Консультация для родителей "Одаренные дети. Советы и рекомендации"
консультация

Петрова Светлана Витальевна

Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень важно, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_odarennye_deti.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

          КОНСУЛЬТАЦИЯ

            ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Одаренные дети. Советы и рекомендации»

В зависимости от возраста ребенка выделяют  категории одаренности:

  • Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).
  • Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определенных видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.  
  • Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в  старшем школьном возрасте.

Особенности, которые можно заметить у Вашего ребенка:

  • Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и вне учебный материал, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен вы сокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.
  • Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.
  • Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
  • Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.
  • Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость ысокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.

Как обращаться с одаренными детьми?

В случае с одаренным ребенком главный принцип – не навреди. Нередко дети становятся заложниками амбиций старших, от них ждут большего, чем они могут достичь, буквально заваливая занятиями, репетиторами, кружками и секциями. У таких детей просто украдено детство, ведь кроме обучения у них ни на что нет времени. Родителям стоит быть очень чуткими и внимательными, чтобы понять в какой области у ребенка есть способности и к чему у него лежит душа. Бывает так, что у ребенка блестящие задатки в математике, но он ее на дух не переносит, а дни напролет сочиняет стихи. В таких случаях главное не навязывать ребенку свою политику, уважать его мнение и очень внимательно относиться к его пожеланиям. Будет лучше, если вы наймете специалистов, которые составят для вашего одаренного ребенка специальную программу развития, по которой он вполне может заниматься и дома. Вообще же, чем раньше проявляется одаренность, тем раньше стоит заниматься с малышом. Тогда есть все шансы добиться успеха. Иначе талант исчезнет, так художественно-эстетические способности иногда пропадают к 7 годам. По мнению педагогов хороших результатов можно добиться, если заниматься с ребенком с 8 месяцев до 3 лет. А с трех лет ребенок способен освоить огромное количество языков. Научить маленького гения можно практически всему, в педагогике даже существует такое понятие: квазиспособности. При этом главное условие – яркий, талантливый педагог, эффект личности оказывает самое большое влияние. Родителям в свою очередь стоит всячески поддерживать интерес ребенка: не жалейте денег на энциклопедии и словари, развивающие игры и занятия. При этом важно не насиловать малыша своими требованиями и ожиданиями – детская психика может не выдержать, чудо-ребенок станет тревожным, у него может возникнуть комплекс неполноценности, появятся нервозы и психосоматические расстройства. Порой, зацикливаясь на талантах ребенка, родители не придают значения общечеловеческим ценностям и качествам. Хотя возраст с 3 до 7 лет – самое время заложить моральные нормы. В противном случае вырастет «наученный недоросль», которому будет нелегко по жизни.

Чтобы найти золотую середину в воспитании и развитии необычного ребенка, помогут педагоги. Найдите тех, у которых есть опыт работы с одаренными личностями. Сегодня в России существует масса программ, занятия по которым поможет развить способности и не нанести вред психике ребенка.

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В ВАШЕМ ДОМЕ

Сознание незаурядности собственного ребенка, того, что у Вас одаренный ребенок, греет душу любого родителя. А ведь талант вундеркинда, о чем мы уже говорили, подчас создает массу проблем и неудобств окружающим.

Прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей - это известно. Не секрет и то, что черты характера, свидетельствующие о творческом потенциале, можно (и нужно!) обнаружить достаточно рано. Однако в какой степени творческие импульсы ребенка укоренятся в его характере, зависит от родителей. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в период его дошкольного развития.

Как распознать у ребенка незаурядные способности?

Частые проявления одаренности - ранняя речь и большой словарный запас плюс необыкновенная внимательность, ненасытная любознательность и отличная память. Хотя не все талантливые дети сызмальства поражают родителей этими данными. Профессионалы устанавливают одаренность ребенка по следующим критериям: выдающийся интеллект, хорошая обучаемость (схватывает информацию на лету), творческое мышление, нетривиальные способности в области искусства...

Уважаемые родители!

Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка:

  1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  2. Оценивайте уровень развития ребенка.
  3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
  4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
  5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  6. Развивайте в своих детях следующие качества:
  • уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Воспитание одаренного ребенка требует особых навыков, а у некоторых родителей с этим часто возникают проблемы. Несколько простых советов могут помочь правильно организовывать процесс воспитания маленького гения.

Самое главное – суметь распознать, действительно ли ваш ребенок является одаренным. На его особенности могут указывать следующие действия: обычно он завершает задание раньше остальных, способен читать и понимать тексты,

предназначенные для детей старшего возраста, или выражает свои возможности в искусстве.

Задача родителей - доказать малышу, что они любят его за то, что он у них есть, а не за его таланты. Достижения и успехи ребенка должны сопровождаться похвалой, но ему важно дать понять, что степень вашей любви не изменится, даже если он получит низкую оценку в школе.

Бывают случаи, когда одаренные дети глубоко разочаровываются, если что-то выходит не так, как они ждали. Поэтому очень важно научить малыша понимать, что не все бывает идеально.

Для поддержания у ребенка интереса к знаниям ему следует постоянно предлагать все новое разнообразие тем и обучающих экспериментов. Обучение малыша должно поддерживаться на полезном балансе. Не нужно перегружать ребенка заданиями, лучше чаще позволять ему общаться с обычными детьми

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ВОСПИТАТЬ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Хотите вырастить одарённого ребёнка? Предлагаем вам в помощь руководство к воспитанию детей американского педагога и психолога Дэвида Льюиса, обобщившего опыт сотни семей, где имеются одарённые дети.

Уважаемые родители!

Вам предлагается ряд утверждений, показывающих отношение родителей к своему ребёнку. Выберите те, с которыми вы полностью согласны.

Если вы согласны с 20% этих высказываний, то вам необходимо срочно подумать над своим отношением к воспитанию вашего ребёнка.

Если такое отношение к ребёнку устраивает вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50%, у вас всё должно получиться, у вас есть на это шансы.

  • Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
  • Сеpьезные вопpосы и высказывания pебенка я воспpинимаю всеpьез.
  • Я поставил стенд, на котоpом pебенок может демонстpиpовать свои pаботы.
  • Я не pугаю pебенка за беспоpядок в его комнате или на столе, если это связано с твоpческим занятием и pабота еще не закончена.
  • Я пpедоставил pебенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
  • Я показываю pебенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  • Я поpучаю pебенку посильные заботы.
  • Я помогаю ему стpоить его собственные планы и пpинимать pешения.
  • Я беpу pебенка в поездки по интеpесным местам.
  • Я помогаю pебенку улучшить pезультат его pаботы.
  • Я помогаю pебенку ноpмально общаться с детьми из pазных социальных и культуpных слоев.
  • Я устанавливаю pазумный поведенческий стандаpт и слежу, чтобы он ему следовал.
  • Я никогда не говоpю pебенку, что он хуже дpугих детей.
  • Я никогда не наказываю pебенка унижением.
  • Я снабжаю pебенка книгами и матеpиалами для его любимых занятий.
  • Я пpиучаю pебенка мыслить самостоятельно.
  • Я pегуляpно читаю ему.
  • Я пpиучаю pебенка к чтению с малых лет.
  • Я побуждаю pебенка пpидумывать истоpии и фантазиpовать.
  • Я внимательно отношусь к индивидуальным потpебностям pебенка.

  • Я нахожу вpемя каждый день, чтобы побыть с pебенком наедине.
  • Я позволяю ему пpинимать участие в планиpовании семейных дел и путешествий.
  • Я никогда не дpазню его за ошибки.
  • Я хвалю его за выученные стихи, pассказы и песни.
  • Я учу pебенка свободно общаться со взpослыми любого возpаста.
  • Я pазpабатываю пpактические экспеpименты, чтобы помочь ему больше узнать.
  • Я позволяю pебенку игpать со всяким хламом.
  • Я побуждаю pебенка находить пpоблемы и затем pешать их.
  • В занятиях pебенка я нахожу достойное похвалы.
  • Я не хвалю его беспpедметно и неискpенне.
  • Я честен в оценке своих чувств к pебенку.
  • Hе существует тем, котоpые я совеpшенно исключаю для общения с pебенком.
  • Я даю возможность действительно пpинимать pешения.
  • Я помогаю pебенку быть личностью.
  • Я помогаю ему находить заслуживающие внимания телепpогpаммы.
  • Я pазвиваю в pебенке позитивное воспpиятие его способностей.
  • Я никогда не отмахиваюсь от неудач pебенка, говоpя: "Я этого тоже не умею".
  • Я поощpяю в pебенке максимальную независимость от взpослых.
  • Я веpю в здpавый смысл pебенка и довеpяю ему.
  • Я пpедпочитаю, чтобы основную часть pаботы, за котоpую взялся pебенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не увеpен в позитивном конечном pезультате".

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ

  • Понять ребенка и осознать его неординарность
  • Не игнорировать всю уникальность его данных
  • Не восторгаться им сверх меры
  • Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций
  • Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность

  • Учить терпению и поощрять за все старания
  • Тактично, деликатно помогать ему
  • Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию
  • Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша
  • Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым
  • Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша
  • Учить владеть эмоциями
  • Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает
  • Все делать, что от вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ
  • Не возвышать его над остальными детьми в семье
  • Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе
  • Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство
  • Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка
  • Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки
  • Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время
  • Учитывать его индивидуальность
  • Все время ободрять его
  • Тактично обращаться с ним
  • Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка
  • Считать себя самым счастливым из родителей

                            Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет

КАК НЕ НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ

Игнорировать дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.

   Воспитывать как самого обычного ребенка или создать "мимозные" условия жизни.

   Считать его в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.

   Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.

   Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться нервным срывом.

   Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.

   Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.

   Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.

   Не помогать решать проблемы с воспитателями.

   Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.

   Пытаться завышать все эталоны, которым ваш ребенок подражает.   Драматизировать все неудачи.

   Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.

   Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит ваш малыш

физически, и не стараться помогать ему усвоить физические навыки, считая, что главнее всего интеллект.

   Считать, что вам с ребенком просто-напросто не повезло, и не упрекать его все время в этом.

   Чрезмерно опекать или ни в чем не помогать.

                         Чтобы ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

КАК ТВОРЧЕСКИ РАЗВИВАТЬ РЕБЕНКА

Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

  1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
  2. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
  3. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
  4. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
  5. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
  6. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
  7. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
  8. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
  9. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
  10. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.
  11. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.. 13 Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
  1. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
  2. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
  3. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  4. Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.
  5. Со вниманием относитесь к его потребностям.
  6. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
  7. Не дразните ребенка за ошибки.
  8. Хвалите за любые успехи.
  9. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
  10. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
  11. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.
  12. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.
  13. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.
  14. Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.
  15. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
  16. Помогайте ребенку стать личностью.
  17. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
  18. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  19. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.
  20. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
  21. Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.
  22. Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : “Ребёнок на улице советы и рекомендации”

Консультация для родителей Ребёнок на улице советы и рекомендации...

Консультация для родителей "Практические советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?...

Консультация для родителей на тему: « Адаптация детей к детскому саду. Советы и рекомендации педагога-психолога».

Консультация для родителей на тему: "Адаптация  детей к детскому саду.Советы и рекомендации педагога-психолога"....

Консультации для родителей детей раннего возраста "Советы и рекомендации"

Консультации для родителей детей раннего возраста "Советы и рекомендации"...

Консультация для родителей " Адаптация детей к детскому саду. Советы и рекомендации педагога-психолога"

Адаптация – это процесс приспособления организма к новым условиям. Чтобы ребёнок как можно быстрее привык к детскому саду,необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму детско...