Консультация для родителей "Формирование финансовой грамотности старших дошкольников."
консультация (подготовительная группа)

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_ult_._fin._gramotnost.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности старших у дошкольников .

 Воспитатель -Андреева Ольга Николаевна.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение). Это умение жить по средствам, осознанный отказ от неразумных долгов, понимание экономических процессов .

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. 

Чем раньше мы начнем разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитаем в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету.  Благоприятный возраст с 5 до 7 лет, когда главные детские черты — любопытство и любознательность. Детям этого возраста свойственна неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание ,но  при этом огромные запасы энергии, и еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей.

Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты, и  начать нужно с простого, соблюдая простые правила:

 Объясняем в игровой форме.

Как выглядят деньги? Предложите ребенку игру: представьте, что вы нашли клад. Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии». Проведите расследование: как отличить подлинную купюру. Расскажите ребенку о признаках подлинности купюр, покажите картинки водяных знаков, как переливаются буквы и цифры и где спрятаны другие защитные признаки. Можно собрать друзей и провести конкурс: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы.

 Например; на 200-рублевых купюрах можно обнаружить листья дуба, а также филина, косулю, морские звезды, на 2000-рублевых — планеты, ракеты и даже космонавта.

 Откуда берутся деньги?   Необходимо разъяснить ребенку, что деньги не растут на деревьях и не «берутся из ящика» (банкомата), как считают многие дети. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Ребенок должен понять, что деньги не появляются сами собой по первому требованию.

Что можно купить на деньги? Начинаем с элементарного: в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если

не купишь молока, утром не с чем будет есть мюсли, а если не оплатишь электричество, в доме будет темно и холодно.  Можно сыграть в магазин: проставив цену на разные товары. Кто-то будет продавцом, кто-то — покупателем. Главное — донести до ребенка, что вещи не достаются просто так, нужно за них сначала заплатить. В ходе игры можно выбрать продукты и для настоящего семейного пикника. Тогда у ребенка появится понимание, что его решение — это не игра.

 Для воспитания финансовой грамотности необходима развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать. Начать можно с любого момента, который вам покажется подходящим: с возраста, когда ребенок может деньги посчитать, либо с поступления в первый класс, с начала самостоятельного передвижения по городу и т.п

 Учить управлять бюджетом в быту.

И взрослым, и детям надо научиться реально оценивать свои ресурсы и управлять тем, что есть. Потратить ли все карманные деньги сразу или растянуть на неделю? Отложить на мечту!  Объясните ребенку, что суммы, которые вы ему даете или дарит бабушка на день рождения, — полностью его. А значит — ему решать, как ими эффективнее распорядиться. Постепенно  надо расширять зону ответственности ребенка — от  планирования и покупки игрушек , до выбора подарка другу на день рождения на нужную сумму.

Нельзя  платить ребенку за каждую хорошее поведение или за выполнение домашних обязанностей. Иначе сформируется неверная мотивация.

Расскажите ребенку про добрые дела. Чтобы не вырастить скрягу, всегда напоминайте ребенку, что деньги сами по себе не имеют цены. Они означают ровно то, что на них можно приобрести. Объясните, что использовать финансы можно не только для себя, но и для кого-то еще, кто нуждается в помощи. Например:можно перечислить какую-то сумму на благотворительность. Ребенку приятно будет осознавать, что он кому-то помог. Воспитывайте в нем позитивное отношение к идее делиться с кем-то. Напоминайте, что добрые дела надо делать бескорыстно.

 Например :есть очень простой способ узнать, как ваш ребенок расставляет приоритеты в тратах. Дайте ему 10 одинаковых монет и поставьте перед ним три баночки: «потратить сейчас», «отложить на покупку» и «на добрые дела». Попросите ребенка распределить монетки между баночками. Даже если он попытается разделить их поровну, останется одна «лишняя» монетка, которая прояснит ситуацию. Попросите ребенка объяснить свой выбор, терпеливо выслушайте, не комментируйте сразу. А затем спокойно обдумайте, хотите ли вы исправить его модель поведения и как именно.

Игры на развитие финансовой грамотности.

Квест в магазине. Дети обожают, когда им что-то покупают. Но они должны понимать, что ресурсы ограничены. Когда идете с ребенком в магазин, предложите ему стать вашим «счетчиком» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит: 100 рублей — это одна курица, 2 кг яблок или полкило конфет.Это позволит ему раньше пройти путь проб и ошибок и понять, как действовать в будущем. Он научится планировать траты и копить, самостоятельно принимать финансовые решения, ценить свое время и ресурсы. Пускай его первой финансовой целью станет игрушка — зато он купит ее сам и поймет, как двигаться к своей цели.

   «Магазин»

 Любую сумму можно сложить из разных денег. Что делать с этими деньгами? Правильно — ходить в магазин и платить за покупки.  Можно порепетировать поход в магазин  дома.

Как играть? Как в детстве, только вместо листиков возьмите настоящие монеты и мелкие купюры.

Разложите на столе «товары»: игрушки, продукты из холодильника. К каждому товару прикрепите ценник. Договоритесь, кто будет «продавцом», а кто — «покупателем».

Если «покупатель» — ребёнок, то он должен будет собрать нужную сумму из купюр и монет и отдать вам в обмен на товар. Если сумма вышла больше — пусть дождётся сдачи. Затем поменяйтесь ролями. Теперь задача ребёнка-«продавца» проверить, правильно ли вы дали ему деньги. И если нужно, вернуть сдачу.

Результат. Эта игра учит ребёнка основному принципу товарно-денежных отношений: чтобы приобрести какую-то вещь, нужно за неё заплатить. Продавец получит эти деньги и использует их для развития своего бизнеса — купит новые товары или улучшит те, что продаёт сейчас.

Время мультиков!

Включайте ребенку образовательные мультфильмы: «Смешариков», «Фиксиков». В некоторых сериях веселые персонажи обучают маленьких зрителей накоплениям, кредитам, инвестициям. Герои рассказывают о важности обязательств и их исполнения и ищут выходы из сложных (для мира детей) финансовых ситуаций. Азбука финансовой грамотности (все серии Смешарики).

Оцифровывайтесь

Технологии везде, как и цифровые активы. Дайте ребенку смартфон с установленным на нем приложением, в котором можно зарабатывать игрушечные деньги, выполняя какие-то задания (например, решая головоломки).. До 7 лет лучше поберечь ребенка (и себя) от реальных финансовых ошибок.

 

 Беседы о работе и доме

Говорите с ребенком о своей работе в развлекательной форме. Вы работаете доктором? Расскажите, как лечите людей, как спасаете им жизни, и что именно за это вы получаете заработную плату. Также объясните, что помимо работы есть домашние обязанности, за что деньги получать не нужно. Домашние дела выполняются из ответственности за семью, из желания уюта, из теплого отношения к родным и близким.

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Литература.

1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.- сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий

3. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

4. Кряжева, Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия развития, 2000.

5. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.

6. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Финансовая грамотность детей"

Формирование финансовой грамотности у дошкольников в современном мире становится все более актуальной. Дети с малых лет включаются в экономическую жизнь семьи. Роль родителей, их личный пример обращен...

Консультация для родителей «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они выраста...

Консультация для педагогов "Финансовая грамотность детей дошкольного возраста"

Правильно ли знакомить детей дошкольного возраста с экономикой, с ее сложными понятиями и явлениями? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?. Экономическое воспитание способ...

Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников»

Консультация расчитана для родителей детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Финансовая грамотность детей"

Консультация для родителей "Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах"....

Консультация для родителей: «Финансовая грамотность»

Финансовая грамотность в воспитании детей - новое направление в дошкольной педагогике. Малыши уже в раннем возрасте сталкиваются с финансовой жизнью семьи: ходят с родителями в магазин, видят рекламу,...

Консультация для родителей "Финансовая грамотность"

Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели....