Консультация для родителей "Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)
Ни для кого не секрет, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Консультация для родителей о возрастных особенностях детей является одним из путей такого взаимодействия. Цель. консультации: расширить знания родителей о характерных особенностях детей, присущих данному возрасту и дать рекомендации по воспитанию детей в качестве советов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
возрастные особенности детей 4-5 лет | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 4-5 лет. Расширить знания родителей характерных особенностях детей, присущих данному возрасту. Дать рекомендации по воспитанию детей.
Возраст 4-5 лет — это средний дошкольный период, который характеризуется интенсивным развитием и ростом детского организма. Существуют специфические возрастные особенности детей 4-5 лет, зная которые, родители сделают развитие и воспитание дошкольника гармоничным, помогут выстроить отношения со взрослыми и сверстниками.
Это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят изменения во всех сферах его жизни.
Физическое развитие
Дети среднего дошкольного возраста очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:
- процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
- происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.
Также в данный период:
- повышается выносливость;
- улучшается координация;
- движения становятся более точными и уверенными;
- улучшаются показатели скорости и ловкости.
В среднем дети вырастают за год на 5-7 см и набирают от 1 до 2-х кг веса.
Вместе с тем, нужно знать, что мышцы растут быстро, но неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают.
Дети начинают обращать внимание на своё здоровье, способны в случае недомогания указать на проблему.
Совет
Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Дозируйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.
Психологическое развитие
В возрасте 4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие, они становятся более произвольными и осознанными.
Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий, становится очень важна наглядность. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.
Совет
Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, лото. паззлы, мозаику, конструкторы, а также игры, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки
В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.
Совет
Не отмахивайтесь ребенка, если он будет приставать к вам с вопросами. Постарайтесь в доступной форме (занимательный разговор или игра) объяснить интересующую его тему. Стимулируйте ребенка самостоятельно находить ответы на вопросы, интересуйтесь его мнением.
В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 7-8 названий предметов. Появляется произвольное запоминание, могут заучивать небольшие стишки наизусть. В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.
Совет
Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.
У средних дошкольников улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 15-20 минут.
Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.
Совет
Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем и почвой для страхов. Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.
Преобладающий вид деятельности
Преобладающим видом деятельности остается игра. Изменяется ее содержание и усложняются формы проведения. Число детей, участвующих в общении, возрастает.
Появляются ролевые игры. Содержание игры акцентируется на обыгрывании отношений между людьми. (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер Всё более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха
Усиливается гендерное самосознание. Дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и учатся вести себя соответственно ей. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. Дети учатся различать мужские и женские профессии, понимать специфику поведения и общения с людьми разного пола.
.Совет
С 4 лет можно предлагать детям игры, соответствующие его полу.
Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками.
Творческие способности
В этом возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Им очень нравится рисовать, лепить заниматься аппликацией. У детей активно развивается мелкая моторика.
Ребенок 4-5 лет может сочинить маленькую сказку или песенку, понимает значение рифмы. Богатое воображение позволяет создавать сюжет в голове или на чистом листе бумаги.
Совет
Рисуйте совместно с детьми, занимайтесь лепкой, учите петь и танцевать. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок из различных материалов. Хвалите за выполненную работу. Поделки можно дарить кому-то из близких людей, чтобы ребенок увидел значимость своего труда.
Развитие речи
Активно развиваются речевые способности. Увеличивается словарный запас (2000 слов и более). Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они могут описать свои эмоции, ощущения, рассказать, как выглядит предмет, пересказать небольшой рассказ, ответить на вопросы взрослого и полноценно общаться с ровесниками.
У детей развивается связная речь, формируется грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги, строить сложные предложения
Совет
Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.
Социальное поведение
Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он переживает, если поступает плохо.
Ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.
Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.
Совет
Никогда при детях не делайте то, что запрещаете им. Ваши требования должны быть обоснованными, тактичными. Будьте последовательны и терпеливы.
Дети уже умеют контролировать большинство своих эмоций. У них развивается эмоциональная отзывчивость. Они способны понимать чувства других людей, сопереживать.
Совет
Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают его поступки.
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.
Ребенок становится более усидчивым, покладистым и спокойным. Он может выполнять простые бытовые обязанности, однако быстро отвлекается, теряет интерес к труду и не всегда доводит начатое дело до конца.
Совет
Если ребенок не закончил начатое дело, не ругайте его, а предложите доделать все вместе, заинтересуйте каким-то поощрением.
У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению.
Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику.
Совет
Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком. Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность, неуверенность и отсутствие инициативы.
Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники детских дошкольных учреждений в своей работе учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей о возрастных особенностях детей является одним из путей такого взаимодействия.
Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Благодаря педагогической поддержке родители смогут правильно выстроить свои взаимоотношения с малышом, что способствует формированию у дошкольника высокой самооценки. Ребенок станет более уверенным, овладеет навыками и способностями, полезными для дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей - Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...
Консультация "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"
Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"
Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.Вашим детям уже исполнилось 4 года. Вы относитесь к ребенку как взрослому или для вас он еще маленький? Давайте вместе разберемся ...
Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...
Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»....
Консультация "Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста"
Об особенностях умственного и физического развития детей 4-5 лет....