Основные компоненты готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к школе
консультация (подготовительная группа)

Пурова Светлана Михайловна

Вашему ребенку исполнилось 6 лет, и вы задаётесь  вопросом: «Отдавать ли его в школу или еще годик подождать? Готов ли к школе уже или пусть чуть-чуть еще повзрослеет». Возможно, иногда одолевают сомнения: «Ведь он такой маленький еще! Зачем отнимать у него детство?» Эти и подобные вопросы порой не дают покоя.  Чтобы помочь Вам, уважаемые родители, разберемся с понятием готовности к школе. Оно сложное, состоит из нескольких составляющих, одинаково важных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_gotovnost_detey_k_shkole.pptx498.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные компоненты готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к школе Презентация для родителей Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №5 г. Ворсма Пурова Светлана Михайловна

Слайд 2

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Готовность ребенка к школе Физическая Психологическая

Слайд 3

Физическая готовность Физическое развитие + состояние здоровья + биологический возраст = морфологическая готовность. Ее определяют врачи, заполняя медицинскую карту перед школой.

Слайд 4

Психологическая готовность с остоит из нескольких компонентов: Интеллектуальная готовность. Речевая готовность Волевая готовность Мотивационная готовность Социальная или личностная готовность

Слайд 5

Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: *дифференцированное восприятие ; * аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец ). Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Слайд 6

Речевая готовность Важным компонентом в подготовке к школе является речевая готовность: это не только чистое произношение звуков, это развитие словарного запаса у детей, развитие грамматического строя речи и конечно, развитие связной речи - способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе, умение вести диалог. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей. Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление.

Слайд 7

Волевая готовность С дефицитом воли вы наверняка столкнетесь. Это может выглядеть так. Пора садиться за уроки, а он оттягивает часами, то попить, то поесть, то устал, выматывает вас и себя. Не хватает воли, и это часто встречается у первоклассников, да и у старших школьников тоже. Как тогда быть, ведь уроки сделать надо. Здесь как раз понадобиться ваша помощь. Поделитесь с ребенком «кусочком своей воли», найдите подход к ребенку. Выберете время приготовления уроков, подходящее для вашего ребенка. Может ему после школы нужно отдохнуть, многие дети еще спят днем, а некоторые вновь хотят поспать, несмотря на то, что раньше уже отказались от дневного сна. Важно проявлять веру в ребенка, что у него все лучше и лучше получается с каждым днем, что после уроков вас ждут другие интересные дела, может помочь и поощрение, поддержка.

Слайд 8

Мотивационная готовность. Важный момент – мотивация. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Эта работа направлена на решение трех основных задач: *формирование у детей правильных представлений о школе и учении; * формирование положительного эмоционального отношения к школе; * формирование опыта учебной деятельности. Для решения этих задач эффективны экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Слайд 9

Социальная или личностная готовность Личностная или социальная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Л ичностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. Ребёнок должен: * знать правила общения * уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми * уметь управлять своим поведением без агрессивности *уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

Слайд 10

Отношения со сверстниками Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми . Отношения со взрослыми Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Слайд 11

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения ). Отношение к самому себе

Слайд 12

Как проверить готовность ребенка к обучению в школе? Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть: 1) следует ли ребенок правилам игры; 2) как ребенок устанавливает контакты; 3) считается ли с другими как с партнерами; 4) умеет ли управлять своим поведением; 5) требует ли уступки от партнеров; 6) бросает ли игру при неудаче.

Слайд 13

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Слайд 14

Кризис семи лет Заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка — младший школьный возраст. Если вашему ребенку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать .

Слайд 15

Основные проявления кризиса: Негативизм Упрямство Строптивость Своеволие Протест-бунт Обесценивание Деспотизм, ревности

Слайд 16

Советы родителям Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его . Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

Слайд 17

Поощряйте общение со сверстниками Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи ). Не надо перегружать дополнительными занятиями. Больше хвалите своего ребенка.

Слайд 18

Дети все видят. И как Вы кричите, И как Вы кидаете мусор в траву, И как, в социальных сетях пропадая, не спите. И как Вы грубите в ответ продавцу . Для них Вы - пример, и , быть может, однажды Себя в них увидите, словно в окне. Поймите же Вы, ведь это так важно: Ругая детей, ищите причину - в себе.

Слайд 19

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные компоненты готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к школе»

Определение готовности к обучению в школе, основые виды готовности ребенка к школе: физическая,интеллектуальная, волевая, мотивационная, речевая, личностная....

Консультация для педагогов на тему: «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе».

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, от кот...

Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к школе

Поступление в школу - новый и ответственный этап в жизни ребенка и семьи в целом. Какие параметры следует учитывать, готовясь к школе, Вы узнаете в предложенном материале...

«Взаимодействие детского сада и семьи как условие формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе»

В статье раскрывается включение родителей и педагогов в совместный процесс воспитания и подготовки ребенка к школе....

Комплекс игр и упражнений,направленный на развитие психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе

Разработанный комплекс игр и упражнений будет способствовать развитию психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, а соответственно сформирует предпосылки к уче...