Сценарий мастер-класса для родителей воспитанников младшей группы «Пальчиковые игры»
материал (младшая группа)

Cулимова Наталья Васильевна

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_master_klass_palchikovaya_gimnastika_-_kopiya.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 18 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Конспект мастер-класса

для родителей воспитанников младшей группы

«Пальчиковые игры»

Н.В. Сулимова Н.В.,

воспитатель

первой квалификационной категории

филиала № 2 Школы-интерната

на станции Камень-на-Оби

г. Камень-на-Оби

2016г.

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковых игр в жизни ребёнка.

2. Обучить участников мастер-класса пальчиковым играм, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания на практике.

Оборудование:

- массажные мячи гладкие по количеству участников;

- крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого;

- палочки от фломастеров, одинаковые по размеру по 2 на каждого;

Раздаточный материал:

- памятка для родителей «Развиваем пальчики»;

1 часть. Теоретическое обоснование темы.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. Сухомлинский.

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами были подготовлены пальчиковые игры. Пальчиковые игры с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Они развивают ловкость и подвижность пальцев. В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

2 часть. Практическая часть

Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона»«Ладушки»«Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

Заряд положительных эмоций — это три.

Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр. На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца.

Мы подготовили подборку игр с пальчиками со стихотворным сопровождением и научим Вас играть в них вместе с детьми.

«В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался об порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик,

Он становится большим.

Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел ш-ш-ш-ш,

Стал он тонким и худым.

«Давай, дружок»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

«Цветы»

Наши алые цветы

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветы

Закрывают лепестки,

Головой кивают

Тихо засыпают.

«Бабушка»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

«Домик для зайчат»

Тук, тук, перестук,

Раздается где- то стук.

Молоточки стучат,

строят дом для зайчат  

Кулачки стучат друг о друга

Вот с такою крышей,  

ладошки над головой

Вот с такими стенами,

ладошки около щечек

Вот с такими окнами,

ладошки перед лицом

Вот с такою дверью

одна ладошка перед лицом

И  с таким замком.

сцепили ручки

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

Сгорки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

«Дождик»

Дождик, дождик, что ты льешь,

Погулять нам не даешь?

Я водою дождевою землю мою, мою, мою,

Мою крышу и забор, мою улицу и двор.

Пальчиковые игры на основе сказок позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми мы используем готовый пальчиковый театр, а также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, или можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедом,

Из земли большую репку.

К ним пришла тут внучка,

Подбежала Жучка,

Кошка тоже потянула,

Мышка тоже потянула,

Хоть держалась крепко

Вытянулась репка!

        Очень интересны для детей пальчиковые игры с разнообразными предметами.

Игра с крышками

Пальчики обули,

в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе,

вставляем указательные пальцы рук

Смело в них вперёд шагнули, 

передвигаем пальцы поочерёдно вперёд

И пошли по переулку,

На весёлую прогулку!

пальчики шагают

Игра с палочками

Вы скачите палочки,

поочерёдно шагаем палочками по коленам

Как солнечные зайчики

Прыг-скок, прыг-скок,

скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени

Прискакали на лужок 

Одной ножкой топ-топ, 

шагаем правой палочкой

Другой ножкой топ-топ, 

левой

На головку сели, песенку запели. 

ставим палочки на голову, стучим друг об дружку

Игры с мячиками

Колобок рукой катаю 

правой ладонью катаем мячик по

левой

Взад, вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. 

гладим мячиком ладонь

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка 

сжимаем и расжимаем мячик

Колобок я разожму и другой рукой начну,

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт

повторяем тоже самое другой рукой

Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.). Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.

Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей.

Совет взрослым:

Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то заметите, как совершенствуется работа мелкой моторики ваших детей!

3 часть. Рефлексия.

На заключительном этапе мастер-класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своим опытом организации игр на развитие мелкой моторики дома.

А еще Вашему вниманию мы представляем игры на развитие мелкой моторики, в которые мы играем с детьми в группе, а вы можете поиграть в их дома (выставка игр на развитие мелкой моторики рук). 

Литература:

1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», составители: Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г., Волгоград, 2013г.

2. Алябьева Е. А. «Читаем детям 3-7 лет», методические рекомендации, «Сфера», Москва, 2009г.

3. Юрчук Е. Н. «Эмоциональное развитие дошкольников- методические рекомендации»,«Сфера», 2008г.

4. «Тематические дни и недели в детском саду» Е. А. Алябьева, Москва, 2005 г.

5. Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008г. ;

6. Новицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» - Москва, 2006г. ;

7. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва, 2008г. ;

8. Хвостовцев А. «Умные ручки»- Новосибирск, 2008г. ;

9. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» - Владимир, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»...

Консультация для родителей первой младшей группы « Пальчиковые игры в воспитании детей»

В ноябре 2018 года была проведена консультация для родителей первой младшей группы " Пальчиковые игры"....

Консультация для родителей 1 младшей группы " Пальчиковые игры для малышей"

. Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно з...

Сценарий собрания для родителей воспитанников младшей группы «Игра в жизни ребёнка»

Повестка дня:1. Презентация «Роль игры в жизни ребенка».2. Игры – подвижная игра «По ровненькой дорожке», пальчиковая игра «Мы во двор пошли играть», дидактич...

Консультация для родителей первой младшей группы «Пальчиковые игры для малышей»

         Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и...

Консультация для родителей первой младшей группы «Пальчиковые игры для малышей»

         Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и...