Консультация «МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ»
консультация

Румянцева Елена Николаевна

Консультация «МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_my_uchim_detey_rasskazyvat.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ.

К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, наблюдаемым действиям и пр. - то есть к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания сильно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Связную речь в  норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

В работе используются различные виды рассказывания:

пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картин, составление рассказа по одной сюжетной картине, составление описательных рассказов.

Наиболее простой вид рассказывания - это пересказ. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме изложения. Очень удачны для данной работы маленькие рассказы Л.Н.Толстого, В.Осеевой, К.Д.Ушинского, Я.Тайца.

Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Прежде всего, нужно научить ребенка располагать картинки в определенной последовательности. Для этого необходимо задать наводящие вопросы типа: «Как ты думаешь, что было вначале, а что случилось потом, чем закончилась история?». С этой целью рекомендуется использовать серию веселых картинок А.Радлова.

Наиболее трудны для детей описательные рассказы, так как ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти. Для облегчения этой задачи можно использовать схемы описательных рассказов, позволяющие детям последовательно излагать свои мысли. Одной из разновидностей данного вида рассказываний является составление загадок-описаний. Такие задания закрепляют умение детей выделять существенные признаки предметов.

При целенаправленной усиленной работе планка сформированности связной речи поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.

При таком уровне развития связной речи можно рекомендовать использовать  различные  виды  творческого рассказывания:

- добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;

- составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;

- составление рассказа с включением (исключением) объектов;

- составление рассказа по комплекту игрушек;

- рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;

придумывание рассказа про знакомого героя;

- составление рассказа по его названию;

- придумывание рассказа по нескольким опорным словам и др.

Работе по формированию связной речи необходимо уделять в подготовительной группе особое внимание, так как это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва “Просвещение” 1990)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему" Учим детей рассказывать"

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты ....

Консультация для родителей: !Учите детей рассказывать"

Примеры для составления рассказов....

Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"

Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"...

Консультация для родителей "Учим детей рассказывать"

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников старшего возраста. В материале даны рекомендации по развитию связной речи у детей 5-7 лет....

Консультации для родителей «Учим детей рассказывать»

Консультации для родителей «Учим детей рассказывать»...