Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!
проект (средняя группа)

Силантьева Мария Борисовна

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa.docx606.16 КБ

Предварительный просмотр:

Силантьева М.Б., воспитатель

ГБДОУ детский сад №12 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Средняя группа

РОЛЬ И МЕСТО ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА.

   Под познавательным развитием детей дошкольного возраста понимается процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Познавательное развитие детей дошкольного возраста целенаправленно осуществляется в образовательном процессе ДОУ в различных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. ФГОС  ориентирует содержание образовательной области «Познавательное развитие» на реализацию в определенных видах деятельности познавательной активности детей, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской и игровой деятельности.

   Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе». Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и  с контролем за выполнение правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

   Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинение правилам складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности.

Обучение через игру противопоставляется  исключаемой из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.    

   Познавательное развитие детей совершается непрерывно, оно обуславливает умственное и психическое развитие. Развитие познавательных способностей ребенка-дошкольника реализуется через организацию познавательной деятельности,  в основном через  систему дидактических игр. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не исключительно развлекательным. В дидактической игре обязательно необходимо наличие интересной  задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра". В дидактических играх перед детьми обязательно ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.  

   Можно утверждать, что игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с воспитанником, так как она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.                                                                                                          В любой дидактической игре явно различима структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. В  дидактической игре всегда присутствуют игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел это и есть задача. Замысел зачастую выражен уже в самом названии дидактической игры. Дидактическая задача осуществляется через игровую задачу.  

   Основные задачи дидактических игр: сравнение предметов, отгадывание загадок, определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, их классификация, быстрое припоминание, точное определение, умение высказывать свои суждения, делать умозаключения. Очень важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей.

   Игровые действия - основа игры. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия дают детям  возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Дети должны быть заинтересованы в выполнении правил и следить за этим. 

   

Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны между собой, и игра невозможна без любого из них. Также любая игра, придуманная воспитателем,  становится дидактической, если имеются основные компоненты: дидактический замысел, правила, игровые действия. 

   Классификация дидактических игр по Д.В. Менджерицкой: дидактические игры (в зависимости от материала) подразделяются на игры с предметами,  настольно-печатные и словесные игры.

1. Предметные игры - это игры с игрушками и реальные предметами. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность таких игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачам на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.          

2. Словесные игры построены на словах и действиях окружающих. В таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.                                                            

 3. Настольно - печатные игры направлены на развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.), уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний. Они делятся на несколько видов: лото, домино, парные картинки, складные кубики, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, Танграм, игры Никитиных  и другие. К этой классификации можно смело добавить современный вид дидактических игр: электронные дидактические игры с использованием интерактивной доски.  Современные дети очень любят этот вид игр, т.к. они родились в век ИКТ.  И поэтому привыкли получать информацию с телевизора, компьютера и телефона.                                    

   Все эти виды игр, используемые поочередно,  способствуют разностороннему развитию познавательных способностей ребенка. В дидактических играх легко и непринужденно можно дать ребенку практически любые знания, воспитать гармоничную личность.  Из вышесказанного можно сделать вывод, что игра играет основополагающую роль в  развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника.

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду./под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М., 2007. - С.90.

2. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. - М.:Просвещение, 1986.- С.68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Есть - что бы жить,а не жить, что бы есть!

Проблема питания, а  точнее режима питания наших чад, волнует чуть ли не каждого родителя. Нас заботит чем, как,  и ещё больше, кагда кормить малыша. Да, режим - это хорошо. Да, мы за режим!...

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

Консультация для родителей "Хочешь жить и здоровым быть - умей правильно питаться!"

Мы все заинтересованы в том, чтобы наши дети правильно и полноценно питались, ведь от этого зависит их физическое развитие, познавательная и двигательная активность, настроение. Наша задача - формиров...

интересно жить в саду

Детки в садике живут,Здесь играют и поют,Здесь друзей себе находят,На прогулку с ними ходят.Вместе спорят и мечтают,Незаметно подрастают.Детский сад — второй ваш дом,Как тепло, уютно в  нем...

Как жить в гармонии с собой и уметь найти общий язык с детьми.

Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что...

Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию "С музыкой и песней жить интересней"

   В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной к...

План проведения недели музыки "С музыкой и песней жить интересней!"

План проведения недели музыки  "С музыкой и песней жить интересней!"...