Круглый стол: «Развитие познавательных способностей, любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Рзаханова Диана Идаятовна

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяют, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

 Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…», поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy-stol-s-roditelyami.docx119.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Круглый стол» с родителями на тему: «Развитие познавательных способностей, любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  повышение педагогической компетентности родителей в

приобщении  детей старшего дошкольного возраста к познавательной

деятельности.

Задачи:

 - формировать представление родителей о необходимости развития

познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;

 -активизировать стремление родителей развивать познавательный интерес детей;

 - способствовать взаимодействию педагогов и родителей в развитии любознательности детей.

Форма проведения: круглый стол.

Методы: выступление воспитателя по теме с использованием презентации, дискуссия, игровая программа, рефлексия.

План работы круглого стола:

1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.

2. Дискуссия воспитателя с родителями «Растите любознательных».

3. Привлечение родителей принять участие в играх с воспитателями.

4. Игра с психологом  

5. Разное.

 

Ход круглого стола.

 1. Тема нашего круглого стола «Развитие познавательных способностей, любознательности у детей старшего дошкольного возраста».

Эта тема действительно заслуживает внимания, поскольку нашим детям скоро предстоит отправиться в школу.  Будет ли школьная жизнь радостной для детей или, наоборот, омрачится неудачами во многом зависит от нас, взрослых.

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяют, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

 Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…», поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Что способствует развитию познавательной активности у ребенка?

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем это:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

 в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

    В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей»: «Оторвешь!  Разобьешь! Сломаешь!»  А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

 Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

1 этап. Слово предоставляю

Уважаемые родители, у меня в руках чудесный мешочек, Вам необходимо достать из мешочка предмет. (Родители достают из мешочка клубочки разного цвета: желтый, зеленый, коричневый).

Вот клубочек путеводный,

Коль за нитку потянуть.

Он поскачет по дороге

И вам всем укажет путь.

Коль направо вы пойдёте,

То в страну познания попадёте.

Коль налево, к художнику шагайте смело

Прямо, коль пройдете... строго

Вам в воображение дорога.

Стрелу по цвету выбирайте

И задание получайте.

(Перед родителями на полу лежат три стрелочки на обратной стороне написанные задания, родители садятся за столы)

2 этап. Игры на развитие творческих способностей.

А сейчас мы отдохнём,

Дружно все играть начнём.

1 ЗАДАНИЕ. Игра ТРИЗ Экспериментальный центр: 

«Несуществующее животное» (Родители должны составить из частей животных несуществующее животное и составить рассказ).

2 ЗАДАНИЕ. Игра художественно – эстетический центр: «Дорисуй картинку». Игра на развитие наблюдательности. (Родителям даются карточки с незаконченным рисунком, они должны дорисовать рисунок и рассказать, что на нем изображено).

3 ЗАДАНИЕ. Игра познавательно - речевой центр: Составь рассказ

 «Наш край родной». (На столе находятся журнал, ножницы, клей, лист бумаги. Родителям необходимо, вырезать из журнала картинки, связанные с нашим краем и составить рассказ).

Дружно знаньями делится

Подошла пора сейчас.

(Родители рассказывают, что у них получилось)

4 этап. Игра «Ромашка»

 (Родители поочерёдно обрывают лепестки ромашки, читают вопрос и отвечают на него).

1. Как Вы развиваете творческие способности ребенка?

2.  Как Вы считаете, какие игрушки должны быть у ребенка, чтобы

развивать творческие способности?

3. Как Вы считаете, с какого возраста надо развивать творческие способности у детей?

4. Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

5. Какие Вы знаете игры на развитие творческих способностей?

6. Какого педагога Вы считаете творческим?

Зачем нужно развивать творческие способности?

Слово предоставляется психологу.....

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов ребенка старшего дошкольного возраста

  1. Развитие восприятия

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Учите ребенка:

- Различать не только цвета, но и их оттенки.

- Различать форму предметов и геометрические фигуры.

- Делить геометрические фигуры на 1,2,3, 4 равные части.

- Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

- Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).

- Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

- Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

- Различать основные признаки разных времен года.

- Различать предметы на ощупь.

- Внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление.

- Ориентироваться в пространстве по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия.

«Перевертыши». Взрослый рисует геометрические фигуры: квадрат, треугольник и т.д. Задание ребенку: превратить их в любой рисунок.

«Узнай форму». Ребенок ищет в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

«Найди отличия». Ребенок учится находить отличия в похожих предметах.

«О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться, и наоборот.

«Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

«Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

  1. Развитие внимания

Внимание — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Рекомендации родителям по развитию процессов внимания

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

  • выкладывания узора из мозаики;
  • выкладывания фигуры из палочек по образцу;
  • исключения лишнего («Четвертый лишний»);
  • нахождения различий в двух похожих картинках;
  • нахождения двух одинаковых предметов среди множества предметов;
  • срисовывания по клеточкам;
  • нахождения одной буквы в тексте книги (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

Игры, способствующие развитию внимания.

- «Да и нет, не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

- Игры-головоломки, загадки

- Поиск отличий на одинаковых картинках, поиск одинаковых предметов и т.д.

- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».

- «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.

- «Назови, что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

- «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.

3) Развитие памяти

Память — способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Как помочь ребенку развить память?

Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

Информация для запоминания должна быть интересна ребенку, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.

  1. Развитие мышления

Мышление — способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие поведение и общение.

Что делать родителям?

Развивать умственные способности через овладение действиями замещения в разных видах деятельности (самый простой вариант: предметы – заместители, когда дети используют один предмет для разных целей: карандаш как градусник, вилка, заколка и т.п.)

Учить составлять группу из отдельных предметов (карандаш, скрепки, ручка – канцелярские принадлежности; стол, стул, шкаф, кровать – мебель; чашка, ложка, кастрюля, сковорода – посуда и т.д.).

Учить сравнивать предметы (чем похожи и отличаются яблоко и груша).

Учить соотносить схематические изображения с реальными предметами.

Побуждать делать самостоятельные выводы.

Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей различных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.)

Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Способствовать переходу к решению задач в уме.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

- «Разложи картинки». Ребенку предлагается серия картинок, которые необходимо разложить по хронологии событий и составить полноценный, развернутый рассказ.

- «Закончи слово». Взрослый называет слог, а ребенок называет как можно больше слов по начатому слогу.

- «Творческий подход». Ребенку называют или показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

- «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

Что такое творческие способности?   

Памятка для родителей

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

7.  Игра-рефлексия «Выбери свой цвет».

    Родителям предлагается оценить информацию, полученную на

 собрании одним из трех кружков красного, желтого, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании

полезной»;

Желтый цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

Зеленый цвет – «мне на собрании было неинтересно».

«Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».  (восточная мудрость)

8 этап. Заключительный.

О нас вы всё узнали,

Как мы трудимся, живём

А теперь вам на прощанье

 Ребус вот преподнесем.

(Родители отгадывают ребус: «До встречи уважаемые родители!»).

C:\Users\Сергей\Desktop\Новая папка\DSC_8545-1024x462.jpgC:\Users\Сергей\Desktop\Новая папка\evine-gelirim-ama-yaramazlik-yok-diyen-kiz_440511.gif C:\Users\Сергей\Desktop\Новая папка\1706695.jpg C:\Users\Сергей\Desktop\Новая папка\212.jpg!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."

Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....

"Сюжетно-ролевая игра, как важный фактор развития познавательной активности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Статья о развитии инициативы и активности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру....

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»

В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...

конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...