Упражнения и игры для развития навыка контроля и планирования.
консультация по логопедии

Тюкалова Ольга Дмитриевна

Что такое нейропсихология. Зачем в работе с детьми-логопатами использовать нейропсихологические игры и упражнения.Функциональные блоки ГМ. Упражнения из нейропсихологии для формирования навыка самоконтроля и планирования. Игры из нейропсихологии на формирование произвольности и саморегуляции для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения и игры для развития навыка контроля и планирования.

Сегодня я хочу поговорить о играх и упражнениях для развития речи, заимствованные из нейропсихологии. Нейропсихология- это современная наука, которая начала развиваться в нашей стране сравнительно недавно, с середины двадцатого века, это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (нейрологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. (Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник.2008г.)
          Зачем же в работе с детьми с нарушениями речи использовать нейропсихологические игры и упражнения? Дело в том, что речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга. Таким образом, с помощью нейропсихологических игр и упражнений можно добиться полноценной коррекции речевых недостатков.

В работе с детьми-логопатами зачастую отмечаются недостаточная сформированность самоконтроля и нарушение планирования речевой деятельности, они отличаются стойкостью специфических трудностей и выражается в многочисленных проявлениях, что в дальнейшем отрицательно влияет на школьное обучение. Эти воспитанники составляют группу риска в отношении возникновения дисграфии. Поэтому работа над формированием навыков самоконтроля является одним из приоритетных направлений в коррекционной работе логопеда.

 Итак, нейропсихология выделяет три функциональных блока головного мозга: энергетический блок, блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации и блок программирования. За самоконтроль и планирование своих действий у человека отвечает третий функциональный блок головного мозга. Если с этими навыками у ребенка возникают сложности к старшему дошкольному возрасту, значит, в сенситивные периоды развития (периоды в жизни ребенка, когда условия для развития какой-либо стороны его психики наиболее благоприятны) его головной мозг не получал должную сенсорную нагрузку. 

           По достижению ребенком трех летнего возраста, рекомендуется выполнять упражнения на развитие 5 базовых умений третьего блока мозга, а именно придумывать, планировать, выбирать, контролировать, оценивать. Если в старшем дошкольном возрасте эти навыки развиты слабо, следует включать в программу нейропсихологические игры, в которых ребенок учится алгоритмизировать процесс, понимать и выстраивать последовательность своих действий.

          Во время нейропсихологических игр нагрузка на мозг ребенка значительно сильнее, чем при активных играх или занятиях спортом, поэтому после них ребенку необходима разгрузка. Нужно «освободить мозг»: попрыгать, побегать, попить воды.

Упражнения из нейропсихологии для развития

 навыка контроля и планирования.

           Ребёнок повторяет действия за взрослым. Взрослый проговаривает действия для лучшей концентрации ребёнка или задает ритм стишками и потешками.

Упражнение №1. «Мой мячик»

Берем в руки по небольшому мячу и максимально безотрывно прокатываем его по разным частям тела: плечам, груди, животу. При этом необходимо проговаривать его положение (верх-низ, право-лево, правая рука, левая рука и т.д.). Можно придумать сюжет, например, как ежик катится по полянке и встречает на своем пути разные препятствия.

Упражнение №2. «Колечки»

Поочередно соединяем кончик большого пальца с кончиками остальных пальцев от указательного к мизинцу и обратно на обеих руках одновременно, образуя колечки: большой-указательный, большой-средний и так далее. Для лучшей концентрации можно задавать ритм счетом или потешкой.

Упражнение №3. «Перебирание пальцев»

Усложненный вариант упражнения «Колечки». Соединять нужно кончики больших пальцев с кончиками других пальцев, но уже противоположной руки. В этом случае пальцы образуют не колечки, а «восьмерки». Каждой парой пальцев нужно несколько раз «пошагать», (сперва пара правый-левый сверху, затем — левый-правый сверху и т.д.), при этом кистями рук не крутим.

 Упражнение №4. «Хасты»

Это приведение кистей рук в определенные положения в заданной последовательности. Каждое из них нужно удерживать по 10-15 секунд, прежде чем переходить к следующему. Последовательность может быть такой:

1.        Ладошки домиком;

2.        Кисти в замок костяшками вверх, соединив ладони;

3.        Одна рука с поднятым вверх большим пальцем стоит на ладошке второй руки, затем руки меняем;

4.        Пальцы сцеплены, но ладошки разъединены (ладони как бы образуют каркас);

5.        Обе руки кулаками вниз;

6.        Каждой рукой изобразить букву «V» (по два пальчика вверх).

Затем повторить по кругу.

Упражнение также учит ребенка чувству времени. На первых занятиях можно выполнять его под тиканье часов, метроном или счет взрослого. Затем ребенок должен будет засекать время самостоятельно.

Игры из нейропсихологии на формирование 

произвольности и саморегуляции у детей.

Игра №1 “Птицы, рыбы, звери”

Ребенок идет по комнате, в руках у него мяч. Взрослый называет любых птиц, или рыб, или животных. Если ребенок слышит название рыбы, он кидает мяч об пол и ловит, если слышит название птицы, то кидает мяч вверх и ловит. Если ребенок слышит зверя, то кидает мяч вверх, делает хлопок и ловит мяч.

Игра №2 “Дотронься до”

Взрослый называет любой признак предмета. Ребенок должен быстро сориентироваться в комнате и дотронуться до предмета, имеющего названный признак, рукой до того, как его осалил взрослый. Например, дотронуться до черного предмета, или игрушки, или предмета мебели и т.д.

Игра №3 “Огонь-лед-вода-дерево”

 Ребенок двигается по комнате. Если он слышит “огонь”, то ускоряется. Если слышит ”лед”, то должен замереть на месте. Если слышит “вода”, то должен лечь на пол и расслабить свое тело. Если он слышит “дерево”, то останавливается на месте и тянет руки вверх, растягиваясь. Взрослый поочередно называет разные команды.

Игра №4 “Робот Повторялка”

В первом варианте ребенку взрослый показывает несколько последовательных движений (закрыл левой рукой глаз - сделал шаг вперед –присел, подпрыгнул и т.д.), и просит после окончания программы ребенка повторить в той же последовательности и побыть Роботом Повторялкой.

Во втором варианте взрослый говорит вслух несколько последовательных действий, без показа движений. Ребенок должен повторить.

Игра №5 “Секретное слово”

Родитель говорит ребенку секретное слово, которое тот должен запомнить и во время чтения родителем рассказа, это секретное слово ребенок “ловит” (хлопает в ладошки, например). Возможно введение нескольких секретных слов для усложнения с разыми двигательными задачами (“Слышишь первое слово – хлопаешь в ладошки, слышишь второе – топаешь ногами!”)

             Подобных игр и упражнений на формирование произвольности, саморегуляции и планирования своей деятельности у детей существует немало, описанных в педагогической и психологической литературе. Я предоставила лишь некоторые, которые я сама использую на занятиях, и они очень нравятся детям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...

Упражнения и игры на формирование навыков общения.

Развитие навыков общения, сближение детей друг с другом и педагогом, развитие коммуникативной культуры, интереса к взаимодействию, развивать умение видеть положительные черты своих товарищей...

«Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников»

«Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников»...

Упражнения и игры на развитие навыков общения

Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников»...

Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников"

Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников. Рекомендуется для игр с детьми 4 - 5 лет....

Упражнения и игры на развитие навыков общения у дошкольников

Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни ребенка. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты этого опыта в...