Конспект родительского собрания в форме устного журнала на тему: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников».
методическая разработка (подготовительная группа)

Родионова Ирина Вячеславовна

Данная работа предназначена для повышения уровеня компетенции родителей в экологическом воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_1.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в форме устного журнала на тему:

«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников».

                          (подготовительная группа)

                                                                                             Выполнила: воспитатель

                                                                      1квалификационной       категории

                                                                         МБДОУ «Детский сад  №131»                                                         Родионова И.В.

г. Дзержинск 2021

Цель: Повысить уровень компетенции родителей в экологическом воспитании детей.

Предварительная работа: Оформлена выставка детской художественной природоведческой литературы для чтения дошкольникам, разработка Мини-анкеты «Что дает ребенку общение с природой?», видеозапись интервью детей о домашнем чтении, печать памяток для родителей. 

Ход:

Первое слово для выступления было предоставлено старшему воспитателю Коняшовой Е.В.

- Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям (“Концепция дошкольного воспитания”).

Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Особого рода ценностью в этом деле является чтение, так как общаясь с книгой, человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, т. е. формируется нравственная и культурная основа его личности.

Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Наша с Вами задача – приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.

Далее воспитатель Родионова И.В. предложила родителям игру с мячом для ответа на вопрос: «Как Вы думаете, зачем нам надо читать?»

Психолог сада Наталия Александровна рассказала, что благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребенка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман трусость, благородство, готовить ребенка к реальной жизни. Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых.

“Без экологических знаний сегодня жить невозможно. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе” (В. А. Алексеев).

Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начнет говорить и начнет ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений.

Ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у детей вызывает природа, которая представляет собой широкий простор для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребенка. Окружающая природа – источник развития не только ума, но нравственных чувств ребенка.

Воспитатель Родионова И.В. предложила родителям заполнить Мини-анкету «Что дает ребенку общение с природой?»  (если Вы согласны с суждением, отметьте его знаком “+”)

Вопросы: 1)Дети получают массу разнообразных знаний, расширяется их кругозор, развиваются умственные способности.

2)Развивается наблюдательность, которая является показателем психологической готовности к школьному обучению.

3)Развиваются и обогащаются речь, мышление, память, внимание….

4)Природа оказывает благотворное влияние на физическое развитие. (Прогулки в природу улучшают общее физическое со стояние. Движения и игры на свежем воздухе развивают мышцы ребенка, укрепляют нервную систему, благотворно сказываются на жизнедеятельности всего организма.)

5)Общаясь с природой, дети испытывают удовлетворение от того, что сделали что-то доброе и хорошее в природе.

6)Они учатся чувствовать красивое и некрасивое, они научаются “говорить” с каждым цветком и птицей, солнцем и ветром и любить их. Они начинают понимать, что хорошо, а что плохо, переживают и сочувствуют. У них появляется чувство сострадания.

7)Природа – источник развития нравственных чувств ребенка.

8)Дети учатся заботливому и бережному отношению к растениям и животным.

9)В детях воспитываются доброта и сердечность.

10)Природа – первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Ирина Вячеславовна поделилась опытом наблюдения за поведением  детей в природе:

- С ранних лет ребенок приобщается к природе, постигает ее тайны и секреты, учится общаться с растениями и животными, учится определенным образом вести себя в природе.

Часто маленький ребенок действует с позиции силы, он сильнее червей, бабочек, муравьев и т. д., он может их ловить, топтать. В результате у ребенка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь.

Как Вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации? (высказывания родителей)

Да, пока ребенок мал, он действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. А это мы наблюдаем сейчас сплошь и рядом (взрослый внук сильнее бабушки).

Вот как писал Б. Рябинин в своей книге “О любви к живому”: “Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его БОЯТСЯ, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла.

Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой”.

Приобщая ребенка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.

-Читаете ли Вы сами в настоящее время художественную литературу?- спросила воспитатель родителей (высказывания родителей)

-Прививая интерес к чтению, продолжила Ирина Вячеславовна, вы, родители, должны помнить, что являетесь главным примером для ребенка. Ни для кого не секрет, что сегодня дети практически не видят Вас с книгой в руках, так как предпочитаете книге телевизор или компьютер.

А вот послушайте, что говорят наши дети (Результаты интервьюирования выводятся на экран проектора)

Вопросы: а)Есть ли у тебя дома книги? Назови какие.

Б)Любишь ли ты, когда тебе читают?

В)Какая книга тебе нравится больше всего? Кто ее автор?

Г)Кто тебе дома читает книги?

Д)Часто ли тебе читают?

Е)Хочется ли тебе самому читать книги?

Помните, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т. д.

Далее воспитатель порекомендовал умело подбирать литературу для чтения и привел список авторов и их произведений:

Много интересного о поведении птиц ребенок узнает из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова и т. д. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука “Шестиногие соседи”, “сколько глаз у стрекозы?”, Н. Розанова “Муравей красная Точка”, “Подземный путешественник”, “На зеленой иголке”. Познакомившись с книгой Ф. Льва “Для чего деревьям листья”, дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева “На лесной поляне”…

Уже в дошкольном детстве ребенок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатления от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.

Однако следует помнить, что все-таки не книга, не телевидение, а сама природа во всей своей простоте и сложности является главным наставником ребенка в его воспитании.

Решение родительского собрания:

1)Приучать ребенка к книге. Сделать в семье подборку детской литературы природоведческою содержания для совместного чтения.

2)Завести ритуал вечернего чтения и читать ребенку понемногу каждый вечер качественную литературу.

3)Помогать ребенку “вживаться” в книгу, развивать его образное мышление и речь.

Старший воспитатель Коняшова Е.В. раздала

Памятки для родителей по воспитанию любви к книге о природе.

Предлагать ребенку только качественную литературу для чтения.

Завести ритуал вечернего чтения, выбрав книгу, соответствующую возрасту ребенка.

Читать понемногу, но каждый день.

Предлагать ребенку рисовать иллюстрации к прочитанному, “писать” к ним тексты.

Учить ребенка пользоваться с ребенком сценки из прочитанной книги, обсуждать содержание сюжета.

Не увлекаться методикой раннего обучения чтению, особенно если у него есть какие-либо невропатологические проблемы (ребенок поздно заговорил – после 2,5-4 лет имеет дефекты произношения; бедный словарный запас; вообще не употребляет предлоги; не изменяет слов по падежам).

Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается,то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, логопеда

В заключение разговора хочется пожелать вам успехов в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Консультация для родителей по подбору художественной литературы для грамотного экологического воспитания....

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Только при работе в тандеме с родителями можно воспитать гуманного человека, способного к состраданию и соучастию. Экологические сказки и рассказы помогут в осуществлении это важной задачи....

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

Давайте посмотрим с точки зрения отношения  ребенка к природным объектам, что получается, если      ребенок может разгонять птиц и ему  это доставляет удовольствие.В...

Консультация " Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье."

Рассказать родителям какую роль играет художественная литература в экологическом воспитании детей....

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

В статье отмеченно огромное значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников...