Формируем пространственные представления
консультация (средняя группа)

Юрина Татьяна Ивановна

Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы — мышление, письмо, чтение, счет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пространственные представления15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Формируем пространственные представления.

Что такое пространственные представления? Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы:

- Почему ребенку с хорошей памятью так трудно удается запомнить времена года и последовательность месяцев в году?

- Почему возникают трудности при определении времени по часам?

- Как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука?

Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений.

Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы — мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошколенка развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с ребёнком еще и небольшую познавательную нагрузку.

       При изучении математики пространственные представления нам нужны для понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-далыше, раньше-позже):

 правильного написания цифр, представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве, понимания условий задачи.

При фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления обуваясь, отличить правый и левый ботинок.

В средней группе проводим работу по систематизации знаний детей о возможных положениях предметов относительно него, обогащаем и активизируем словарный запас ребенка:
Стол стоит справа от меня.
Стул стоит передо мной.
Сзади меня окно.
Усложнения
Сначала ребенок дотрагивается до предмета, затем показывает рукой, потом только смотрит на него.
Сначала рассматриваются предметы в непосредственной близости от ребенка, затем расстояние до предмета постепенно увеличивается.
Постепенно увеличивается количество рассматриваемых предметов.
Со средней группы проводится большая работа по развитию речи у детей, обогащение ее пространственными предлогами и наречиями.
Дети учатся правильно определять и говорить о своем положении относительно других предметов:
•Я сижу за столом.
•Я сижу на стуле.
•Я лежу под одеялом.
•Я стою у окна.
•Я спрятался за шкаф.
Игры направленные на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста:

«Летчики»

Мы летаем - высоко, мы летаем - низко,

Мы летаем — далеко,

Мы летаем- низко.

 «Аист»

Аист, аист длинноногий важно ходит по дороге: шагнет правою ногой, шагнет левую ногой повернется вправо, влево гордо крыльями взмахнет и гнездо себе совьет.

 «Путаница»

Правой рукой закрой левый глаз; левой рукой покажи правое ухо; дотянуться до правого носка, а правой рукой до левой пятки.

Игровые упражнения: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п.  Детей учит не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

       Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.  Развивая временные представления можно использовать в своей работе следующее игры: «Когда это бывает?» (закрепляются части суток, времена года)

«Дни недели»

Прочитать детям отрывок из стихотворения (П. Башмаковой)

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

      Затем предложить ребенку рассмотреть картинки. Еще раз медленно прочитать стихотворение. 

«Части суток»

Утро, день, вечер, ночь- улетели сутки прочь не прошло минутки, снова идут сутки.

                                                      Снова утро, снова день,

Ночь за вечером как тень.

Так и ходят вечным кругом,

Как и сутки друг за другом.

Дается схематичное изображение частей суток (зрительная опора). Игры типа: «Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?».

 

        Таким образом хочется сказать, что порой нам взрослым кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- раныне», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков, и развития мышления у детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем, познаем окружающий мир, формируем полоролевое представление." сообщение на педсовет

Что такое игра? В процессе игры дети готовятся к самостоятельной взрослой жизни, усваивают культурные и моральные нормы общества, в котором живут, способы индивидуального и группового поведения, учать...

Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Презентация "Железнодорожный район"

Цель и задачи: Знакомить детей с городом  Красноярском,  с достопримечательностями одного из районов города  - Железнодорожного. Формировать начальные представления о родном крае, его и...

Формируем пространственное представление у дошкольников

Формирование у ребёнка пространственных представлений - одно из важнейших условий успешной учебной деятельности ребёнка....

Формируем пространственные представления

Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы — мышление, письмо, чтение, счет...

Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать

Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...