Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
картотека

Крылова Мария Васильевна

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колпачок и палочка

Цель: учить детей внимательно слушать и различать      звуки.

Оборудование: картонный колпачок, по объему больше головы ребенка, и палочка.

Ход игры. Дети встают в круг. Водящий («Волшебник») надевает колпачок и берет в руки      

«волшебную палочку» и встает в центр круга. «Волшебник» начинает вращаться, потом останавливается. Ребенок, на которого указала «Волшебная палочка», говорит: «Узнаешь мой голосок? Назови меня дружок! «Волшебник» должен угадать, кто его позвал.

 Кто разбудил мишутку?

Цель: учить детей внимательно слушать и различать окружающие звуки.

Оборудование: игрушка мишка.

Ход игры. Ребенок с мишкой сидит спиной к играющим детям и убаюкивает мишку. Один из играющих детей говорит: «Мишка, Мишка, хватит спать, уж давно пора вставать!» Ребенок с мишкой поворачивается к играющим и угадывает того, кто его разбудил.

 Что звучит?

Цель: учить  детей внимательно слушать и различать звуки.

Оборудование: маска-бабочка без прорезей для глаз и гимнастическая палочка.

Ход игры. Водящий в центре круга с палочкой в руках и в маске. Пока дети идут по кругу, водящий говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, будет палочка стучать!» и стучит о пол палкой. Тот ребенок, который оказался напротив водящего, зовет его по имени. Водящий должен угадать кто его позвал.

 Кто идет?

Цель: учить детей внимательно слушать и различать звуки.

Оборудование: металлофон и ширма.

Ход игры. На металлофоне наигрывается мелодия на высоких («шаги зайчика») и низких («шаги медведя») нотах. Детям предлагается изобразить то животное, чьи шаги они услышали.

 Что выбрал Петрушка?

Цель: учить детей узнавать на слух источник звука.

Оборудование: три музыкальные или озвученные игрушки.

Ход игры. Кому-нибудь из детей надевается на голову колпачок Петрушки. Петрушка заходит за ширму, выбирает одну из лежащих там игрушек, затем показывает как она звучит. Остальные дети должны догадаться, какую игрушку выбрал Петрушка.

 Звуковые загадки

Цель: учить детей внимательно слушать, различать и воспроизводить звуки.

Оборудование: три звучащие игрушки.

    Ход игры. Воспитатель за ширмой издает звук с помощью какой-либо игрушки. Дети говорят: «Голосок  мы услыхали и игрушку отгадали. Ты…(называют игрушку)», а затем голосом воспроизводят слышанный звук.

Что услышал?

Цель: учить детей узнавать и различать звуки окружающего мира.

Оборудование: картинки: лошадка, дождь, ручей, опавшая листва, сосульки, стаканы с водой, металлофон, лист бумаги, ширма.

Ход игры. За ширмой с помощью металлофона, воды и бумаги  извлекать  звуки: шум дождя, журчание ручья, цоканье копыт, шуршание листвы, весеннюю капель. Дети должны выбрать соответствующую услышанному звуку картинку.

Подбери пару

    Цель: учить детей различать шумовые звуки.

    Оборудование: парные пластиковые оболочки от «Киндер сюрпризов», наполненные крупами, песком, пуговицами и т.д., помеченные зеленой и красной полосой.

    Ход игры. Ребенок извлекает звук из коробочки с зеленой полосой, находит коробочку с красной полосой, звучащую точно так же.

Угадай, кто позвал

     Цель: воспитание слухового восприятия, внимания, памяти.

    Ход игры. Воспитатель ставит детей в круг и просит детей позвать друг друга по очереди (по кругу). Так дети запоминают голоса друг друга. Затем вызванный педагогом ребёнок  отворачивается. В это время водящий, которого раньше выбирают считалочкой, подходит к кому-нибудь из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя отвернувшегося, который должен не поворачиваясь, по голосу узнать зовущего. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

 Кто что слышит

     Цель: воспитание слухового восприятия, внимания, сообразительности, умения обозначать словом звуки.

     Оборудование: различные звучащие предметы.

     Ход игры. На столе у взрослого стоят звучащие предметы: колокольчик, книга, игрушечное пианино и т.п., т.е. всё, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре. Затем за ширму приглашается ребёнок, который там играет, например на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Дети убеждаются, что не ошиблись. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издаёт.

 Где постучали?

Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.

Оборудование: палочка, стульчики, повязка.

Ход игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один-водящий выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Взрослый обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею об стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора!». Водящий должен искать палочку. Если он ее находит, то садится на место того, у кого она была, а тот идет водить,а если нет -  продолжает водить.

 Красный - белый

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: по 2 кружка красного и белого цвета на каждого ребенка

Ход игры. Взрослый предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

 Где звонили?

Цель: определение направления звука

Оборудование:  звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.)

Ход игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: ”Пора” и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает инструмент. Если водящий укажет направление неверно, он снова водит, пока не угадает.

 Скажи, что ты слышишь?

Цель: воспитание слухового восприятия, накопление словаря и развитие фразовой речи.

Ход игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

 Наседка и цыплята

Цель: закрепление понятий о количестве, развитие слухового восприятия.

Оборудование: шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят

Ход игры. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У детей-цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке

Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке 3 цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи)

                               Угадай, что делать

Цель: развитие слухового восприятия и координации движений

Оборудование: по 2 флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен

Ход игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Взрослый ударяет в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Бубен звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

 Жмурки с колокольчиком

Цель: развитие слухового восприятия и ориентации в пространстве

Оборудование: колокольчик, повязки

Ход игры.

Вариант 1. Дети сидят на стульчиках по одной линии или полукругом. Одному из детей завязывают глаза, а другому ребенку дают в руки колокольчик. Ребенок с завязанными глазами должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Продавец и покупатель

Цель: развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи

Оборудование: коробки с горохом и различной крупой

Ход игры. Один ребенок - продавец. Перед ним две коробки (потом можно до 5-6), в каждой разный вид продуктов (горох, пшено, мука и т.п.) Покупатель входит в магазин, здоровается и просит продать ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой, требуемый ему товар. Взрослый, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

 Похлопай также

Цель: развивать слуховое восприятие, восприятие ритма.

Оборудование: металлофон (бубен, музыкальный молоток, треугольник).

Ход игры. Взрослый отстукивает на металлофоне какой-либо ритм, и просит ребенка повторить его хлопками.

 Шумы

Цель: учить детей воспринимать и различать звуки окружающей жизни.

Оборудование: аудиокассета с записями звуков из реальной жизни и соответствующие звукам предметные картинки.

Ход игры. Ребенок слушает пленку и выкладывает перед собой картинки с теми шумами, которые слышит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Игра "Чей звук". Данная игра помогает развивать слуховое восприятие ребенка, также формирует усидчивость и внимание во время занятия. Материал: бубен, маракас, погремушка. Перед ребенком выкладываем к...

Картотека игр на развитие слухового восприятия у детей раннего возраста.

Развитие речи у детей раннего возрата является сенситивным периодом. Поэтому так важно проводить с детьми игры на развитие слухового восприятия и внимания....

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

В публикации представлены игры на развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста....

Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Упражнение для развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Упражнения для развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста(игры могут быть использованы для детей младшего возраста, а также для детей с нарушением слуха)Целью упражнений по развитию сл...

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно сл...