Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать"
материал (подготовительная группа)

Лена Валерьевна

Советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho_umet_chitat.docx746.83 КБ

Предварительный просмотр:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Берестов В.Д.

« Как хорошо уметь читать! »

Консультация для родителей

Сейчас книги редко читают.  Книги нашим детям заменили компьютерные игры, фильмы, мультфильмы, телефон, Интернет, социальные сети.

Раньше дети ждали восьми часов вечера, чтобы посмотреть один-единственный мультфильм за день в передаче «Спокойной ночи, малыши!», в выходной день ждали « В гостях у сказки»  и представить себе не могли круглосуточные каналы, показывающие мультфильмы, планшеты с  играми. Их уносили в  воображаемые миры  книги.

C:\Users\Директор\Desktop\книга-сказок-с-рыцарем-и-раконом-67234612.jpg

В прежние времена существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал книгу, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она уходит в прошлое.

Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Однако, некоторые родители замечают, что их ребёнок упорно отказываться от этого занятия или выполняет с большой неохотой. А некоторым будущим школьникам навык чтения никак не даётся.

 Как помочь ребёнку легко научиться читать и полюбить это занятие?


Ошибки, которые мешают ребенку увлечься чтением.

1. Любовь из-под палки

Так уж мы устроены, что стремимся к приятному и избегаем дискомфорта и наказания.

Если заставлять ребенка читать, появляется мотивация избегания — только бы не слышать сердитых криков, избежать наказания, то пиши пропало. В лучшем случае ребенок просто не полюбит чтение, в худшем —возненавидит.

Агрессия в адрес ребенка в попытке заставить его читать недопустимы.

2. Ложный мотив: гаджет за книгу

Вознаграждение. Например, возможность поиграть в  компьютерную игру после того, как ребенок прочитает условное количество страниц.

Чтение в этом случае — лишь преграда на пути к  любимому занятию.

Ограничивать время за экраном нужно независимо от того, сколько и как ребенок читает.  «Не прочитал, значит, лишаешься компьютера  на месяц» - это провал!

3. Сравнение с другими детьми

«Ты уже такой большой, пора читать самому!», «Маша уже читает, а ты нет!». Упреки и сравнения еще никому не помогали полюбить.

4. Чтение на ночь

Читать ребенку на ночь – прекрасное и полезное занятие. Но думать, что после прочтения сотни сказок ваш малыш начнет с любовью читать самостоятельно, не стоит.

Самостоятельное чтение — это активное действие, толчок ему дает вовлеченность ребенка в историю.

5. Родители не читают сами

Вы думаете, что ребенок полюбит читать, не видя вокруг читающих людей?

Ведь дети всегда копируют, и читающие папа и мама — лучший пример для них. Ваш ребенок должен видеть, как вы это делаете.

6. Слишком сложная книга

Ребенку становится скучно и тяжело читать текст, в котором много незнакомых слов, не понятны герои и их действия.

7. Уверенность в том, что любовь  появится сама

Чудеса, конечно, случаются, но на то они и чудеса !

В реальности мы видим, как в современном мире легко, быстро, а главное, очень прочно время и окружение заполняется компьютером и телевизором, если ничего другого не предложено. Поэтому этому чуду — любви к чтению — надо активно помогать.

8. Аудиокниги нам помогут

Не помогут!

Частое использование аудиокниг тоже может помешать приобрести привычку самостоятельно читать. Аудиокниги могут быть очень полезны в машине, во время болезни. Это пассивный процесс, а мы с вами помним, что самостоятельное  чтение – активный.

9. Неограниченный доступ к гаджетам

Компьютерные игры вызывают зависимость и это не секрет.

Мы уже говорили о том, что гаджеты — неотъемлемая часть жизни современных детей и полностью исключить их из жизни нельзя, да и не нужно. А вот найти баланс можно!

Как влюбить ребенка в чтение ? Советы.

Итак, с чего начать?

Совет 1. Опуститься на один уровень с ребенком

Присоединиться к ребенку — значит поймать особое чувство, когда вы с ним одно целое, в отличие от того, когда вы — родитель, стоящий над ребенком. Надо стать ребенком эмоционально и физически. Вспомните это состояние, вам понравится

https://psy.systems/images/uploads/f7ca0b5221f289a0958b39b078660987.jpg

Сядьте рядом с ребенком и обнимите его. Накройтесь пушистым пледом, возьмите вкусную печеньку и помните, что чтение — это удовольствие. Именно поэтому вы можете сделать процесс настолько приятным, насколько хватит фантазии.

Совет 2. Ласка и физический контакт

Устанавливаем связь «чтение — удовольствие».

Для любого ребенка сидеть в обнимку с родителем, ощутить поцелуй приятно. Это создает ощущение безопасности и комфорта. Вы не просто сели почитать книгу, вы приготовились побыть вместе.

Совет 3. Выразительное чтение

Это особое чтение — ОЧЕНЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. По-настоящему вовлечь ребенка в мир, описанный в книге, под силу только эмоциональному чтению.

Попробуйте побыть актером, не стесняйтесь подурачиться и изобразить кого-нибудь с помощью речи и интонаций.

Для этого можно использовать приемы:

  • Изменение громкости голоса. Голос становится то тише, то громче, а особенно значимые слова и предложения могут выделяться очень громким голосом.
  • Понижение и повышение тона голоса. Читаете момент, связанный с таинственными событиями, — понижайте голос до громкого шепота. Если герой напуган и кричит: «Ой-ой-ой!» — прочитайте это писклявым голосом!
  • Изменение темпа и ритма — еще один способ справиться с монотонностью. В эмоционально напряженные или яркие моменты можно ускорять темп речи.
  • Изменение тембра. Делайте голос разным по тембру, пробуйте то хриплый, то скрипучий голос; то расслабленный, главное — разный!

Совет 4. Общайтесь с ребенком во время чтения

Каждый удобный момент делайте паузы в чтении. Это может быть ваша реакция на происходящее в книге, какой-то комментарий, вопрос к ребенку: «Тебе интересно?», «Ну ничего себе!»

Прервитесь на несколько секунд, чтобы рассмотреть картинку, поясните незнакомое слово. Все это переключает его внимание, тем самым не позволяя ему заскучать.

Совет 5. Чтение ребенка

Вот и пришло время самостоятельного чтения. Ребенок уже достаточно заинтересован происходящим. Он ВМЕСТЕ с родителем, ему комфортно и хорошо. Теперь ему можно передать бразды правления.

Для начала это может быть совсем небольшой кусочек текста. Главное — сохранить то ощущение вовлеченности и интереса, которое было до сих пор.

Слушайте ребенка! Смейтесь, пугайтесь, удивляйтесь! Показывайте, что чтение — это не только познание, это целая жизнь.

Совет 6. Обсуждайте с ребенком книгу

Вспоминайте героев, что они делали, чем были интересны, тогда чтение послужит развитию важнейшего качества ребенка — эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать эмоции, желания, мотивацию и намерения других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями.

Совет 7. Нельзя торопить ребенка или критиковать за ошибки в чтении. 

Если вы заметили ошибку, поправьте ее очень мягко, спокойным и ласковым голосом.

Если включить контроль, можно потерять всю проделанную работу! Совместное увлекательное чтение может превратиться в проверку техники чтения, и у ребенка возникнет ощущение, что он в школе и боится получить плохую оценку. В итоге удовольствие будет потеряно, а значит, пропадет и самое главное — желание.

После того как ребенок прочитал свой небольшой кусочек текста вы вновь можете продолжить чтение.

Совет 8. Ребенок и родитель чередуются

Продолжайте меняться с ребенком, читая по очереди. Пусть ребенок закончит, у него будет ощущение того, что он сам дошел до конца. Обязательно оцените позитивно: «Ого, сколько мы с тобой прочитали!»

Успеха вам, дорогие родители, бабушки и дедушки!

https://psy.systems/images/uploads/575bcbda76f5552afce36b74138a1fe5.jpg

Что сделать после прочтения книги?

* Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

* Что нового, интересного узнал?

* Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.

* Что запомнилось больше всего?

* Чему научила книга?

* Предложите ребенку нарисовать картинку к произведению.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ ?

* Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

* Не читать во время еды.

* Не загибать листы, пользоваться закладкой.

* Класть книгу только на чистый стол.

 * Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

 * Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам.

C:\Users\Директор\Desktop\1512378919173013580.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей

"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....

Консультация для родителей «Как хорошо уметь читать!»

Некоторые родители полагают, что если ребенка научить читать в раннем детстве, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение......

Учим ребенка читать «Как хорошо уметь читать!»

Рекомендация и консультация для родителей....

Консультация для родителей дошкольников "Как хорошо уметь читать!"

Консультация для родителей по подготовке детей  к чтению...

Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать"

Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинае...