Я умею Рррычать.
консультация (подготовительная группа)

Чухарева Наталия Евгеньевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №  34 «Светлячок» комбинированного вида

г. Кызыла Республики Тыва

 

 

Консультация для родителей

«Я умею Рррычать».

image

 

Подготовил учитель-логопед:

Чухарева Н.Е.

 

 

Кызыл 2021 год.

Октябрь: Я умею Рррычать.

Грозный и огромный тигр –

Мастер он звериных игр.

На траву вдруг резко прыг –

И издал свирепый рык.

Но я тигру пригрожу,

Громче тигра зарычу.

Ррррррррр!

М.Герасименко.

Когда вы слышите про логопеда, то чаще всего возникает ассоциация со звуком «Р». Вспоминаете свои истории из детства, если занимались с логопедом, или рассказы знакомых о детях.

А знаете почему именно звук «Р» равняется слову логопед? Думаю, нет! В нашем языке много разных согласных звуков, похожих друг на друга, и среди них есть иной - э то единственный вибрант - звук «Р», а также его парный мягкий «Рь». Этот звук мы произносим в потоке речи, как бы, утрированно, поэтому наше ухо воспринимает его чётче других.

         Да, данный звук является самым сложным по артикуляции и поэтому проявляется в речи малышей ближе к 5-6 годам. Если «Р» не произносит Ваш ребенок в 6 лет, то нужно срочно обратится к логопеду.

         Существует мнение: если взрослый человек, «картавит», то он уже не когда не сможет произносить звук «Р» правильно. Это безусловно миф. У взрослых звук «Р» ставится точно также как и у детей, но встают психологические проблемы на этапе разговора со знакомыми и близкими людьми. Так и хочется оставить всё как есть, не акцентировать внимание на словах с этим звуком. Чтобы у взрослого человека, начал правильно получатся этот звук нужно время. И как известно «Терпение и труд-всё перетрут».

         Чтобы научится говорить звук «Р», должен быть готов артикуляционный аппарат, подъязычная «уздечка» достаточной длиной, сформировано правильное речевое дыхание, нет проблем с фонематическим слухом, т. е. мы должны отличать один звук о другого, ведь слова «лак - рак», «игла- игра», «рожки-ложки» отличаются по звучанию и значению.

         Давайте пойдем к заветной цели. Вот первая ступень-развиваем и разогреваем речевой аппарат при помощи артикуляционной гимнастики.

         Артикуляционная гимнастика- это упражнения предназначенные для тренировки артикуляционного аппарата к произнесению звука «Р». Она растягивает подъязычную уздечку, тренирует язык в верхнем положении, формирует позу широкой улыбочки. Эту гимнастику нужно делать каждый день, с детьми обязательно в игре.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

         Ура! У Вас все замечательно получается. Значит мы переходим на вторую ступень – формируем речевое дыхание. Хороший мощный выдох-залог успеха.

В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Надуваем воздушные шарики разного размера. Можно отрезать полоску бумаги и удержать языком на альвеолах, которые находятся за верхними зубами, сделать короткий вдох носом и длинный выдох ртом, чтобы получился язык змеи.

Переходи к третьей ступени-постановка звука. Самый простой способ -это от упражнения «грибочек». Делаем «грибочек», вдыхаем воздух носом и резко дуем на язык через рот.

Можно подключить механическую помощь, в виде чистого указательного пальца с коротко подстриженным ногтем. Держим палец, как стойкий оловянный солдатик, подкладываем под кончик языка и делаем быстрые колебательные движения из стороны в сторону, периодический убирая палец. Язык должен быть напряжен и не падать вслед за пальцем.

Вот мы на пьедестале и готовы выговаривать звук «Р» с слогах, словах, фразах, предложениях и текстах. Выбираем понравившийся речевой материал в интернете.

С любовью, Ваш логопед.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_umeyu_rrychat_oktyabr.docx247.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №  34 «Светлячок» комбинированного вида

г. Кызыла Республики Тыва

Консультация для родителей

«Я умею Рррычать».

Подготовил учитель-логопед:

Чухарева Н.Е.

Кызыл 2021 год.

Октябрь: Я умею Рррычать.

Грозный и огромный тигр –

Мастер он звериных игр.

На траву вдруг резко прыг –

И издал свирепый рык.

Но я тигру пригрожу,

Громче тигра зарычу.

Ррррррррр!

М.Герасименко.

Когда вы слышите про логопеда, то чаще всего возникает ассоциация со звуком «Р». Вспоминаете свои истории из детства, если занимались с логопедом, или рассказы знакомых о детях.

А знаете почему именно звук «Р» равняется слову логопед? Думаю, нет! В нашем языке много разных согласных звуков, похожих друг на друга, и среди них есть иной - э то единственный вибрант - звук «Р», а также его парный мягкий «Рь». Этот звук мы произносим в потоке речи, как бы, утрированно, поэтому наше ухо воспринимает его чётче других.

         Да, данный звук является самым сложным по артикуляции и поэтому проявляется в речи малышей ближе к 5-6 годам. Если «Р» не произносит Ваш ребенок в 6 лет, то нужно срочно обратится к логопеду.

        Существует мнение: если взрослый человек, «картавит», то он уже не когда не сможет произносить звук «Р» правильно. Это безусловно миф. У взрослых звук «Р» ставится точно также как и у детей, но встают психологические проблемы на этапе разговора со знакомыми и близкими людьми. Так и хочется оставить всё как есть, не акцентировать внимание на словах с этим звуком. Чтобы у взрослого человека, начал правильно получатся этот звук нужно время. И как известно «Терпение и труд-всё перетрут».

        Чтобы научится говорить звук «Р», должен быть готов артикуляционный аппарат, подъязычная «уздечка» достаточной длиной, сформировано правильное речевое дыхание, нет проблем с фонематическим слухом, т. е. мы должны отличать один звук о другого, ведь слова «лак - рак», «игла- игра», «рожки-ложки» отличаются по звучанию и значению.

        Давайте пойдем к заветной цели. Вот первая ступень-развиваем и разогреваем речевой аппарат при помощи артикуляционной гимнастики.

        Артикуляционная гимнастика- это упражнения предназначенные для тренировки артикуляционного аппарата к произнесению звука «Р». Она растягивает подъязычную уздечку, тренирует язык в верхнем положении, формирует позу широкой улыбочки. Эту гимнастику нужно делать каждый день, с детьми обязательно в игре.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

        Ура! У Вас все замечательно получается. Значит мы переходим на вторую ступень – формируем речевое дыхание. Хороший мощный выдох-залог успеха.

В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Надуваем воздушные шарики разного размера. Можно отрезать полоску бумаги и удержать языком на альвеолах, которые находятся за верхними зубами, сделать короткий вдох носом и длинный выдох ртом, чтобы получился язык змеи.

Переходи к третьей ступени-постановка звука. Самый простой способ -это от упражнения «грибочек». Делаем «грибочек», вдыхаем воздух носом и резко дуем на язык через рот.

Можно подключить механическую помощь, в виде чистого указательного пальца с коротко подстриженным ногтем. Держим палец, как стойкий оловянный солдатик, подкладываем под кончик языка и делаем быстрые колебательные движения из стороны в сторону, периодический убирая палец. Язык должен быть напряжен и не падать вслед за пальцем.

Вот мы на пьедестале и готовы выговаривать звук «Р» с слогах, словах, фразах, предложениях и текстах. Выбираем понравившийся речевой материал в интернете.

С любовью, Ваш логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол с родителями "Умей в гости звать,умей и угощать"

Материалы встречи с родителями по воспитанию столового этикета: текстовой материал по воспитанию культуры поведения за столом, примеры  дидактических игр по данной теме, стихотворения по данной т...

« Я умею думать, я умею рассуждать - что полезно для здоровья, то и буду выбирать».

пропагандировать здоровый образ жизни, активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать учащихся в изучении вопросов здоровья, развивать творческие способности, формировать у учащих...

конспект НОД Умей дружить, умей дружбой дорожить

Умей дружить, умей дружбой дорожить...

Конспект занятия в средней группе тема: «Умей дружить, умей дружбой дорожить»

Цель: формирование представлений о дружбе и друзьях...

Сценарий спектакля по докучным сказкам "Умей сказать, умей и послушать".

Спектакль составлен по  докучным сказкам (редкий фольклорный жанр). Был представлен  в рамках Театральной недели и отмечен дипломом  за самобытность и сохранение народных традиций....

Конспект развлечения в средней группе "умей дружить, умей дружбой дорожить"

Интегрированное занятие для детей средней группы. Занятие дает детям представление о дружбе, друзьях, о взаимопонимании. В процессии этого занятия у детей воспитываются такие чувства как ответственнос...

Проект «УМЕЙ ДРУЖИТЬ, УМЕЙ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ»

Ребенок с самого раннего возраста проявляет желание пообщатся с другими детьми и по мере своего взросления вступает с ними в разнообразнве формы взаимодействия.  В детском саду, чаще всего, ему п...