консультация для родителей «Дети и спорт – плюсы и минусы»
консультация

Васильева Марина Альбертовна

Многие родители стараются заботиться о здоровье и физической форме своего ребенка в раннем возрасте, а потому приобщают малышей к физической культуре и спорту в дошкольном возрасте, в 3-4 года. Спортивные детско-юношеские школы идут навстречу родительским пожеланиям и открывают секции для самых маленьких, что повышает риск детского травматизма по нескольким причинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_sport_-_plyusy_i_minusy.docx420.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  "ДЕТСКИЙ САД №163" ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ                    ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Консультация для родителей

«Дети и спорт – плюсы и минусы»

Подготовил: инструктор

по физической культуре

Васильева М.А.

https://t4.ftcdn.net/jpg/00/49/72/55/500_F_49725507_T25PpgCMB2cg84VydX2ORA3rP2fzDrAX.jpg

     

2017

Многие родители стараются заботиться о здоровье и физической форме своего ребенка в раннем возрасте, а потому приобщают малышей к физической культуре и спорту в дошкольном возрасте, в 3-4 года. Спортивные детско-юношеские школы идут навстречу родительским пожеланиям и открывают секции для самых маленьких, что повышает риск детского травматизма по нескольким причинам.

Известно, что решение о приобщении ребенка к спорту в дошкольном возрасте принимает не воспитанник детского сада, а его родители. При выборе спортивной секции взрослые часто исходят из собственных нереализованных желаний, близости секции к дому, стоимости занятий. Желания малыша принимаются во внимание в последнюю очередь, как и медицинские показания. Поэтому приобщение ребенка к спорту в дошкольном возрасте происходит независимо от направленности секции, которая чаще всего определяется инструктором детского сада самостоятельно.

Результаты анализа мнения родителей о спортивных перспективах их детей (проведенного специалистами Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры) показали, что около 20% родителей хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом города, а 30% – кандидатом в мастера спорта. В то же время для половины родителей не важно, что выйдет из занятий спортом в дошкольном возрасте их ребенка.

Оценка необходимости занятий спортом в дошкольном возрасте

По вопросу целесообразности занятия спортом (в том числе занятий в бассейне) в дошкольном возрасте специалисты сферы дошкольного воспитания высказывают разные точки зрения. Одни считают, что спортивная активность в раннем возрасте негативно влияет на формирование детской психики. По мнению других, приобщение детей к спорту в дошкольном возрасте формирует позитивное отношение к здоровью, помогают в организации досуга, а в дальнейшем — и в поиске места в жизни.

О важности занятий спортом в дошкольном возрасте свидетельствует то, что в последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей-дошкольников. Нарушения чаще всего касаются нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Такая тенденция прогрессирует по разным причинам, но наиболее значимые — отсутствие у малышей мотивации к двигательной активности, увеличение психоэмоциональной нагрузки. Малоподвижность детей — проблема мирового масштаба.

Согласно результатам последних исследований, целенаправленное физическое воспитание дошкольников позволяет сделать неоценимый вклад в процесс психического и эмоционального развития малышей. Но статистические данные свидетельствуют, что приобщение к спорту в дошкольном возрасте распространено не широко. Так, только 54% канадских малышей более 1 часа в день тратят на подвижные игры, а процент активных дошкольников в нашей стране вряд ли можно назвать более высоким.

Российские специалисты в сфере раннего образования в рамках своих работ подтверждают мнение зарубежных коллег, подтверждая, что для ребенка очень важна физическая нагрузка, причем спортивная активность должна быть периодичной (как минимум 2-3 раза в неделю) и приносящей радость. Поэтому приобщение ребенка к спорту в дошкольном возрасте следует проводить с учетом потребностей активно растущего организма, что позволяет достигнуть значительного оздоровительного эффекта и обеспечить всестороннее развитие подрастающего поколения.

Родителям важно четко понимать отличия «детского» и «взрослого» спорта. Если профессиональные спортсмены нацелены на выявление своих максимальных показателей, то приобщение детей к спорту в дошкольном возрасте проводится с целью привить специальные умения и навыки, воспитать в малышах такие качества, как уверенность, целеустремленность, выносливость. Главная задача приобщения детей к спорту в дошкольном возрасте — формирование основ спортивного мастерства, позволяющее в будущем участвовать в соревнованиях.    

Помните, что в будущем только немногие из юных спортсменов захотят оттачивать физические навыки и профессионально заняться спортом. Для абсолютного большинства малышей спортивная активность — это лишь способ укрепления здоровья и развития уверенности в собственных силах.

Опасные и вредные упражнения при занятии спортом

в дошкольном возрасте

Большинство детей в возрасте 4-5 лет могут заниматься на начальном этапе спортивной подготовки. На данном этапе важно ознакомить дошкольников с разными видами спорта, развить общую физическую подготовку и привить знание отдельных элементов спортивных техник. При этом следует разрабатывать уникальные программы тренировки малышей, во избежание травматизма исключив из программы популярные упражнения для взрослых (упражнения на разработку эластичности мышц – сед на пятках, вис на турнике; силовые упражнения – разгибание рук с гантелями в руках, бросание набивного мяча и т.д.). Детям при занятии спортом в дошкольном возрасте также противопоказаны резкие, сильные махи, раскачивания, отталкивания, прыжки с большой высоты или на твердую опору, ассиметричные упражнения (метание мяча одной рукой, прыжки на скакалке на одной ноге). Дошкольникам не рекомендуется выполнять движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др.

Особенности перенесения нагрузок детским организмом

при занятии спортом в дошкольном возрасте

Упражнения для воспитанников детского сада следует подбирать тщательно, с учетом особенностей физиологического состояния детей. Следует помнить, что у дошкольников регуляция сердечной деятельности остается несовершенной, а чрезмерные усилия могут спровоцировать нарушения сердечного ритма, вызвать одышку. Поэтому при планировании физической нагрузки следует учитывать малые резервы кровеносной системы малышей и избегать перенапряжения.  

Детский организм также очень восприимчив к гипоксии — кислородному голоданию. Поэтому увеличение нагрузок во время занятий спортом с дошкольниками следует проводить медленно.

 Восстановительный период после занятий спортом в дошкольном возрасте протекает медленнее, чем, например, у детей школьного возраста. Воспитанникам детского сада требуется много времени на отдых после перенесенных физических нагрузок. Но при малой и средней интенсивности работы восстановительные процессы у дошкольников протекают даже быстрее, чем у взрослых.

Период восстановления у детей одного и того же возраста может протекать неодинаково из-за индивидуальных особенностей организма и уровня физической подготовки, и этот момент следует также учитывать при проведении занятий в секции. При формировании программы занятий силовым и статическим упражнениям лучше предпочесть кратковременные динамичные нагрузки, позволяющие постепенно тренировать мышечный скелет и общую выносливость без риска нарушения сердечного ритма или появления одышки.

Правильное применение физических упражнений

при занятии спортом в дошкольном возрасте

С целью максимальной защиты опорно-двигательного аппарата детей, приобщаемых к спорту в дошкольном возрасте, следует реализовывать комплекс упражнений в щадящем для шейного и поясничного отделов позвоночника режиме.

Такой режим занятий спортом предусматривает:

  • исключение упражнений, связанных с переразгибанием позвоночника в шейном отделе в переднезаднем направлении;
  • выполнение упражнений на развитие гибкости только за счет медленных и плавных потягиваний;
  • исключение резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений в суставах верхних и нижних конечностей и туловища;
  • выполнение наклонов туловища с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей;
  • для исключения гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и напряжение.

Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения могут привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы детей.

С целью определения основных принципов сохранения и укрепления здоровья детей во время занятий спортом российскими специалистами в сфере дошкольного образования были разработаны методические рекомендации по использованию физических упражнений на физкультурных занятиях («Теория и методика физической культуры дошкольников» под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева). В рекомендациях указаны упражнения, которые представляют опасность для здоровья дошкольников, и предложены варианты изменения исходных положений или методик их выполнения. Примеры подобных изменений представлены в таблице.

Варианты замены опасных и вредных

для здоровья дошкольников упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Раннее обучение чтению: плюсы и минусы"

Письмо и чтение - сложные процессы, состоящие из нескольких операций. Многие родители очень рано начинают обучать своих детей данным процессам, при этом не учитывая многих факторов. Раннее обучение чт...

консультация для родителей "Телевидение, видео, компьютер: плюсы и минусы"

Овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок включен в диалог. Ответные высказывания ребенка возникают исключительно на живую речь, адресованную...

Консультация для родителей "Дошкольники и гаджеты. Плюсы и минусы"

Данная консультация подробно описывает как положительные стороны использования родителями в воспитании детей гаджетов, так и отрицательные....

Консультации для родителей на тему «О плюсах и минусах применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Описание: консультация направлена на повышение информированности родителей о возможностях и ограничениях применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательно...

Консультация для родителей "Телевидение, видео, компьютер; плюсы и минусы"

Консультация для родителей "Телевидение, видео, компьютер; плюсы и минусы"...

Консультация для родителей на тему «О плюсах и минусах применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения»

консультация направлена на повышение информированности родителей о возможностях и ограничениях применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения. ...

Консультация для родителей "Ребенок ми компьютер.Плюсы и минусы"

Консультация предназаначена для родителей детей старшего дошкольникого возраста...