Сценарий мастер-класса для родителей воспитанников младшей группы «Пальчиковые игры»
материал (младшая группа)

Cулимова Наталья Васильевна

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_master_klass_palchikovaya_gimnastika_-_kopiya.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 18 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Конспект мастер-класса

для родителей воспитанников младшей группы

«Пальчиковые игры»

Н.В. Сулимова Н.В.,

воспитатель

первой квалификационной категории

филиала № 2 Школы-интерната

на станции Камень-на-Оби

г. Камень-на-Оби

2016г.

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковых игр в жизни ребёнка.

2. Обучить участников мастер-класса пальчиковым играм, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания на практике.

Оборудование:

- массажные мячи гладкие по количеству участников;

- крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого;

- палочки от фломастеров, одинаковые по размеру по 2 на каждого;

Раздаточный материал:

- памятка для родителей «Развиваем пальчики»;

1 часть. Теоретическое обоснование темы.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. Сухомлинский.

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами были подготовлены пальчиковые игры. Пальчиковые игры с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Они развивают ловкость и подвижность пальцев. В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

2 часть. Практическая часть

Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона»«Ладушки»«Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

Заряд положительных эмоций — это три.

Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр. На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца.

Мы подготовили подборку игр с пальчиками со стихотворным сопровождением и научим Вас играть в них вместе с детьми.

«В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался об порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик,

Он становится большим.

Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел ш-ш-ш-ш,

Стал он тонким и худым.

«Давай, дружок»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

«Цветы»

Наши алые цветы

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветы

Закрывают лепестки,

Головой кивают

Тихо засыпают.

«Бабушка»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

«Домик для зайчат»

Тук, тук, перестук,

Раздается где- то стук.

Молоточки стучат,

строят дом для зайчат  

Кулачки стучат друг о друга

Вот с такою крышей,  

ладошки над головой

Вот с такими стенами,

ладошки около щечек

Вот с такими окнами,

ладошки перед лицом

Вот с такою дверью

одна ладошка перед лицом

И  с таким замком.

сцепили ручки

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

Сгорки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

«Дождик»

Дождик, дождик, что ты льешь,

Погулять нам не даешь?

Я водою дождевою землю мою, мою, мою,

Мою крышу и забор, мою улицу и двор.

Пальчиковые игры на основе сказок позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми мы используем готовый пальчиковый театр, а также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, или можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедом,

Из земли большую репку.

К ним пришла тут внучка,

Подбежала Жучка,

Кошка тоже потянула,

Мышка тоже потянула,

Хоть держалась крепко

Вытянулась репка!

        Очень интересны для детей пальчиковые игры с разнообразными предметами.

Игра с крышками

Пальчики обули,

в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе,

вставляем указательные пальцы рук

Смело в них вперёд шагнули, 

передвигаем пальцы поочерёдно вперёд

И пошли по переулку,

На весёлую прогулку!

пальчики шагают

Игра с палочками

Вы скачите палочки,

поочерёдно шагаем палочками по коленам

Как солнечные зайчики

Прыг-скок, прыг-скок,

скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени

Прискакали на лужок 

Одной ножкой топ-топ, 

шагаем правой палочкой

Другой ножкой топ-топ, 

левой

На головку сели, песенку запели. 

ставим палочки на голову, стучим друг об дружку

Игры с мячиками

Колобок рукой катаю 

правой ладонью катаем мячик по

левой

Взад, вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. 

гладим мячиком ладонь

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка 

сжимаем и расжимаем мячик

Колобок я разожму и другой рукой начну,

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт

повторяем тоже самое другой рукой

Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.). Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.

Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей.

Совет взрослым:

Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то заметите, как совершенствуется работа мелкой моторики ваших детей!

3 часть. Рефлексия.

На заключительном этапе мастер-класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своим опытом организации игр на развитие мелкой моторики дома.

А еще Вашему вниманию мы представляем игры на развитие мелкой моторики, в которые мы играем с детьми в группе, а вы можете поиграть в их дома (выставка игр на развитие мелкой моторики рук). 

Литература:

1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», составители: Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г., Волгоград, 2013г.

2. Алябьева Е. А. «Читаем детям 3-7 лет», методические рекомендации, «Сфера», Москва, 2009г.

3. Юрчук Е. Н. «Эмоциональное развитие дошкольников- методические рекомендации»,«Сфера», 2008г.

4. «Тематические дни и недели в детском саду» Е. А. Алябьева, Москва, 2005 г.

5. Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008г. ;

6. Новицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» - Москва, 2006г. ;

7. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва, 2008г. ;

8. Хвостовцев А. «Умные ручки»- Новосибирск, 2008г. ;

9. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» - Владимир, 2006г.