Презентация для родителей "Играем - словарь пополняем"
презентация

Ланина Светлана Геннадьевна
Для дошкольников с ОВЗ характерно резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов. Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на развитие словарного запаса, на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ «Играем-словарь пополняем-развитие словарного запаса» Учитель-логопед: Ланина С.Г. МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка»

Слайд 2

Богатство любого языка – в его словах, а русский язык известен во всем мире своим разнообразием. Благодаря этому каждый из нас может разговаривать, передавать свои мысли, красноречиво выражаться. Точность подбираемых нами формулировок и красота речи напрямую зависят от объема словарного запаса, которым мы располагаем. Чем больше слов мы знаем, чем чаще их употребляем, тем ярче и красочнее наша речь, тем точнее мы передаем смысл. К тому же богатый словарный запас является свидетельством интеллектуального развития человека. Он может пригодиться нам на работе, в учебе, при публичных выступлениях, в обычном повседневном общении. Вот почему развитие словарного запаса так важно и даже необходимо.

Слайд 3

Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 – 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, более устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5 – 6 лет запас слов ребенка увеличивается до 3000 единиц .

Слайд 4

При недоразвитии могут проявляться тревожащие родителей моменты (то,на что необходимо обратить Ваше внимание): - ребенок неактивен в речевом общении; - он не может связно рассказать о происходящих событиях; наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире. Для дошкольников с ОВЗ характерно резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов. Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на развитие словарного запаса, на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

Слайд 5

Игры на обогащение словаря ребенка «Доскажи словечко» Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей …(чирикает). Сова летает, а заяц…(бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади …(жеребенок) и т.д.

Слайд 6

«Давай искать на кухне слова» На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

Слайд 7

« Игра «Скажи по-другому» ( подбор синонимов к заданному слову ) Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Отыскать – найти; зябнуть – мерзнуть; шалить – баловаться.

Слайд 8

«Угощаю» Давай вспомним слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и кладет вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Слайд 9

«Я заметил» Давай проверим кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

Слайд 10

«Приготовим сок» Из яблок…(яблочный); из груш…(грушевый); из моркови, сливы, вишни, апельсина, лимона и т.п. Справились? А теперь наоборот : апельсиновый сок из чего? И т.д.

Слайд 11

«Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становиться красным (синим, зеленым, прозрачным и т.д.).Посмотри вокруг, какого цвета все стало скажи?»(красный стол и пр.)

Слайд 12

Упражнение на подбор антонимов. Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Высоко – низко Потерял – нашел Пришел - ушел Сухой – мокрый Далёкий - близкий Игра «Наоборот» («Спорщики»).

Слайд 13

Взрослый называет одно – два слова, а ребенку нужно подобрать как можно больше близких по значению слов. Пища – еда, корм, продукты Жилище – дом, квартира, здание Игра «Кто больше?» Взрослый предлагает ребенку как можно больше: - названий предметов к названию действия: Кто бежит? (Человек, зверь) Что бежит? (время, ручей, река, молоко) - действий к предмету: Человек что делает? (живет, идет, поет, спит, ест, учится и т.д.) - Признаков к предмету: Зима какая? (белая, снежная, холодная, вьюжная и т.д.) Игра«Продолжи цепочку»

Слайд 14

Игра для родителей «Такие старые слова» Устаревшие слова редко используются нами, однако встречаются, особенно в классической литературе. Зачастую объяснить их значение не каждому по силам. Я предлагаю вам выбрать один из вариантов толкования устаревшего слова: Отопки – несгоревшие дрова или стоптанные башмаки? Книгочей – любитель чтения или библиотекарь? Вертун – вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница? Каракуль – ценный мех или непонятная запись? Сирый – волк или сирота? Хмарь – темнота, пелена тумана или преступник? Тараторка – тот, кто много говорит или сорока? Карла – ворона или человек маленького роста? Шамкать – есть не спеша или говорить невнятно? Катанки – санки или валенки?

Слайд 15

Как выражают мысли наши дети. Что такое «Беседка»? Беседка – это запасной домик! Беседка - … там комары и туда еще можно ходить. Беседка – у меня только от комаров есть СЕТКА, а БЕ– СЕТКИ у меня нет!

Слайд 16

Что такое Ракета? – Чтобы летать на луну к бабушке! Что такое спутник? – Спутник – это магазин такой! Ты летала когда-нибудь на самолете? – У меня нет самолёта! Сколько ног у собаки? – По две с каждой стороны! У тебя есть друзья? – Да! Соня – подружка, и еще Полина – двоюродная подружка!

Слайд 17

Игра с родителями «Пойми меня». Подбор синонимов к заданному слову. Слова: аппетитный, ложь, крупный, верный, наслаждение, отчизна, глупый, собрание, печаль, исцеляет, ласковая, корм, тревога, смелый.

Слайд 18

И еще несколько рекомендаций.. Загадывайте ребенку загадки, выраженные своими словами (упоминая признаки и действия к этому предмету) об овощах, фруктах, одежде, животных домашних и диких, о посуде, мебели, транспорте и т.д. Отгадку ребенок пусть дает с объяснением того, как он догадался. Одно из любимейших упражнений на наших занятиях – самостоятельное составление загадок-описаний детьми по определенному плану. Например, об одежде. Пусть ребенок опишет цвет, величину, форму, материал, из которого сделана одежда, времени года, когда ее носят.

Слайд 19

Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию и доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Попросите ребенка объяснить что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и тому подобные. Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы сами будете проявлять интерес к подобным занятиям, ребенок будет стремиться возвращаться к ним. Обсуждайте увиденное после посещения спектаклей, музеев, парков, зоопарка и других событий в вашей жизни. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте своё!

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"СЛОВАРЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ для самых маленьких"

Наверняка вы не раз слышали слово ЭКОНОМИКА и, может быть, уже знаете, что слово это греческое и переводится "как искусство ведения домашнего хозяйства". Сейчас этим словом называют "хозяйство всей ст...

Развлечение для детей первой младшей группы детского сада «Мои любимые сказки» Выполнила и провела Новоселова Л.В. Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказок, пополнять словарь детей, обогащать и уточнять значения слов – названий животных;

Развлечение для детей первой младшей группы детского сада «Мои любимые сказки»Выполнила и провела Новоселова Л.В.Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказок, пополнять сл...

Словарь пополняем - речь развиваем!

Презентация. Словарь пополняем - речь развиваем!...

Развитие речи. Презентация для диагностики. Словарь.

Развитие речи. Презентация для диагностики. Словарь.Ссылка:https://nsportal.ru/tatyana-vladimirovna-kvasova...

Как пополнить словарь у детей дошкольного возраста.

Данный материал полезен для родителей, воспитателей, логопедов....