", "Лисята";  русских народных сказок "Колобок", "Теремок", "Три медведя" с элементами пересказа,  - формировали представления детей о внешнем виде, о частях тела, особенности питания, движения.
  • Использование мнемотаблиц для составления рассказов – описаний, которые оказали неоспоримую помощь нашим детям при рассказывании. Использование мнемотехники в работе с детьми с ТНР способствует  появлению  предпосылок к самообучению, умению проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.

  1. Социально –коммуникативное развитие
  • Дидактические игры: "Кто где живет?", "У кого кто?", "Узнай по описанию", «Угадай по части тела», «Разрезные картинки», «Кто что ест?» которые активизировали словарный запас детей по теме. Закрепляли  умение образовывать изучаемые грамматические категории (единственное и множественное число существительных, образование существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, образование существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят.
  • Загадки, логические задачи о диких животных "Подумай и скажи", "Отгадай зверька по двум приметам "(н-р: он с шерсткой беленькой зимой, а с серой шерсткой летом ), "Кому какой дом" помогали конкретизировать имеющие знания у детей, способствовали развитию психических функций, коммуникативных навыков: сотрудничества, взаимопомощи.
  • Во время прогулки на участке предлагали детям расчистить  дорожки для зайчиков, построить жилища для животных( норки для лисы, ежика; берлогу для медведя), при этом проговаривали "Как живешь? Как ты зиму проведешь?" – формировали у детей навыки трудолюбия, воспитывали любовь к животным, заботливое отношение к ним.
  • Постройки из снега: "Печь для зайки" по сказке "Заюшкина избушка", "Мишка косолапый","Горка для ловких зверят» развивали в детях физические качества- двигательную активность, координацию движений, меткость, ловкость.
  • Экскурсия в виртуальный музей: «Дикие животные» систематизировала  полученные знания детей о диких животных.

3. Познавательное развитие:

  • Проводили занятия по ФЭМП на тему "Дикие животные", "Зимовье зверей", "Угости белочку" на которых закрепили количественный счет до 5, формировали представления о времени года, развивали логическое мышление, зрительное восприятие и внимание.
  • Беседы" Кто живет в лесу?, "Как готовятся звери к зиме?"- знакомили с понятием "дикие животные", обращали внимание на строение тела, характер, движения, питание, размножение; как дикие животные приспосабливаются к смене времён года.

4. Художественно – эстетическое развитие:

  • На музыкальных занятиях разучили песни Е.Телечеевой "Медведи", танцы "Г.Федорова "Танец медвежат", "Ну-ка, зайка, попляши", упражнения на развитие ритма  Г.Вихарева  "Зайцы и лиса", которые помогли создать и воспроизвести образ животных.
  • Образно-пластическое творчество детей: пластические этюды «Хитрая лиса», «Голодный волк», «Косолапый мишка», «Свернувшийся ёжик», «Прыгающий зайка» - передавали характер героев в движениях.
  • Через рисование на тему  "Грибочки и орешки для белочки", «Зайка», «Заячья избушка», «Мишка косолапый»;   лепку "Медведи в лесу", аппликацию "Мишутка "  - формировали умение передать образ животного, его величину, форму, расположение частей тела.
  • Провели конкурс поделок из природного материала.

5. Физическое развитие:

  • Физкультурные занятия, подвижные игры "Хитрая лиса", "У медведя во бору", "Волк и зайчата", «Заяц Егорка», «Ёжик и барабан»- активизировали двигательную активность детей, развивали творческие способности, передавали характер движений животных.
  • Физминутки : «Ну-ка, зайка, поскачи», «Медвежата» раскрывали эмоциональные отношения ребенка к слову.
  • Игры, эстафеты соревновательного характера «Передай морковку зайке»,
  • « Собери орешки для белочки», «Догоняй-ка»
  • Утренняя зарядка в роли зайчиков, лисичек , мишек, белочек помогла лучше вжиться в образ, развить выносливость, ловкость, гибкость.

Продуктом проекта явился Мюзикл "Креативный Колобок", который был показан родителям.

В  реализации проектной деятельности одним из условий   является вовлечение  родителей в непосредственно образовательный процесс.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании мы использовали следующие формы работы:

  • Анкетирование "Экологическое воспитание в семье".
  • Консультации: «Что и как читать ребёнку с ТНР», «О роли движения пальцев руки», «Речевые игры»,"Экологическое воспитание детей в семье".
  • Родительские собрания : «Что такое метод проектов?».
  • Привлечение родителей к совместной творческой деятельности,
  • задания на дом для детей и родителей
  • Выставки книг: «Дикие животные наших лесов».
  • Утренник: «Мама милая моя»

Все эти формы работы дали хороший результат. На родительском собрании мы познакомили родителей с целью и задачами проекта.

 Родители заинтересовались проектной деятельностью и  приняли непосредственное участие:

  • Подобрали материал для создания электронной книги "Заяц", " Дикие животные".
  • Изготовили пальчиковый театр по сказке "Колобок".
  • Составили рукотворные  книги «САМиздат»: "Все о белке", "Медведь в лесу", "Лисичка -сестричка".
  • Совместно с детьми рисовали в нетрадиционной технике животное леса с составлением описательного рассказа о нем.
  • Разучивали  стихи с детьми, участвующими  в проекте.
  • Оказывали помощь в оформлении выставки «Дикие животные – любимые игрушки наших детей».
  • Приняли участие в изготовлении декораций к Мюзиклу "Колобок".

Мы считаем, что такое взаимодействие с семьями воспитанников дает эффективные результаты в развитии ребенка. Решая различные познавательно -практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с ОНР обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Благодаря целенаправленной работе по проекту, мы достигли следующих результатов:

1.Обогатился активный и пассивный словарный запас детей по  всем разделам (номинативный, атрибутивный, предикативный).

2. Сформировались представления о том, как готовятся животные к зиме в лесу.

3.Улучшилось понимание ситуативной речи, развились простые виды коммуникативной речи.

4.Проявился познавательный интерес к изучаемой теме, любознательность.

5. Закрепилось умение образовывать изучаемые грамматические категории(единственное и множественное число существительных, образование существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, образование существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят.

6.Сформировалось желание помогать животным.

Таким образом:

Метод проектирования позволил:

  • изменить стиль работы с детьми;
  • вовлечь родителей  в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Реализованный проект способствовал:

  • созданию атмосферы психологического благополучия воспитанников;
  • развитию у них познавательных способностей;
  • творческого воображения и мышления;
  • коммуникативных навыков;
  • коррекции речевых нарушений.

Список литературы.

 1. Алябьева Е.А. "Развитие воображения и речи детей 4-7 лет." Москва 2005г.

2. Белоусова Л.Е." Удивительные истории." Санкт-Петербург 2000г.

3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. "Образовательные проекты в детском саду."

4. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург" 2002г.

5. Иванова А.И. "Мир животных (естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду)". Москва 2009г.

6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. "Экологические проекты в детском саду"  Волгоград 2009г.

7. Николаева С.Н. "Юный эколог". Москва 2010г.

8. Нуждина Т.Д. "Энциклопедия для малышей. (мир животных и   растений)". Ярославль 1998г.

9. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г." Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ". Москва 2006г.

10. Золотова Е.И." Знакомим дошкольников с миром животных". – М., 2008г.

11. Рыжова Н. А. "Наш дом – природа". – М., 2002 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13 » Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР . Подготовила воспитатель Пиваева О.Н.

Слайд 2

Проект должен быть посильным для выполнения. Необходимы условия для успешного выполнения проекта (формировать соответствующую библиотеку, центры активности и т.д.) Необходимо руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения), фиксация наблюдений, результатов исследования. Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. Информирование, вовлечение родителей . Принципы проектной деятельности.

Слайд 3

Авторы проекта: Зайцева Зоя Михайловна - воспитатель средней логопедической группы; Пиваева Ольга Николаевна - воспитатель средней логопедической группы; Деревяго Татьяна Николаевна - учитель-логопед; Литовченко Ольга Васильевна - музыкальный руководитель. Продолжительность проекта: 2 недели. Тип проекта: познавательно -творческий. Участники проекта: дети средней логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Возраст детей : 5-й год жизни. Проект: « Путешествие в царство диких животных».

Слайд 4

1.Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу. 2.Обогатить пассивный и активный словарь детей за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, хитрый, злой, неуклюжий); прилагательных (прятаться, охотиться, притаиться и т.д .). 3.Развивать связную речь через составление описательных рассказов, загадок о животных. 4.Воспитывать личностные качества - доброту, внимание, желание оказывать помощь животным . Задачи:

Слайд 5

Речевое развитие.

Слайд 6

Социально-коммуникативное развитие.

Слайд 7

Познавательное развитие.

Слайд 8

Художественно-эстетическое развитие.

Слайд 9

Физическое развитие .

Слайд 10

Продукт проекта- мюзикл «Креативный колобок»

Слайд 11

Анкетирование. Консультации: «Что и как читать ребёнку с ТНР», «О роли движения пальцев руки», «Речевые игры». Родительские собрания : «Что такое метод проектов?». Полезные советы. Привлечение родителей к совместной творческой деятельности, задания на дом для детей и родителей Выставки книг: «Дикие животные наших лесов». Утренник: «Мама милая моя» Взаимодействие с родителями.

Слайд 12

Обогатился активный и пассивный словарный запас детей по всем разделам (номинативный, атрибутивный, предикативный). Сформировались представления о том, как готовятся животные к зиме в лесу. Улучшилось понимание ситуативной речи, развились простые виды коммуникативной речи. Проявился познавательный интерес к изучаемой теме, любознательность. Закрепилось умение образовывать изучаемые грамматические категории. Сформировалось желание помогать животным. Результат.

Слайд 13

Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва 2005 Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Санкт-Петербург 2000 Виноградова Н.А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург 2002 Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва 2004 Иванова А.И. Мир животных (естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду). Москва 2009 Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду Волгоград 2009 Николаева С.Н. Юный эколог. Москва 2010 Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. (мир животных и растений). Ярославль 1998 Павленко И.Н. Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. Москва 2006 Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Москва 2008 Литература.

Слайд 14

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Тема: « Чудесный мир сказок»

Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и и...

Роль проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в разли...

Роль проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Почему современные дети отстают в совем речевом развитии? Почему происходит негативные изменения в нравственном и социально-личчностном развитии дошкольников. По моему мнению, проектная деятельность я...

Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста

Самообразование педагога по теме: Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста.Речь в самообразовании идет о театрализованной деятел...

Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей

Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, МО, 2022  Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, ...