Консультация для педагогов и родителей
консультация

Ольга Алексеевна Головина
Формирование элементарных математичеспих представлений у детей старшего возраста в соответствии с Фгос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 830» _____________________________________________________________________________           125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-13-45

ИНН/КПП 7733826016/773301001   ОГРН 1127747247100   ОКПО 13265763   E-mail: 830@edu.mos.r

Консультация для родителей и педагогов

Формирование элементарных математических представлений

 у  дошкольников старшей группы

в соответствии с ФГОС.

                                               Подготовила воспитатель гр. 5.6

Головина О.А.

               Москва 2021

Дети должны знать. Количество счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенства из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 меньше 6 на 1, 6 больше 5 на 1).

Отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу в пределах 10.

Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10. Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу в пределах 10.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин – всех игрушек поровну – по 5).

Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 – это один, ещё один, ещё один, ещё один и ещё один.

Формирование первичных представлений о натуральных числах.

Первый, подготовительный этап. Основное внимание уделяется формированию умения устанавливать взаимно-однозначное соответствие между сравниваемыми множествами – равночисленными (эквивалентными) и не равночисленными. Только после этого педагог постепенно подводит детей к пониманию смысла количественной характеристики множества, которую мы называем числом. Пример. На фланелеграфе в разброс выставляются  10-16 квадратов, кружков. Цель задания сводится к тому, чтобы дети могли установить взаимно-однозначное соответствие, определить, чего больше: кружков или квадратов. Если группа хорошо подготовлена, педагог подбирает большее количество предметов, визуально схожих.

Форсировать этот этап обучения (или сокращать), чтобы перейти к другой теме – к способу сравнения множеств на основе пересчета, - не следует. Необходимо время. У детей, во-первых, должен сформироваться устойчивый стереотип правильных действий; во-вторых, этот, этот стереотип должен перейти во внутренний план действий. Поэтому  необходимы упражнения на уравнивание сравниваемых множеств.

В ходе второго этапа работы используется приём пересчета. Задания могут быть примерно такими: определить общее у данных множеств; сказать, чем они похожи. Или выбрать похожие множества; сказать, чем они похожи.

Понятно, что большая часть нагрузки на этом этапе обучения приходится на механическую память. Поэтому на первых порах, чтобы закреплять названия числительных по порядку, педагог обязательно предлагает детям сопровождать ответы действиями с предметами, т.е. откладывать предмет (цветной кружок), показывать, перемещать с места на место; при счете обязательно определять место предмета – справа, слева. При этом смысл нумерации предметов множества, процесс счета не затрагивается.  

Два этапа работы над темой «Числа в пределах 10» не означает того, что первый этап педагог проводит с детьми младшего дошкольного возраста, а второй – старшего. Речь идет о необходимой последовательности заданий, которые реализуются как в ходе тематически взаимосвязанных занятий, так и на одном занятии.

Дети должны знать. Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5 – 10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая – немного уже, красная – ещё уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Учить называть части полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Методика знакомства дошкольников с величинами предусматривает несколько этапов.

Первый этап. Дети учатся выделять и распознавать свойства и качества предметов, поддающихся сравнению. Сравнивать без измерения можно длину (на глаз, приложением, наложением), массу (прикидкой на руке), ёмкость (на глаз и наложением), время (ориентируясь на субъективное ощущение длительности или какие-то внешние признаки этого процесса: времена года различаются по сезонным признакам в природе, время суток – по движению солнца и т.п.). На этом этапе важно подвести детей к пониманию: есть качества предметов субъективные (кислое – сладкое), объективные, но они не позволяют произвести точную оценку (оттенок цвета). В то же время есть качества, которые позволяют точно оценить разницу (на сколько больше – меньше).

Второй этап. Дети учатся сравнивать величины, используя промежуточную мерку произвольной длины. Данный этап очень важен для формирования представлений о самой идее измерения. Мерку дети могут выбирать произвольно (для ёмкости подойдет стакан, для длины  - кусочек шнурка, для площади – тетрадь и т.п.). но можно воспользоваться промежуточными мерками – метками: палочками, фигурками, пуговицами, кубиками и т.п. Отмечая каждую отложенную (отмеренную) мерку, например, кружком, дети получают условную предметную модель процесса измерения величины – её называют меточная форма числа. Фактически это числовая фигура, соответствующая количеству мерок, полученному при измерении данной величины. Меточная форма числа устанавливает связь между числом как мерой величины и числом как характеристикой количества (в данном случае количества мер) в наглядной форме. По завершении достаточно сосчитать метки мерок, чтобы получить численное значение величины (например, 38 попугаев). Чем полезен этот приём? Он позволяет обогатить задания на измерение величин заданиями на сравнение, уравнивание, установление разницы (на сколько больше – меньше). Тем самым  у детей не только формируются адекватные представления о понятиях «величина», «мера величины», но и облегчается подготовка к обучению решению задач в начальной школе.

Третий этап. Дети знакомятся с общепринятыми стандартными мерами и измерительными приборами (линейка, весы, часы и т.д.).

Дети должны знать. Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

Дать представление о четырёхугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника.

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов – прямоугольные, поднос и блюдо – овальные, тарелки – круглые и т. д.

Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Учить на конкретных примерах, устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»

В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...