Родительские собрания
методическая разработка

Безбородова Екатерина Васильевна

Родительские собрания - это своеобразная форма обратной связи, возможность обсудить предстоящие планы обучения и воспитания детей в детском саду и поговорить об индивидуальных особенностях развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад « Улыбка»

Родительское собрание

в группе старшего дошкольного возраста


 

Тема: «Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста

 о Великой Отечественной войне?»

 










Мезень,2020г.


 

 

Цель родительского собрания:

  • взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией по вопросу знакомства детей дошкольного возраста с Великой Отечественной войной.

Предварительная работа:

  • Анкетирование родителей
  • Раздаточный материал для родителей   
  • Организовать выставку детской литературы по данной тематике.

Повестка дня :

1.Вступительное слово

2.Вопрос-ответ«Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста

 о Великой Отечественной войне?»

3.Знакомство родителей с проектом  « Книга памяти»

4. Разное

 Ход родительского собрания:

Воспитатель:

1.-     Уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать в стенах нашего детского сада. Сегодня сюда пришли те, кому интересна тема «Надо ли говорить с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне?»  Результаты анализа анкет, показали, что эта тема вас волнует и нам есть о чем поговорить.

-   Каждый из вас, наверное, задавался вопросом,  не рано ли с дошкольником разговор о войне заводить? Ведь не детская тема. Вдруг травмируем? Может, хотя бы до школы подождать, там, на уроках истории расскажут? Готовясь к данному родительскому собранию мы искали ответ на данный вопрос ответ и везде однозначно можно ответить: Не рано! Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, «сензитивный» для серьёзного воспитательного разговора. Разум просыпается, душа – открыта, чиста, удивляться и верить в чудо не перестала!

2. Вопрос родителям:   Что вы родители должны рассказывать ребёнку о Великой Отечественной Войне?

Ответ:

Правду надо говорить ребёночку, ничего кроме правды. Как на духу. Советский союз последовательно, неуклонно против войны боролся. Предлагал всем миром фашизм обуздать. Да не услышали нас. Гитлер 22 июня вероломно на СССР напал, государственную границу перешёл. Города стервятники с крестами бомбили, мирное население уничтожали. Сила на нас ополчилась чёрная. Почитай, вся Европа под Германией. Армада несметная, танки, пушки, корабли, самолёты. Много стран фашисты покорили. Никто супротив не устоял. Думали фашисты, что мы «колосс на глиняных ногах». Что толкни чуть – сами развалимся. Наглые шли, уверенные, рукава закатали, на губных гармошках песенки весёлые наигрывали. К параду в Москве готовились. Но ни тут-то было.  «Вставай, страна огромная». И встала страна, от Камчатки до Бреста. Люди русские, украинцы, белорусы, казахи, татары, мордва, чуваши, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи... Все народы нашей необъятной Родины… Встали в строй, в порядок боевой. Сердца в унисон бились, как одно большое сердце. И одной мыслью, одной верой жили: выдюжить, одолеть, разгромить врага. И победили! Потому что друг другу помогали бескорыстно. Не щадили живота своего. Трудились беззаветно от мала до велика. Женщины да ребятишки пахали на себе, сеяли; у станков сутками стояли. Холодные, голодные, «всё для фронта, всё для победы» отдавали. Мужеством, стойкостью мир восхитили. Из полона фашистского другие народы вызволили. Детишек немецких из походных кухонь кормили. Против мирного населения не воевали, в концлагеря и на опыты мирных людей не направляли. На полях сражений славой себя увенчали, любовь всех честных людей на земле снискали. Гуманизмом мир потрясли. Святое поколение, поклон земной.

          Вопрос родителям: Мышление дошкольников наглядно-образное, конкретное. Как донести правду о войне, что бы дети поняли, что бы впору им пришлась та правда?

          Ответ: Дети мыслят как художники и поэты: детальными, до мелочей, сценками из памяти, «живыми картинками», фигурами воображения. Дети мыслят ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ. А представления, можно представить. Поэтому правду о войне необходимо запечатлеть в представлениях.  Дети мыслят целостно, устанавливают сказочные, причудливые связи; существующие только в их сознании отношения. Поэтому рисовать картину войны необходимо большими мазками, акцентироваться на главном: рассказывай суть, не путай, не перегружай. Чётко и точно, по существу. Зачин короткий – главная мысль, и несколько примеров – иллюстраций.  Когда накопятся первичные ассоциации (тут хорошо бы фильмы военные посмотреть, песни послушать, художественные произведения почитать, на полотна фронтовых художников взглянуть), тогда можно и индукцию вплетать. От частного – к общему. Правда о войне должна исходить от любимого, авторитетного взрослого.

(Советы родителям « Как рассказать детям о войне»)

     Вопрос родителям:     А что делать, если ребёнок не хочет ничего знать о войне, интереснее ему динозавры, инопланетяне, колдуны и маги, Барби и Кены, компьютерные стрелялки, игровые приставки.

Ответ: Плохо дело. На самотёк, значит, воспитание пустили. Устранились, игрушками откупились. Времени нет. Человек-паук интереснее? Ребёнок «занимается». Да нет, не ребёнок ваш занимается, а ум его и сердце, занимают, чужие, коварные дядьки – специалисты психологической войны. В детских «кумиров» миллиарды вложены. Не случайно.

Михаил Телегин, педагог, дает несколько проверенных советов.

Во-первых, «заговор молчания». По - реже включать телевизор и радио. Попозже покупать сотовый и усаживать к интернету. Беречь нежную детскую психику. Стараться, что называется, механически оградить от тлетворного влияния масскульта.

В-вторых наши и лучшие зарубежные мультики и фильмы. Классические книги. Народные песни. Поговорки, сказки, потешки. Не от случая к случаю, а каждый день. Вода камень точит. Читать о войне, о подвиге, о славе, приучать к труду, заботе о ветеранах. Самим подавать пример. И опять же, свято место детской души занять тем, что достойно, что действительно свято.

Предлагаем вам  дома почитать детям рассказы Михаила Телегина о Великой Отечественной войне  (Раздать каждому тексты с рассказами - приложение).

Теперь мне хочется показать, что думают и знают об этом ваши дети . С детьми мы проводили небольшой опрос. Он был построен на методе «Незаконченных предложений», т. е. им надо было закончить предложение своими словами.  Озвучить все нет возможности, но самое яркое и запоминающееся высказывания я хочу вам представить.

Например:

Война – это когда стреляют из пушки, пистолета…

Герой – это человек, который нас защищает

Родина – это то, где мы живем, дом, садик….

Родина – это поле, где много деревьев.

Победа – машина такая была

Победа - это когда много салюта, и все кричат УРА!!!

Малая Родина – это когда мало места.

Защищать Родину – это значит не бросать бумажки.

Достопримечательность – это то, что принадлежит человеку.

Гражданин – это дяденька.

Гражданин имеет право на машину.

Конституция – это училище.

Гражданин имеет право кричать.

Гражданин имеет право ходить, петь, глядеть и вообще все что хочет.

Гражданин имеет право ходить на дискотеку и слушать музыку в наушниках.

Итак, давайте подведем  итоги нашего исследования. Мы выяснили, что вопросы воспитания и обучения неразделимы, что заниматься этим должна и детский сад и школа, и родители, что патриотическое воспитание и гражданское образование являются важнейшей частью общего процесса воспитания и обучения детей,  что знаний в этих вопросах дети практически не имеют.

3.Проект « Книга памяти»

Начать я хочу словами известного английского философа Ф. Бэкона «Любовь к Родине начинается с семьи».

- Есть ли у вас семейные праздники, традиции?

- Знает ли ваш ребенок ваших родственников, кто воевал в ВОВ?

К сожалению, уходят из жизни  наши родственники, участники и свидетели Великой Отечественной Войны. О многих из них не написано в книгах, не снято фильмов, но для нас и наших близких они – герои и навсегда останутся в памяти. А сколько еще таких героев память, о которых храниться только в сердцах их родственников…

     Эта память священна и вечна, потому что мужество и героизм людей не имеют срока давности.

В группе  с января месяца мы начинаем осуществлять проект  « Книга памяти»

См. ПРЕЗЕНТАЦИЮ

4. Разное

5. РЕФЛЕКСИЯ Уважаемые родители! Просим Вас выбрать цветок для украшения нашей группы: Красного цвета - наше собрание было полезным и нужным, Желтого цвета – вы не узнали ничего нового.

Памятка для родителей

- Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

- Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

- Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятиях и после них).

Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.

Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старость…


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ»

1. Первый способ - говорите об этом с ребенком!

2. Второй способ - просмотр тематических передач по телевизору вместе с

детьми. Только здесь следует оговорка - не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всейсемьей военный парад, концерты военных песен.

3. Третий способ - общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.

4. Четвертый способ - расскажите о ваших воевавших предках.

5. Пятый способ - делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну.

Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.

6. Шестой способ - договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.

7. Седьмой способ - посещение памятных мест.



Анкета для родителей

Уважаемые родители!  Просим Вас высказать свою точку зрения: 

1.Надо ли с дошкольниками говорить о войне

- да

- нет

- 23 февраля, 9 мая достаточно

2.Что важнее:

- рассказать о лишения во время войны,

-рассказать о героизме

- рассказать о победе

- другое

3.Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?

- да

- нет

- да, но доступным  для ребенка языком

4.Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?

 - да

- нет

- некоторые 

5.Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник?

 - да

- нет

6.Поздравляете ли ветеранов?

-да

-нет

7. Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ?

- да

- нет

8.Читаете ли ребенку книги о ВОВ?

- да

- нет

- ему не интересно, мне не интересно

9.Умете ли Вы рассказать  ребенку о ВОВ?

 - да

- нет

10.Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?

- да

- нет





Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад «Улыбка»

Семинар-практикум для родителей

«Путешествие в страну Оригами»

Мезень, 2017г.

Цели: создание благоприятных условий для повышения качества образования воспитанников. 

 Задачи: -раскрыть значение конструктивной деятельности в развитии ребенка – дошкольника;

- способствовать формированию у родителей навыков по изготовлению поделок в стиле «оригами»;

 -создать условия для развития творческих способностей и творческой атмосферы.

-способствовать организации семейного досуга.

Участники: родители,  педагоги  

Средства реализации: ИКТ, квадратные листы бумаги разного цвета, ленточки, бусинки, скотч, аудиозапись, буклеты.

Ход мероприятия: Здравствуйте, уважаемые родители!

Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний семинар-практикум. Который я хочу начать с забавного стихотворения.

1.сл.Жили-были ручки,

Ручки-закорючки,

Что они не брали;

Все они ломали:

Только тронут вазу –

Разбивают сразу,

Чуть коснуться книг –

Разрывают вмиг.

Но страшнее бомб и пушек

Были ручки для игрушек.

Горевали мама с папой,

Ручкины родители:

«Долго ли нам мучиться,

Что из них получится? »

Годы шли – и ручки вдруг

Стали парой взрослых рук.

А хозяин этих рук

Стал известный врач – хирург.

Стали для науки

Золотые руки!

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка. И сегодня я хотела бы познакомить Вас с одним из способов развития мелкой моторики – это оригами. В этом году  в нашей группе я провожу  кружок «Чудо- квадратик» и мне бы хотелось чтобы вы были моими помощниками.

 Так что это такое - ОРИГАМИ?

 Немного истории

2.сл.Оригами -древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Конструирование из бумаги, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. 

3 сл.На заре оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам складывали в бумажные коробочки санбо. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.

4 сл.Акиро Йошидзава  Расцвет оригамного творчества приходится на середину двадцатого века, когда рабочий-металлист Акиро Йошидзава решил посвятить себя оригами и его развитию. Основная заслуга Йошидзава в том, что он сумел создать то, что сегодня называется «оригамная азбука». Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава. Эти знаки и вам помогут прочитать схемы оригами.

5сл. Базовые фигуры оригами

Зная, как складываются базовые формы оригами, можно сделать много разных поделок. Базовые формы - это основа, на которой создаются самые разные модели. Некоторые с минимальным добавлением складок, а некоторые далеко уходят от «базы». Кроме того, многие самые простые базовые формы оригами служат основой для складывания более сложных базовых форм.

6 сл. Какие способности развивает оригами?

Оригами – одна из увлекательных форм познания мира. Знаменитый немецкий педагог и основатель системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель высоко оценивал искусство складывать бумагу как мощный педагогический прием, эффективный способ ознакомления детей с азами геометрии. Ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера. 

Но познавательные способности оригами значительно шире. Оригами способно снять нервный стресс, успокоить, научить общаться и анализировать,(общаться с бумагой, угадывать ее качества), помочь выработать способность быстро и точно координировать движения пальцев рук. При складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам не раз придется показать тот или иной прием.

7 сл.Повторим правила изготовления фигурок:

-При изготовлении поделки не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

-Линия сгибов изделия должна тщательно проглаживаться.

-Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

Оригами  может стать по-настоящему интересным семейным увлечением.  

И то, что это действительно важно, нужно, необходимо, но еще и интересно, мы попробуем выполнить сегодня сами. 

Прежде чем начать складывать фигурку, мы приготовим наши пальчики к работе.

«Наши пальцы не ленитесь,

Над фигуркою трудитесь.

Уголочки загибайте

И ни чуть не уставайте

Мы легонько вас встряхнем

Фигурку складывать начнем».

Каждый из Вас знает, как важен массаж рук, сейчас мы с вами возьмем по 2 грецких ореха и держа их в одной руке будем вращать один вокруг другого.

Практика

А теперь, когда наши пальчики подготовлены к работе - Вашему вниманию я хочу предложить выполнить практическое задание.

8 сл.Стакан своими руками из бумаги
сделать бумажное оригами

Это, пожалуй. Самая простая из моделей оригами. Сложить стаканчик из листа бумаги. Из оставшейся полоски бумаги скатайте шарик или можно использовать колечко и с помощью нитки и скотча прикрепите его к стаканчику .

Игра «Попадай-ка». Нужно поймать стаканчиком колечко или  шарик. Каждому игроку дается 10 попыток. Результат фиксируется на листе. Победителем считается игрок, совершивший наибольшее количество попаданий.

Посвящение родителей  в оригамисты .

На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.

Самоанализ открытого мероприятия с родителями

«Путешествие в страну Оригами»

Мною был проведен семинар-практикум «Путешествие в страну Оригами»

Целью данного мероприятия было создание благоприятных условий для повышения качества образования воспитанников. 

Форма проведения – семинар-практикум

Передо мной стояли следующие задачи:

- Раскрыть значение конструктивной деятельности в развитии ребенка – дошкольника;

- способствовать формированию у родителей навыков по изготовлению поделок в стиле «оригами»;

 -создать условия для развития творческих способностей и творческой атмосферы.

-способствовать организации семейного досуга.

Были применены следующие методы:

Метод наглядности (презентация)

Метод практической деятельности

Метод личного примера

Метод беседы

Метод воздействия путем художественного слова

Далеко не секрет, что для создания оптимальных условий обучения и развития детей необходимо придерживаться принципов системности, систематичности и единства требований. Соблюдение этих принципов в полной мере невозможно без тесного взаимодействия родителей и воспитателя. Именно поэтому я решила провести семинар- практикум , который мог бы максимально привлечь родителей к педагогическому процессу.

Для того чтобы с самого начала мероприятия создать необходимый эмоциональный настрой, я начала с  небольшого стихотворения. Это художественное слово побуждало родителей задуматься о необходимости постоянного развития и воспитания своего ребенка.

На семинаре - практикуме было рассказано  немного  о истории оригами, какие способности развивает оригами, о значении  этого искусства в развитии дошкольников.

 Участники мероприятия выполнили практическое задание. Сделали своими руками стаканчик. А затем поиграли в игру «Попадай-ка».

Совместный творческий процесс всегда сближает людей. И наш семинар- практикум не исключение. Для достижения наибольшего эффекта я подобрала музыкальные композиции, вызывающие положительные эмоции. Это создало атмосферу уюта, душевного комфорта и тепла.

По окончании мероприятия было проведено посвящение родителей  в оригамисты .

(родителям были вручены медали-оригами) и вручены красочные буклеты со всей полученной информацией, а также с той, что не вошла в мероприятие. Эти памятку будут служить в дальнейшем хорошей подсказкой для них.

В целом могу отметить, что со всеми поставленными задачами я справилась.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ « Детский сад «Улыбка» Семинар-практикум для родителей «Путешествие в страну оригами» Мезень, 2017г.

Слайд 2

*** Жили-были ручки, Ручки-закорючки, Что они не брали; Все они ломали: Только тронут вазу – Разбивают сразу, Чуть коснуться книг – Разрывают вмиг. Но страшнее бомб и пушек Были ручки для игрушек. Горевали мама с папой, Ручкины родители: «Долго ли нам мучиться, Что из них получится? » Годы шли – и ручки вдруг Стали парой взрослых рук. А хозяин этих рук Стал известный врач – хирург. Стали для науки Золотые руки!

Слайд 3

Орига́ми— древнее искусство складывания фигурок из бумаги. «Ори» в переводе с японского - «складывать», « Ками » – бумага. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Орига́ми

Слайд 4

Немного истории Две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. Но считается, что искусство оригами зародилось в Японии и оно даже старше, чем бумага. Первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды.

Слайд 5

Знаменитый японский мастер оригами Акира Йошидзава придумал «азбуку оригами». Это условные знаки и базовые формы

Слайд 6

«Треугольник» «Воздушный змей» «Блинчик» «Книжка» Базовые формы-заготовки

Слайд 7

Какие способности развивает оригами? развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. способствует созданию игровых ситуаций. позволит легко, играя, осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии.

Слайд 8

При изготовлении поделки не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия. Линия сгибов изделия должна тщательно проглаживаться. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным. Правила изготовления фигурок.

Слайд 9

Изготовление стаканчика. 1.Складываем листок бумаги пополам по диагонали.

Слайд 10

2. А теперь нижние уголки получившегося треугольника загибаем, как показано на фото.

Слайд 11

3.Отгибаем верхние уголки. Сначала первый загибаем таким образом, чтобы он накрыл основу стакана, при этом оставляем небольшой зазор.

Слайд 12

4.Переворачиваем заготовку и проделываем то же.

Слайд 13

5.Вновь переворачиваем на лицевую сторону и повторно загибаем угол.

Слайд 14

6.Аналогично и вторую стенку.

Слайд 15

А вот собственно и стакан, сделанный своими руками из бумаги.

Слайд 16

Использовать бусинку и с помощью ленты и скотча прикрепите его к стаканчику .

Слайд 17

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Улыбка»

Конспект родительского собрания

«Развитие речи детей раннего возраста»

 во второй группе раннего возраста «Теремок»

Воспитатели: Безбородова Е.В.

Сыркова Е.В.    

           

                     Мезень, 2023г

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня наш разговор пойдет о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Тема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста».

На повестке дня:

1.Игра по развитию речи «Только веселые слова»

2.Совсем немного науки «Речь как форма общения»

3.Приемы и методы развития речи детей раннего возраста.

4.Итоги анкетирования «Развитие речи  ребенка»

5.Разное

1.Организационный момент. Игра по развитию речи «Только веселые слова»

Воспитатель: Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д)

2. Совсем немного науки «Речь как форма общения»          (показ презентации)

Уважаемые родители, вопрос к вам: как вы считаете, что такое речь? Для чего человеку нужна речь? (высказывания родителей, обсуждение ответов).

Речь – форма общения. Основу речевого развития ребенок получает в семье самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Обратная связь – вопрос к родителям: скажите, уважаемые родители, как ведёт себя ваш ребенок, когда вы его не понимаете или его речь вам не понятна? (высказывания родителей, обсуждение ответов).

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, но и показывает его уровень умственного и эмоционального развития.

Хорошая, понятная речь — залог успешной социализации ребенка в обществе, его адаптации к ДОО, а в будущем и к школе. Наличие каких-либо трудностей в речевом развитии или его задержка создают риск формирования низкого психоэмоционального уровня. Как должен происходить этот процесс в норме? Рассмотрим основные этапы.

Как развивается речь ребенка?

В 1 год – 1, 5 дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов. В этом возрасте они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например, «Дай мне игрушку»).

В 1,6 – 2 года многие дети уже произносят 20–30 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок распознает привычные для него объекты (в т. ч. на картинках) и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т. д.

В 2 – 3 года словарь ребенка должен превышать сотню слов. Активный рост словаря. (Ребенок спрашивает, как это называется.) Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например: большое — маленькое, светлое — темное и т. д.

Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком.

Сегодня мы будем с вами осваивать ряд приемов, которые нам с вами помогут объединить усилия и целенаправленно работать над развитием речи наших малышей.

3.«Приемы и методы развития речи детей раннего возраста.

Как развить речь ребенка?

Развитие речи у дошкольников — процесс сложный, требующий больших усилий как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Ему нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать речь взрослого, контролировать собственную, строить диалог. В этом помогут следующие методы и приемы:

• артикуляционная гимнастика;

• пальчиковая гимнастика;

• работа с чистоговорками;

• чтение художественной литературы;

• игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности.

Для чего? Для того чтобы ребенок успешно освоил произношение трудных звуков, таких как «л», «р», «с», «з», «ш», «ж», нужно, чтобы его губы и язык были гибкими. Мышцы речевого аппарата должны долго удерживать необходимое положение, без особого усилия автоматически осуществлять переход от одного движения к другому. Систематическое использование артикуляционной гимнастики принесет ощутимый результат.

Что дает? Усиливает кровообращение, укрепляет мышцы и развивает гибкость органов речевого аппарата. Способствует развитию правильной и выразительной речи, четкого звукопроизношения.

Как использовать? Артикуляционной гимнастикой следует заниматься ежедневно: младшим дошкольникам в течение 3–5 мин, старшим дошкольникам в течение 7–10 мин. Сначала необходимо научить ребенка выполнять упражнения медленно перед зеркалом (с помощью зрительного контроля ему будет легче освоить новое задание, а затем без него. Темп упражнений следует постепенно наращивать.

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме.

Примеры упражнений

«Чистим зубки». Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, с внутренней стороны кончиком языка «почистить» поочередно нижние и верхние зубы:

Рот откройте, улыбнитесь,

Ну-ка, зубки, покажитесь!

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Орешки». Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики («орешки»):

Словно белки, мы без спешки,

Ловко щелкаем орешки.

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Обратная связь – вопрос к родителям: В какие пальчиковые игры вы играете дома со своими детьми? Как часто вы играете в пальчиковые игры? (обмен опытом с родителями).

Для чего? У детей с двигательным нарушением речевого аппарата, задержкой речевого развития страдает мелкая моторика пальцев рук. Поэтому рекомендуется развивать у ребенка мелкую моторику. Доказано, что развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и быстрому развитию речи.

Что дает? Развитие моторики, речи и мышления для дошкольника намного важнее, чем умение читать и писать. Систематическое выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевого центра в головном мозге, в результате чего усиливается согласованная деятельность речевых зон, а это, в свою очередь, стимулирует развитие речи.

Занятия пальчиковой гимнастикой способствуют развитию чувству такта; формируют умение слышать слоги при произношении стихов; повышают речевую активность. Развивают: умение подражать взрослому, слушать и слышать чужую речь, понимать ее смысл; память путем запоминания определенного положения рук, последовательности движений при выполнении упражнения; воображение, фантазию, образное мышление. Формируют умение концентрировать и правильно распределять внимание.

В результате освоения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретают силу, становятся подвижными и гибкими. Это облегчит ребенку овладение навыком письма.

Как использовать? Пальчиковая гимнастика эффективна только при регулярных занятиях. Систематическое выполнение упражнений повышает работоспособность головного мозга, способствует развитию всех психических функций.  Рекомендуется заниматься ежедневно: младшим дошкольникам — 3–5 мин, старшим — 5–10 мин. Сначала ребенок должен выполнять упражнения медленно, наблюдая за тем, как это делает взрослый, и прорабатывая их одной рукой, затем другой и потом двумя одновременно. Постепенно темп наращивается.

Примеры пальчиковых игр

«Как живёшь?»

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)

- А идешь? - Вот так! («шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

Скороговорки

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза с искусственно усложненной артикуляцией.

Для чего? Скороговорки предназначены для формирования и развития красивой ровной речи, улучшения дикции, развития речевого слуха, обогащения словарного запаса.

Как использовать? Сначала нужно прочитать ребенку скороговорку и, если есть возможность, показать иллюстрацию к ней. Затем следует объяснить значения сложных слов.

Рекомендуется проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладонями, а затем попросить ребенка повторить — это помогает улавливать слоги в словах. В дальнейшем данный навык пригодится в школе. Можно предложить ребенку взять в руки мячик и проговорить скороговорку, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками. Повторить не менее трех раз подряд в быстром темпе.

Варианты игр со скороговоркой «Мама Милу мылом мыла»

На первом этапе повторяется игра «Запоминай-ка».

«Посчитай-ка». Посчитай, сколько слов в скороговорке. Что дает: знакомит с понятиями «слово», «предложение», формирует умение определять количество слов в предложении.

«Веселые ладошки». Проговори скороговорку, хлопая на каждое слово. Что дает: развивает темпо-ритмическую сторону речи, внимание.

«Расскажи и покажи». Чем моют тело? Зачем нужно мыло? Покажи маму. Покажи Милу. Кто старше — мама или Мила? Что дает: развивает представления об окружающем мире, смысловую сторону слова.

«Быстрый — медленный». Повтори скороговорку сначала быстро, затем медленно. Что дает: развивает темпо-ритмическую сторону речи, внимание.

Чистоговорки

Разновидностью скороговорок являются чистоговорки — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

Для чего? Дети, неправильно произносящие отдельные звуки, в дальнейшем неправильно пишут. До шести лет можно исправить практически все недостатки произношения. Родители надеются на то, что ребенок сам «выговорится». Это заблуждение. В школе исправлять и корректировать речевые дефекты сложно.

Что дает? Упражнения с чистоговорками способствуют улучшению дикции, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков.

Как использовать? На начальном этапе чистоговорки необходимо проговаривать сначала медленно, четко артикулируя каждый звук. Постепенно темп увеличивается, при этом важно не снижать качество произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шепотом, стараясь активно работать губами и языком. А затем — громко, с такой же активностью органов артикуляции.

Примеры чистоговорок для закрепления произношения

Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)

Цы-цы-цы – в огороде огурцы. (хлопать в ладоши)

Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. (делать легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья)

Рец-рец-рец – поклевала огурец. (стучать указательным пальцем по коленям)

Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. (ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди)

Чтение художественной литературы

Обратная связь – вопрос к родителям: Какие вы читаете книги с ребенком дома? Как вы читаете книги?

Чтение книг, рассматривание иллюстраций книг, показ различных видов театра (настольного, пальчикового, кукольного, на фланелеграфе) также является основой развития речи детей. С самого раннего возраста у детей закладываются основы любви к книге, желание узнать из книги что-то новое и интересное.( список худ литературы)

Игры на развитие мелкой моторики

А сейчас представляем вашему вниманию игры с предметами, которые влияют на развитие мелкой моторики рук, и соответственно на развитие речи малышей (в групповой комнате оформлена выставка игр и игрушек на развитие мелкой моторики рук, воспитатель рассказывает и демонстрирует игры и игрушки).

1. Игры с различными предметами (с прищепками, шнурками, крупными пуговицами и т. д., развивают координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.

2. Игры с мозаикой и конструктором, которые также помогают в развитии моторики и речи детей.

3. «Сухой бассейн». Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из компота, фасолью и т. д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад», «Найди игрушку», «Кто здесь живет?». И главное - малыша без присмотра не оставлять!

4. Кубики, собери пирамидку, лабиринт, пазлы, «найди домик для предмета» и др.

(выставка игр)

Проект по развитию речи через сюжетно-ролевую игру «Мы играем, речь развиваем»

(фото, видео) 

Играя в сюжетно-ролевую игру можно не только развить речь, но и расширить представление об окружающем мире, способствовать социализации детей.

Коллекционирование (магнитов)

Игра «Чудесный мешочек». 

Воспитатель кладет в красивый, яркий мешочек знакомые малышу магниты и говорит: «Посмотрите, какой у меня красивый мешочек! Давайте посмотрим, что в нем лежит?»Затем воспитатель по одной достает игрушки и спрашивает: «Что это?» При необходимости педагог подсказывает детям названия предметов, побуждая их повторять слова. Показав игрушку, можно снова спрятать ее, а затем достать следующий предмет.

Кто спрятался?   Берем несколько магнитов с животными (инструментами, предметами, странами). Ребенок смотрит, запоминает, затем отворачивается. Я убираю фигурку, ребенок угадывает, чего не хватает.

4. Итоги анкетирования

В анкетирование приняли участие 9 родителей и сейчас мы подведем итоги, какое внимание родители уделяют развитию речи своего  ребенка.

2. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем очень много, постоянно - 7

б) читаем, но редко-2

в) не читаем-0

3. Какие сказки, стихи, рассказы вы читаете ребенку?( А.Барто, Маршак, Потешки, рус.народ сказки, Чуковского (4 родителей пропустили вопрос)

4. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;-1

б) когда как;-7

в) не любит.                               ( 1- не отмечено)

5. Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) сказки;-8

б) стихи;-2

в) рассказы.

7. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;-5

б) проявляется, но изредка;-3

в) очень редко.-1

8. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да (перечислить)-6

б) нет.-3

Мои пожелания Вам как можно больше читать детям, разговаривать с ними, рассказывать выдуманные сказки :одним словом взрослые с ребенком не молчат.

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, рак и щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

РЕШЕНИЕ:

1.Уделять должное внимание развитию речи ребенка – больше общаться, заучивать короткие стишки. Ежедневно читать детям книги: сказки, потешки, короткие рассказы.

2.Пополнить домашнюю библиотеку детских книг согласно рекомендациям Программы «От рождения, до школы», под ред. Вераксы;

3.Поощрять в семье занятия ребенка в сюжетно- ролевые игры, игры с предметами, различного рода гимнастик.

5.Разное

-незабываем писать заявления на сохранения места, приносить справки, если ребёнок болел

- не надо носить острые, мелкие опасные предметы, сладости и т.д.

-игрушки мягкие, не подлежащие обработке запрещены

-рукавички вставляем в курточку

-утром проветривание с 30мин до 40 мин

-учите своих детей беречь, уважать труд других людей

-Не кушать в раздевалке конфеты, объяснять детям, где это делают люди.

-нагрудники?

-потеряшки

-Акция « Добро крышечка»

-игровая программа

Приложение № 1

Список рекомендуемой художественной литературы для детей второй группы раннего возраста

 

Для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...». «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...».

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты, заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;

«Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

Произведения поэтов и писателей разных стран

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

1. Фамилия Имя Ребенка___

2. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем очень много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

3. Какие сказки, стихи, рассказы вы читаете ребенку?

4. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

5. Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

7. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

8. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да (перечислить)

б) нет.

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

1. Фамилия Имя Ребенка___

2. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем очень много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

3. Какие сказки, стихи, рассказы вы читаете ребенку?

4. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

5. Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

7. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

8. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да (перечислить)

б) нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...