Статья "Для заботливых родителей"
статья

Лысенко Любовь Владимировна

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Детям с речевыми проблемами сложно связно излагать свои мысли, как в устной форме, так и в дальнейшем в письменной речи (возникают нарушения письма). Все отклонения в развитии речи отражаются на формировании коммуникативных навыков, таким детям трудно поддерживать диалог с взрослыми и сверстниками. Поэтому задача всех заботливых родителей – обратить внимание на речевое развитие своего ребёнка как можно раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zabotlivyh_roditeley.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Для заботливых родителей

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Детям с речевыми проблемами сложно связно излагать свои мысли, как в устной форме, так и в дальнейшем в письменной речи (возникают нарушения письма). Все отклонения в развитии речи отражаются на формировании коммуникативных навыков, таким детям трудно поддерживать диалог с взрослыми и сверстниками. Поэтому задача всех заботливых родителей – обратить внимание на речевое развитие своего ребёнка как можно раньше.

Очень часто мамы и папы задают вопрос: «Как научить ребёнка правильно произносить звуки, начиная с младшего дошкольного возраста?»

Вот некоторые советы.

Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.

Наверное, многие из вас слышали такое выражение: «речь на кончиках пальцев». Это означает, что развитие детской речи тесно связано с развитием мелкой моторики рук. Чем лучше у ребёнка развиты пальчики, тем быстрее и чище он начнёт говорить. Пальчиковые игры можно использовать с самого раннего возраста. Они простые и забавные, улучшают память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику. Как видно из названия этих игр, главную роль тут играют движения пальцами. Самым ярким примером пальчиковой игры является всем известная присказка про сороку-белобоку. Каждому из нас читали её в детстве мамы и бабушки. Она существует в различных вариациях, но в основном текст её таков: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Дальше идет перечисление всех её деток, которых сорока накормила кашкой, при этом загибаются по очереди все пальчики на ладошке ребенка. Также можно поиграть с ребенком в «Гусей». Сложите ладонь так, как будто изображаете гуся (большой палец соедините со средней фалангой среднего пальца) и попросите ребенка сделать так же. После этого движением большого пальца изобразите, как гусь открывает клюв и разговаривает с малышом, приговаривая: «Гуси-гуси! Га-га-га! Есть хотите! Да-да-да!» Пускай ребенок тоже участвует в «разговоре» и отвечает вам такими же действиями. Это упражнение поможет ему в дальнейшем приучиться к правильному письму и обращению с карандашами и ручками.

Большое место в ваших домашних занятиях должны занимать игры и упражнения, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия. Например, ознакомление со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с конкретным образом (с - песенка воды, з - песенка комара, р - рычание собаки или тигра, ш - шипение сердитой кошечки и т. п.) . Также дети с интересом слушают и повторяют шуточные чистоговорки: «са, са, са - вот летит оса»; «зу, зу, зу – не боимся мы козу», «ши, ши, ши – играют малыши», «жа, жа, жа – мы нашли ежа». С детьми постарше можно проговаривать и заучивать более сложные чистоговорки, скороговорки, диалоги.

Как у бабушки Ариши,

Завелись в чулане мыши.

«Шу-шу-шу, ши-ши-ши»

Запасы были хороши.

За поселком у проселка в поле пела перепелка,

перепел прилетел, перепелку перепел.

Почему ты черен, кот?

- Лазил ночью в дымоход.

Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану съел.

Почему ты серым стал?

- Меня пес в пыли валял.

Так какого же ты цвета?

- Я и сам не знаю это.

Ритмичные, стихотворные формы чистоговорок и скороговорок, с повторяющимися определёнными звуками, способствуют формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, выразительности речи.

И ещё хочу посоветовать Вам, уважаемые родители, читайте своим детям произведения русского фольклора. Это пестушки, потешки, прибаутки, сказки, колыбельные песенки. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

В настоящее время существует множество печатных логопедических изданий и пособий, много информации в интернете. Придумывать разнообразные игры и упражнения для развития речи ребёнка вы можете и сами. Запомните: родители - главные, первые и самые близкие друзья своему ребёнку. Начинайте заботиться о его речевом и общем развитии уже с рождения. Помочь сформировать речь на её начальных этапах становления Вам вполне по силам.

Учитель-логопед ГБУ НСО ОЦДК

Купинского филиала Лысенко Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...

Методическая разработка во взаимодействии с родителями по речевому развитию "День заботливых родителей"

данная разработка поможет в интересной форме рассказать родителям о проблемах речевого развития детей 5-6 лет, а так же дать рекомендации по развитию речи....

Памятка для родителей "Рекомендации для заботливых родителей"

Рекомендации для родителей о воспитании детей...

Перспективные планы работы с родителями в семейном "Клубе заботливых родителей"

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагог...

Нетрадиционные формы работы с родителями по подпрограмме «Школа для заботливых родителей».

Презентация: "Нетрадиционные формы работы с родителямипо подпрограмме«Школа для заботливых родителей»....