Практикум-семинар для родителей "Играем и речь развиваем!"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Мероприятие разработано с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей путем использования речевых дидактических игр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum-seminar_dlya_roditeley.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 1 «Сказка» пгт. Джубга

муниципального образования Туапсинский район

план – конспект

практикума-семинара для детей и родителей

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

тема: Играем и речь развиваем

Подготовил учитель-логопед

МБДОУ ДС  № 1 «Сказка»  пгт. Джубга:

Хрипунова Алла Антоновна

Цель:

  • внедрение в практику работы форм и методов взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения детей;
  • повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через использование речевых  дидактических игр и упражнений;
  • совершенствовать стиль партнерских отношений с семьей; создать атмосферу общности интересов;
  • раскрыть ценность совместной деятельности детей и родителей.

Оборудование:

Материал для предметных, настольно-печатных игр, мяч, выставка игр, материал для изготовления игровых пособий  с целью  закрепления звуков в речи, мольберт.

План практикума-семинара

I. Теоретическая часть.

Выступление учителя-логопеда "Дидактическая игра как средство развития речи"

II. Практическая часть

Совместная деятельность детей и родителей

  • Речевая разминка.
  • Дидактические игры с предметами
  • Дидактические игры с картинками (настольно-печатные)
  • Словесные дидактические игры
  • Изготовление дидактических игр родителями совместно с детьми

III. Заключительная часть

Ход:
I. Теоретическая часть.

Выступление учителя-логопеда

"Дидактическая игра как средство развития речи"

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на встрече, которая посвящена важной теме о роли дидактических игр в речевом развитии детей.

   Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

 Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем  не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о дидактических играх, в которые мы играем в детском  саду и  в которые мы советуем играть дома.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия специалистов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Разнообразные игровые ситуации, созданные логопедом, побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности. Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игр оптимизирует коррекционно-развивающий процесс, способствует повышению его результативности.

В непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда игровые технологии используются постоянно. Без них занятия превращаются в обыденные и не создают нужного эмоционального эффекта. Дидактические игры и упражнения в коррекционно-развивающем процессе позволяют комплексно решать речевые задачи.

    Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми.

   Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, решая которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата, игровое действие – основа игры, является рисунком сюжета игры, правило, которое помогает управлять воспитательно-образовательным процессом. В игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей в усвоении знаний и умений.

   В процессе таких игр у детей улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку. Очень важно то, что, осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух.  Учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать, т. е. развиваем мышление дошкольников. Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении русского языка и литературы в школе.

Можно  выделить  следующие виды дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т

 Игры – поручения  по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
 
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.     Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

II. Практическая часть

Речевая разминка.

1.Переведите пословицу на русский язык.

2.Какая пословица подходит к сказке?

3.Прочитайте пословицу о правильной речи.

4.Расшифруйте фразеологизмы.

Дидактические игры с предметами

1 ребенок:

Есть игрушки у ребят, в ряд на полочках стоят,

Есть предметы разные, нужные и важные,

Мы хотим вам показать, как с предметами играть!

2 ребенок:

- Уважаемые родители, покупки сделать не хотите ли?

В нашем магазине предметы из резины,

 Из дерева, металла, разного материала!

Купите предмет всего за три слова,

 КАКОЙ предмет? И покупка готова!

Какие слова сказать о предмете:

Какой он формы, какого цвета,

Маленький или большой предмет,

Какой на ощупь, мягкий или нет,

И другие слова называйте и предмет покупайте!

Игра «Магазин»

Выходят пары ребенок-родитель и называют признаки предмета.

Дидактические игры с картинками (настольно-печатные)

3 ребенок:

В игры с картинками дружно играем,

Слова называем, слова повторяем,

Лишнюю картинку убираем,

Картинки одним словом называем.

«Четвертый лишний»

«Назови одним словом»

«Посчитаем»

«Назови ласково»

«Угощение для животных»

«Много и одна»

«Варим вкусное варенье, сладкоежкам угощение»

Словесные дидактические игры

С детьми мы весело играем

С картинками, словами,

Мы и взрослых призываем: играйте вместе с нами!

Игры речевые, не простые, интересные, порой смешные,

Содержательные, занимательные,

Речь развивающие, увлекательные!

 В словесных играх большую помощь нам окажет мяч

1,2,3,4,5- Будем мы с мячом играть!

Пара «ребёнок – родитель» получает мяч.

Игры с перебрасыванием мяча:

 «Маме мяч бросай – животных называй» ( посуду, обувь, транспорт, мебель и т.д.)

«Кто что делает?»( собака – лает, спит, грызёт косточку, сторожит дом; мама – ходит, спит, танцует, бегает, гладит, стирает и т.д.)

 «У кого – кто?» (образование названий детёнышей животных)

 «Один – много» (мн.ч. И.п.) – мяч-мячи

 «Из ладошки в ладошку мяч бросай, слово на части разделяй»

 «Мяч друг другу мы бросаем, посуду (мебель, фрукты…) называем»

Изготовление дидактических игр родителями совместно с детьми.

 Я вам предлагаю всем дружно вместе изготовить развивающие  дидактические игры. Они изготавливается быстро и не требует особых усилий.  Итак, начнём!

Для того, чтобы заинтересовать ребенка в проговаривании звуков в словах, вам помогут игровые пособия-тренажеры. Это логопедические гармошки, звуковые цветы. Изготовить из несложно.

Для различения звуков С-Ш, З-Ж нам помогут игровые тренажеры. Сегодня мы их изготовим.

Родители разбиваются на группы. Каждая группа занимает свой игровой стол.
На столах разложены различные материалы для выполнения заданий, листы бумаги, карандаши, ручки.

III. Заключительная часть

Нам  хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии:

 -Понравилась ли вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
-  Какие конкретные игровые приёмы вы будете использовать дома?

-Чему могут научить ребёнка дидактические игры?
- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума?
 

   Логопед:

Уважаемые родители! Нам было приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Желаем вам успехов!

        Просим оценить нашу встречу. Желающие могут написать отзывы, свои предложения. Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!

                                                                               

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум -семинар для воспитателей детского сада по теме "Золотая Хохлома".

Уважаемые коллеги!  Представляю свой опыт работы как педагога дополнительного образования в детском саду.В семинаре отражены :-вопросы  истории возникновения  и развития Хохломского иск...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Практикум- семинар «Организация работы с детьми по физическому развитию с учетом разного уровня двигательной активности»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в организации работы по физическому развитию дошкольников с разным уровнем двигательной активности ...

Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Родительское собрание игровой практикум -семинар на тему: "Развиваем мелкую моторику рук у детей"

ознакомление родителей детей среднего дошкольного возраста с влиянием мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей...

семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»

Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...