Дидактические игры в раннем возрасте
методическая разработка

Дидактические игры в раннем возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Давайте познакомимся!»

Цель:

-закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

Материал: кукла.

Ход игры

К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.

Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно!

Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

 

 

«Мое имя»

Цель:

-закреплять умение детей четко называть свое имя.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

 

 

«Маленькие помощники»

Цель:

-подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь;

- учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье;

-развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

 

 

«Помоги маме найти своих детёнышей»

Цель:

-закрепить знания детей о названии детёнышей животных;

-соотносить названия животных с их детёнышами.

Ход игры

Предложить детям выложить в ряд картинки с изображениями животных. Под ними выложить карточки детёнышей этих животных. Попросить детей назвать - у кого кто? (У зайчихи – зайчонок, у лисицы – лисёнок и т. д.).

 

 

ОВОЩИ

 

 «Что добавилось?»

Цель:

-развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

Картинки рассматривай и их запоминай,
Я новые добавлю, а ты их называй.

(Предметные картинки с изображением овощей.)

 

«Вершки-корешки»

Цель:

-уточнить представление детей об овощах, их месте произрастания, где растут, на земле или в земле.

Ход игры

Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз.
- Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок – то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину.
- Все овощи разложены. Молодцы!
- Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему.

 

«Круглый, овальный, треугольный»

Цель:

-уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.

На картинки посмотри,
Какой по форме овощ, ты скажи.

(Круглый помидор, овальный огурец, треугольная морковь и т.д.)

 

«Четвертый лишний»

Цель:

-учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.

Помидор, огурец, яблоко, морковь.

Помидор, перец, редиска, огурец.

Огурец, помидор, кабачок, баклажан.

 

«Один – много»
Цель:

-учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.

 (Помидор – помидоры – много помидор  и т.д.)

 

«Отгадай загадки с грядки»

Цель:

-учить называть и отличать по внешнему виду овощи (морковь, капуста, помидор, репа, огурец, свекла, лук );

-познакомить детей с овощами, выращенными в естественных условиях;

-расширять знания детей о пользе овощей;

-внести в активный словарь детей  понятие «овощи»;

-развивать речь и мышление детей.

Материал: корзина, овощи.

Ход игры

На столе лежат овощи. Воспитатель загадывает детям загадки и просит их показать на предмет, который она загадала, назвать его.

«Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая». (Морковь)

«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а ...(Лук).

Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, закутана.(Капуста)

«Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, сладка на вкус, узнали вы?  Я...(Свекла) и т. д.

После этого воспитатель просит детей назвать все предметы одним словом «Овощи».

 

 

 

 

 

 

ОСЕНЬ

 

«Дождик»

Цель: 

-учить различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.

Воспитатель. Капельки стучат по крыше. (Произносит кап- кап-кап в умеренном темпе.)

Дети повторяют.

Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап... кап... медленно и слегка растягивая, с паузами).

Дети повторяют.

Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так (произносит в ускоренном темпе).

Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им на слух определить, какой идет дождь и произносит кап-кап-кап в различном темпе. Это повторяется 3—4 раза.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно произносили его в заданном темпе.

 

«С какого дерева лист?»

Цель:

-совершенствовать умение различать деревья по их стволам и листьям;

-развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Материал: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья от этих деревьев.

Ход игры

В хаотичном порядке разложить листья вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево и назвать его (береза, дуб, клён).

 

«Какой лист?»

Цель:

-совершенствовать знания различать листья трёх деревьев;

-учить образовывать прилагательные;

-развивать устную речь, внимание, память.

Материал: корзинка, осенние листья.

Ход игры

Дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы - берёзовый лист.

 

 

 

«Запасы зверей»

Цель:

-совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду;

-развивать внимание, память, наблюдательность.

Материал: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры

Дети по очереди берут карточку с изображением растений, овощей, грибов или мёда, называют что это и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

 

 

«Признаки осени»

Цель:

-закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме;

-развивать устную речь, внимание, память.

Материал: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход игры

На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Например: «Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи» и т. д.

 

«Круглый, овальный»

Цель:

-уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.

На картинки посмотри,
Какой по форме фрукт, ты скажи.

(Круглое яблоко, овальный банан и т.д.)

 

«Скажи ласково»
Цель:

-учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.

 (Яблоко – яблочко; лимон – лимончик и т.д.)

 

 

«Чудесная корзинка»

Цель: 

-выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус);

-активизация словаря прилагательных.

Материал: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).

Ход игры

Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.

 

«Чудесный мешочек»

Цель:

-уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры

Воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

 

ОДЕЖДА


«Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель:

-упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Материал:Картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви, картинки двух шкафов:

Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.

Ход игры

Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

- Это длинное платье мамино.

- Это синее платье Танино.

- Эта розовая блузка Танина.

- Эта белая блузка мамина.

- Эти чёрные брюки мамины.

- Эти сиреневые брюки Танины.

- Эта пышная юбка Танина.

- Эта узкая юбка мамина и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры детей раннего возраста

статья "Дидактические игры детей раннего возраста"...

Дидактическая игра детей раннего возраста «Купание куклы Маши».

Аннотация.Основным содержанием игры в раннем возрасте является развернутая ориентировка ребенка в предметной деятельности, которая начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути сам...

Конспект дидактической игры для раннего возраста

Цель: формирование пред­став­ле­ний о цве­те и фор­ме....

Консультации для педагогов "Дидактическая игра" в раннем возрасте

консультация для педагогов "Дидактическая игра"...

«Роль дидактической игры в раннем дошкольном возрасте»

quot;Роль дидактической игры в раннем дошкольном возрасте"...

Дидактические игры в раннем возрасте

Здесь представлена подборка игр для деток ясельной и младшей группы. ... Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь....

Статья "Дидактическая игра в раннем дошкольном возрасте, виды дидактических игр."

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...