Ментальная арифметика
статья (старшая, подготовительная группа)

Дергачева Альбина Александровна

Статья "Ментальная арифметика. Растим математических гениев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mentalnaya_arifmetika_1.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Ментальная арифметика. Растим математических гениев.

 Мы живем в современном мире, в котором взрослые стремятся как можно раньше научить детей нестандартно мыслить, развить их способности, творческий потенциал, интеллект, чтобы в дальнейшем они смогли быть успешными, самодостаточными и добиться значительных высот и соответствующего положения в обществе. (5)

 Сегодня существует огромный выбор методик и курсов дополнительного развития детей, которые помогают родителям во всестороннем развитии их ребенка. Одной из таких методик, которая имеет ряд преимуществ перед другими, является ментальная арифметика. Ментальная арифметика представляет собой уникальную методику развития мышления на основе японских техник счета. Сегодня этой методике обучают более чем в 50 странах мира. (2) Ментальная арифметика позволяет в совершенстве научить ребенка быстрому устному счету в уме, благодаря которому развиваются одновременно два полушария головного мозга, а не только левое, как при традиционных вычислениях. Развитие левого полушария отвечает за анализ, логику. А правого - за воображение, креативное мышление, творчество. (9)

Благодаря ментальной арифметике тренируется память. Дети не просто заучивают определенные числа, а запоминают их в виде картинок. При этом повышается концентрация внимания, сосредоточенность, развивается логика, интеллект, образное мышление, фотографическая память, смекалка, увеличивается скорость восприятия новой информации и реакций. Все это формирует у ребенка уверенность в себе, в собственные силы, повышает мотивацию к учебе и позволяет быть успешным в дальнейшей взрослой жизни. (1)

Для занятий ментальной арифметикой понадобятся специальные китайские счеты - абакус, а также знания ребенком символов цифр от «0» до «9» и навык порядкового счета до «10» и  обратно. Счет на абакусе проще всего освоить в детстве. Производя вычисления на нем, у ребенка развивается мелкая моторика, участвуют обе руки, расширяются знания о разрядах десятичной системе. При счете на абакусе задействованы два пальца: большой и указательный и существует четкий алгоритм постановки пальцев рук при выполнении счета. Нижние косточки добавляем большим пальцем, а вычитаем указательным. Верхние косточки добавляем и вычитаем только указательным пальцем. И это очень важно! (6)

 С помощью абакуса ребенок учится  выполнять основные арифметические действия: сложение, вычитание, а в дальнейшем умножение и деление. В начале курса ментальной арифметики дети начинают решать простые примеры без перехода через десяток ,затем осваивают вычисления с использованием правил «Брат» и «Друг». После освоения счета на абакусе, переходят к счету на ментальной карте и в дальнейшем к воображаемому счету. (4)

 Достаточно заниматься с ребенком ментальной арифметикой в течение одного часа в день, чтобы не переутомлять его. Успех обучения во многом зависит от правильного подхода и настроя. Необходимо помнить, что знания фиксируются в памяти не в момент обучения, а при повторении через определенные временные интервалы. При повторении материала прочность и длительность его сохранения в памяти многократно возрастают. (3)

Наибольший результат дает обучение ментальной арифметике в возрасте от 4 до 16 лет. Небольшие по наполняемости группы позволяют педагогу уделить внимание каждому ребенку. Наряду с навыками быстрого счета, дети на занятиях по ментальной арифметике, благодаря своим успехам, учатся верить в себя, у них повышается самооценка, формируются лидерские качества. (7)

Третий год я веду в своем учреждении «Детский сад №62 ОАО «РЖД» города Курска кружковую работу по ментальной арифметике с детьми старшей и подготовительной групп. Наш кружок называется « Пифагорка». Из опыта своей работы хочу отметить, что дети с большим интересом и желанием обучаются по данной методике, значительно опережая своих сверстников в навыках устного счета.

 Успех обучения во многом зависит от правильного подхода и настроя ребят. Я строю обучение по принципу «от простого к сложному». Свои занятия провожу в непринужденной атмосфере в виде игры, а не урока. Такая подача материала подключает эмоциональное восприятие и является более эффективной.

На занятиях по ментальной арифметике я обсуждаю с детьми важность обучения математике и образования в целом. Даю понять каждому ребенку, что он всегда может положиться на меня в случае неудачи, но при этом объясняю, что его успех зависит только от него самого. Четко ставлю цели перед ребенком: чего нужно добиться и какими знаниями нужно обладать на выходе обучения. Повышаю мотивацию детей, поощряя их за достижения и самостоятельное выполнение поставленных задач в вычислениях. Поддерживаю веру ребенка в собственные силы, повышая при этом его самооценку, и не сравниваю результаты обучения каждого ребенка с другими детьми.

Курс ментальной арифметики я начинаю с детьми со знакомства с абакусом, с правил работы на нем, с написания чисел на абакусе, решения простейших арифметических примеров на соробане (абакусе). Абакус похож на счеты, но число костяшек на каждой спице не десять, а пять. Они разделены между собой перекладиной. Я учу детей правильно ставить руки и пальцы для освоения устного счета. Затем перехожу к ментальной карте и позднее к ментальному счету.

Моя программа обучения рассчитана на 2 года. Лучший результат наблюдается у детей, которые будут закреплять полученный на занятиях материал дома. В моем случае дети отрабатывают навык устного счета только в детском саду.

 Первые результаты - умение обращаться с абакусом и выполнять несложные вычисления - заметны через 2-3 месяца после начала учебы. Многократно закрепив этот материал, когда я понимаю, что ребенок способен визуализировать, то есть представлять абакус с закрытыми глазами, можно отложить его в сторону и начинать производить вычисления на ментальной карте и в уме. Этот этап является одним из ключевых в ментальной арифметике, позволяющий ребенку открыть свои возможности в вычислительных навыках в новом, более сложном уровне своего познания. На этом этапе я провожу математические игры с использованием абакуса, математических тренажеров. (8)

 Заключительный этап включает закрепление навыка. Дети на этом этапе учатся выполнять два действия одновременно (например, читать вслух стихотворение и вычислять в уме). Для этого нужно много упражняться, постепенно усложняя примеры. В моей практике пока еще нет тех, кто выполнил бы такие вычисления. Ведь это обусловлено тем, что занятия по ментальной арифметике я провожу в рамках кружковой работы два раза в неделю, а не каждый день и без участия родителей по закреплению материала дома. Но, несмотря на это, я довольна результатом полученных навыков моих воспитанников. Приобретенные знания за прошедший учебный год ребята продемонстрировали своим родителям на выпускном дошкольном вечере, сразив всех присутствующих умением быстро и правильно складывать в уме двузначные числа.

 За время работы кружка «Пифагорка» первый выпуск моих воспитанников -уже сегодняшние школьники. Учителя начальных классов, в которых обучаются мои бывшие воспитанники, прошедшие курс ментального счета, лучше усваивают материал учебных дисциплин. А это способствует повышению успеваемости и благотворно сказывается на учебном процессе. Навыки устного счета моих выпускников отмечают также и родители самих ребят.

 Впереди у нас много работы, много тренировок ментальному счету, которые помогут нашим детям раскрыть свои математические способности, свой внутренний математический  потенциал. А нам поможет вырастить поколение маленьких математических гениев.

Список использованной литературы.

  1. Б.Артур, Ш.Майкл. «Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие математические фокусы». – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2017 г.
  2. Р.Багаутдинов, Р.Ганиев. «Ментальная арифметика. Знакомство». – М.: изд-во «Траст», 2016 г.
  3. А.Бенжамин. «Матемагия. Секреты ментальной математики». – Интернет-издание, 2014 г.
  4. К.Бортолато. «Набор «Учимся считать. Числовой ряд до 20». – М.: изд-во «Новый формат», 2014 г.
  5. М.Воронцова. «Математический гений: методика считать – раньше, чем ходить».
  6. С.Эрташ. «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание». – М.: изд-во «Траст», 2015 г.
  7.  Семенченко, А. Учимся считать в уме. Все, что нужно знать о ментальной арифметике. Еженедельник «Аргументы и Факты» № 19, 2016 г.
  8.  Малсан Би, «Ментальная арифметика. Для всех» - ЛитРес., 2017г.
  9. Д. Вендланд, «Ментальна арифметика» - СПб.: Питер.2020г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика направлена на развитие интеллектуальных способностей детей,закладывает основной фундамент для развития академических успехов и дальнейшего развития личности.....

Ментальная арифметика "Абакус"

Абак - счётная доска, применявшаяся для  арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...

Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду» Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.

МБДОУ «Детский сад №25 «Золушка»»Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.    Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду&r...

Статья "Развитие аналитико-синтетической деятельности у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием ментальной арифметики"

У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. В связи с этим возникла необходимость в со...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»

Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...