Развитие связной речи
методическая разработка (подготовительная группа)

Кирсанова Светлана Николаевна

Материал по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

  1. Основные виды речи
  1. Развитие диалогической речи

Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п.— основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более пли менее мотивированно отстаивать свое мнение.

  1. Развитие монологической речи

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль па главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединения фраз. Самый распространенный способ соединения предложений — это цепная связь. Основными средствами данной связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку), лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно), синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок веселится).

Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, ребенок учится избегать повторений одного и того же слова.

Предложения могут соединяться и с помощью параллельной связи, когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже противопоставляются (Дул сильный ветер. Заяц спрятался в норе).

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, давать заглавие тексту.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказываний: описание, повествование, рассуждение.

Описание — это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Для текстов-описаний используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество как лучик присоединяется к характеристике предмета.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у ребенка элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования — передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

Структура повествования более жесткая, чем в описании, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования — это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).

Важная роль в построении повествования отводится обучению детей разным способам организации зачинов (слова однажды, как-то раз, может быть указано место и (или) время события, действия).

В повествовательном типе высказывания используются самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий.

Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине (по серии сюжетных картин).

Работа над формированием представлений о структуре повествовательного текста развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

Рассуждение  это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит в себе тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении могут доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.

Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у ребенка умений логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе текста, как рассуждение.

Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказ по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнения.

  1. Особенности связной речи детей дошкольного возраста

У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.

Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития речи: обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Малыш правильно строит простые предложения, используя разные слова и различный их порядок: Лиля будет купаться; Гулять хочу; Я пить молоко не буду. Появляются первые придаточные предложения времени (когда...), причины (потому что...).

Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысячи слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.

Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные (Спрятала игрушку, которую мама купила; Если дождик кончится, пойдем гулять?).

В диалогической речи дошкольники этого возраста употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывание товарища.

Структура речи также еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда).

Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи все же остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

Развитие детских представлении и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности — умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.

Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.

Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных.

Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе, еще нуждаются и предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явления:.! еще недостаточно развито.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

Особое внимание в младшем дошкольном возрасте уделяется развитию навыков разговорной речи. К каждому инициативному высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что-то или кого-то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка («Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку. Кто нарисован на этой картинке?»).

Педагог улавливает смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи — пересказом и рассказом.

Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

  1. Развитие связной речи
  1. Развитие связной речи во второй младшей группе

Только взаимосвязь в решении разных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа) является предпосылкой для развития связной речи.

Детей подводят к пересказыванию литературных произведений, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем совместно с ним.

При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию картины и подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, ее качеств и действий, назначения предметов, и подводятся к составлению рассказов.

Совместное со взрослым рассказывание предполагает обучение ребенка построению коротких связных высказываний. Взрослый должен начать предложение, а ребенок закончить его («Это ... лиса. Она ...»).

Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказываний (описательного и повествовательного типа).

При описании предмета его сначала называют, затем рассказывают о его качествах, свойствах, назначении, цвете, форме и далее об особенностях и характерных признаках (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, картинки).

Обучая детей составлять рассказы повествовательного типа, надо развивать умение видеть структуру рассказа (начало, середина и конец), побуждать к употреблению соответствующей глагольной лексики.

Важно знакомить детей с разнообразными схемами построения повествования. Сначала надо научить ребенка строить совместное со взрослым высказывание из трех предложений («Пошел зайчик ... Там он встретил ... Они стали ...»), а затем увеличивать число последних.

В совместном рассказывании функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. К самостоятельным высказываниям лучше всего подводить детей в игре (драматизация знакомых сказок), подсказывая определенную последовательность повествования или описания, необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.

Следует учитывать разный речевой уровень детей, поэтому особое значение имеют индивидуальная работа с каждым, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и вне их.

Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Руководство со стороны взрослого осуществляется в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Детям с высоким уровнем речевого развития можно предлагать короткие, но довольно сложные по содержанию схемы («Наступила ... Ребята ... Они стали ...»; «Была ... Маша ... И тогда ...»).

В индивидуальном общении легче обучать детей рассказыванию на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни).

  1. Развитие связной речи в средней группе

В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

Рассказывая по картинке, дошкольники учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов на темы из личного опыта (по аналогии с содержанием картинки). Рассказы об игрушках дети вначале составляют по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают освоение высказываний разного типа — описания и повествования — и подводят к рассуждению.

Серьезное внимание необходимо уделять развитию описательной речи, т. е. учить детей сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки, описывать их по следующей схеме: 1) указание на предмет, называние его; 2) оценка предмета или отношение говорящего к нему. Такой подход воспитывает у ребенка умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета высказывания, описание его свойств и качеств, конечная оценка, отношение к предмету).

В средней группе продолжается формирование навыков повествовательной речи. Взрослый принимает непосредственное участие в составлении рассказов (совместное рассказывание), стараясь, чтобы дошкольники глубже осознали структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом» и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз... Собрались звери на полянке... Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...»). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Важно, чтобы дети учились включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Параллельно развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Широко используется в средней группе такая форма, как коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или сверстником.

Эта форма работы подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам, когда один рассказывает начало, другой по следующей картинке продолжает развивать сюжет, а третий заканчивает изложение. Взрослый помогает при переходе от одной картинки к другой словами-связками («и вот тогда», «вдруг», «в это время»).

Специально выделим в обучении рассказыванию роль индивидуальной работы с детьми при описании игрушек, картинок и при подведении ребенка к самостоятельному рассказыванию.

Задания, направленные на развитие связной речи, органически сочетаются с лексическими и грамматическими упражнениями.

Обучение связным высказываниям совершенствует навыки составления описательных и повествовательных рассказов, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова.

  1. Развитие связной речи в старшей группе

В процессе пересказывания литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.

В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает отображение места и времени действия, придумывание предшествовавших и последующих событий.

Рассказывание по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

В старшей группе дети также составляют рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции, к выразительности речи.

Детей учат составлять рассказы на темы из их личного опыта как описательные и повествовательные, так и контаминированные (смешанные).

В процессе работы у дошкольников формируют элементарные представления о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, обеспечивающие его целостность. Необходимо научить ребенка осмысливать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности и завершать его. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель — круг, разделенный на три части: зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети будут самостоятельно составлять текст. При этом особое внимание необходимо уделять формированию у ребенка навыков контроля за собственной речью путем ее прослушивания в магнитофонной записи.

  1. Развитие связной речи в подготовительной группе

Эта задача тесно связана с другими речевыми задачами: освоение богатств родного языка, правильное грамматическое и фонетическое оформление высказываний.

На первом плане стоит формирование умений строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.

Дети должны осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец).

Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах (пересказ литературных произведений, рассказывание по картине (игрушке), на темы из личного опыта, творческое рассказывание на самостоятельно выбранную тему), однако задачи в каждом виде усложняются.

По сериям сюжетных картинок дети составляют высказывания коллективно (группами). Варианты предъявления картинок самые разнообразные (сначала все картинки закрыты, затем открываются по одной, или открывается только последняя картинка, или картинки открывают через одну и т. п.). Дошкольников учат отображать в рисунках недостающие структурные части высказывания, предлагая нарисовать «начало» и «конец» к картинке. Распределение на группы для рассказывания по первой, второй или последней картинке, с одной стороны, развивает представления о композиции рассказа, а с другой — умение договариваться.

Развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно-образного и логического мышления.


Заключение

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку: 1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно); 2) формирование грамматического строи речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа); 3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).


Литература

1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Ф. А. Сохина. М., «Просвещение», 1976.

2. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; Под ред. О.С. Ушаковой — М.: Изд-во «Совершенство», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...