Поколение рассредоточенных дошколят, или как не допустить электронной зависимости
статья

Бекасова Анастасия Юрьевна

В современном обществе компьютер и пространство интернета становятся обыденными, почти бытовыми явлениями. В связи с этим возникает проблема интернет - зависимости у детей, подчас даже самого раннего, дошкольного возраста. Ведь ни для кого не секрет, что современные родители, для того чтобы иметь больше свободного времени, часто используют телевизор или компьютер в качестве средства занятости своего ребенка.

Ещё несколько лет назад эта проблема не была актуальна для России, но сейчас, в связи с быстрыми темпами развития интернета в России, ситуация изменилась: все чаще и чаще специалисты, да и просто родители, отмечают у детей почти болезненную привязанность к нахождению в Сети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Поколение рассредоточенных дошколят, или как не допустить электронной зависимости

В современном обществе компьютер и пространство интернета становятся обыденными, почти бытовыми явлениями. В связи с этим возникает проблема интернет - зависимости у детей, подчас даже самого раннего, дошкольного возраста. Ведь ни для кого не секрет, что современные родители, для того чтобы иметь больше свободного времени, часто используют телевизор или компьютер в качестве средства занятости своего ребенка.

Ещё несколько лет назад эта проблема не была актуальна для России, но сейчас, в связи с быстрыми темпами развития интернета в России, ситуация изменилась: все чаще и чаще специалисты, да и просто родители, отмечают у детей почти болезненную привязанность к нахождению в Сети.

Некоторые врачи, особенно в США, даже предлагают считать интернет-зависимость особым заболеванием.

Сеть-это почти неисчерпаемый источник информации, а человек по природе своей любопытен, поэтому правильнее понимать интернет-зависимость как желание постоянно получать новую информацию.

В общем, в этом нет ничего плохого; проблема же заключается в том, что чрезмерное пребывание в сети выключает ребенка из нормальных социальных взаимодействий, вредит социализации, так как процесс общения в интернете носит специфический, по сути, односторонний характер. Дети дошкольного и раннего школьного возраста особенно любопытны, и поиск информации, просмотр мультфильмов и картинок в сети может стать почти навязчивым состоянием.

Собственно, приучают ребенка к этому родители, если с самого начала знакомства с компьютерной средой не устанавливают четкие и всегда соблюдаемые правила: сколько и что можно смотреть и искать в виртуальной реальности.  Последние годы актуальна проблема компьютерной зависимости, когда ребенок может часами играть в компьютерные игры, проявлять агрессию, если родители запрещают ему просиживать за компьютером.

« До самоизоляции 37% респондентов отметили, что не вводили ограничения на пользование компьютерной техникой, а еще 25% доверяли детям самим регулировать время, которое они проведут в интернете. Однако 17% давали младшим членам семьи лишь два часа на «зависания» в планшете и смартфоне, еще 15% ограничивали пользование гаджетами тридцатью минутами, а 6% самых строгих выдавали детям электронику лишь на 15 минут в день. 

Теперь, сообщило 20% участников опроса, дети тратят на гаджеты вдвое больше времени, чем раньше. 8% считают, что это время выросло втрое, а 16% респондентов признали, что дети проводят в интернете, соцсетях и за компьютерными играми целый день. 56% убеждены, что ничего не изменилось по сравнению с тем, что было прежде. Понятно, что такой ответ может предполагать, что «безлимитный режим» для электроники, приставок и т. п. был в семьях и раньше.

«Самоизоляция не должна стать оправданием того, что ребенок много времени проводит за планшетом и компьютером. Да, мы оказываемся ограничены в возможностях прогулок, подвижных игр, однако спектр игр, интересных для ребенка, широк. Ими вполне можно заниматься в условиях квартиры, дачи и пр. Играйте с детьми, чтобы время, проводимое с гаджетами, не становилось наибольшим в их жизни. Играйте с ними, задавайте сюжеты для новых игр, давайте разные роли и стимулируйте самостоятельную активность ребенка в игре. Помните, взрослый человек ребенку всегда интереснее картинки в мониторе. 

В изоляции важно поддерживать социальные контакты ребенка. Это и друзья по образовательным учреждениям, и родственники, и т. д. Общайтесь с ними дистанционно, делайте подарки и поделки, которые можно отправить по «волшебной почте» или положить в коробку, где детское творчество сохранится до реальной встречи.

Когда появится определенность сроков окончания самоизоляции, важно начать готовить к этому ребенка: постепенно уменьшать количество времени, проводимого с гаджетами, а также их значение для сына или дочери, чтобы к возврату в обычную жизнь гаджет не оказался их единственным и главным другом. Пусть вспоминают настоящих друзей, планируют, куда они сходят вместе после снятия ограничений и т. п. В психологии это называется методом постепенной десенсибилизации», - сказала клинический психолог, к.п.н., руководитель супервизорской поддержки специалистов «Горячая линия COVID-19» сервиса DocDoc Ольга Маркина.

Принято считать, что наиболее опасным с точки зрения возникновения зависимости от компьютерных игр является подростковый возраст, однако по данным исследований, уже в дошкольном возрасте может сформироваться симптомокомплекс компьютерной аддикции.

 Аддикция - от англ. «аddiktive» – пагубная привычка, пристрастие к чему–либо. Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности, которое достигается с помощью приема веществ, воздействующих на психику (алкоголь, наркотики, никотин, или сосредоточением внимания на определенных предметах и активных видах деятельности (длительное прослушивание ритмичной музыки, переедание или голодание, азартные игры, увлечение компьютером).

К негативным последствиям использования компьютерных игр относится нарушение развития речи, когда объем словарного запаса и связная речь отстают от возрастной нормы. Дети, проводящие за компьютером все свободное время, не могут грамотно писать и связно излагать свои мысли. Психологи причину отставания в развитии речи детей видят в отсутствии практики устного общения и сужении кругозора.

Причины возникновения компьютерной зависимости у ребенка:

1. Отсутствие должного внимания со стороны родителей (многих родителей устраивает, что ребенок сидит за компьютером, не шумит, не балует, не пристает с вопросами).

2. Нестабильные семейные отношения, проблемы общения со сверстниками. Застенчивые дети, не умеющие налаживать контакты с окружающими, чувствуют себя более комфортно в виртуальной реальности, т. к. это помогает им уйти от существующих трудностей.

3. Низкая самооценка ребенка. Когда родители или сверстники недооценивают его, а в компьютерной игре ребенок чувствует себя лучшим, победителем.

4. Отсутствие у ребенка серьезных интересов, увлечений, привязанностей.

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у ребенка? Полностью оградить ребенка от компьютера невозможно и нецелесообразно, но можно свести к минимуму риск возникновения отрицательных влияний.

Негативных последствий можно избежать, если:

-следить за играми, в которые играет ребенок. Психологи рекомендуют при выборе игры учитывать особенности темперамента. Ребенку – меланхолику лучше предложить игры с элементами соревнований, холерику- интеллектуальные, флегматику – спортивные, а для сангвиника полезны игры- конструкторы. Правильно подобранные игры помогут скорректировать недостатки, присущие тому или иному типу темперамента;

- предпочтение следует отдавать играм с исследовательской направленностью, которые формируют у ребенка познавательную активность, являющуюся залогом успешного обучения в школе в дальнейшем;

- уровень сложности игры должен соответствовать возможностям ребенка, поскольку прохождение слишком легкой игры не окажет развивающего эффекта;

- компьютер лучше разместить в общей комнате, это поможет вам следить за тем, во что играет ребенок, какие фильмы смотрит и где бывает в Интернете;

- использовать технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля. «Семейная безопасность» в Windows live – поможет отслеживать контакты и интересы ребенка даже с другого компьютера, а также с помощью фильтра установить запрет к отдельным играм, сайтам, программам и ограничить время пребывания ребенка за компьютером;

- предложить ребенку другие возможности времяпрепровождения: прогулки, походы в кино, посещение секций и кружков и т. п.

Еще одним важным направлением профилактики зависимости от компьютерных игр является демонстрация ребенку, не менее интересных возможностей компьютера. Уже в дошкольном возрасте ребенок может овладеть азами программирования, веб-дизайна, компьютерной графики и анимации, использовать компьютер в познавательных целях, для поиска информации.

Для того чтобы компьютер стал помощником для ребенка, удобным инструментом для работы и творчества, необходимо, чтобы родители вместе с ним осваивали захватывающий компьютерный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме "Электронная зависимость детей и подростков"

Консультация по теме "Электронная зависимость детей и подростков"...

«Работа с родителями по профилактике электронной зависимости у детей»

laquo;Работа с родителями по профилактике электронной зависимости у детей»...

Поколение рассредоточенных дошколят или как не допустить электронной зависимости.

Проблема развития детей, которые часто пользуются гаджетами....

Критическое мышление - средство от электронной зависимости

Цифровое общество агрессивно навязывает людям свои стандарты жизни. Количество информации вокруг нас растёт в геометрической прогрессии. Даже взрослым подчас сложно отделить нужное от ненужного, правд...

Поколение детей с электронной зависимостью.

Поколение детей с электронной зависимостью.   С появлением в нашей жизни электронных помощников появилась и новая проблема: электронная зависимость. И если при упоминании этой проб...

Консультация для родителей (Как не допустить цифровой зависимости у ребенка)

Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Ситуация сложилась на самом д...

Консультация для родителей по теме: «Электронная зависимость детей и подростков»

Консультация для родителей по теме: «Электронная зависимость детей и подростков»...