Роль семьи в формировании культуры поведения
консультация

Прибытова Земфера Фуатовна

Родителям важно помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинаются прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья – коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семьи, ребенок также вступает в систему существующих взаимоотношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_formirovanii_kultury_povedeniya.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании культуры поведения

Родителям важно помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинаются прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья – коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семьи, ребенок также вступает в систему существующих взаимоотношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослым в системе отношений «взрослый – ребенок» положительным, зависит от того, какое положение занимает он в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создают условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок полноценный член семейного коллектива, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, выполняет (в силу своих возможностей) определенные обязанности, создаются благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

Велика роль матери в жизни и воспитании ребенка. От нее во многом зависит создание эмоционально – психологической атмосферы в семье (теплота, уют, взаимоотношение). Роль отца, его ответственность, важна не менее. Необходимо его участие в воспитании, ведении домашнего хозяйства. В воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость личности отца прежде всего в том, что он является для сына эталоном мужчины. Образцы поведения отца, копируется ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика.  От отца он перенимает мужские черты, учится мужскому достоинству, «рыцарству». Эти понятия и способы поведения мальчик постигает прежде всего на примере отношения отца к женщинам в семье – матери, жене, сестре, дочери.

Семейному воспитанию необходима целенаправленность. Недопустима недооценка воспитательной роли самостоятельной детской деятельности, а также содержательного общения между детьми и родителями. Должно присутствовать единство требований всех членов семьи к ребенку.Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, праздники, совместный отдых и досуг.

В сложных ситуациях, родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нем личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку оставаться доброжелательными.

Важно подчеркнуть, что ребенок – дошкольник склонен к подражательности. Постоянно находясь рядом с родителями, любя и подражая им, он копирует жесты, мимику, речь, манеру поведения, вкусы, привычки. Причем он может следовать в одинаковой мере как положительному, так и отрицательному примеру, ибо далеко не всегда может оценить явления с точки зрения норм нравственности. Вот почему говорят «дети – зеркало своих родителей».  

Общение ребенка с близкими носит интимный характер и основан на родственных эмоциональных связях, обоюдной любви и привязанности. Это и обогащение его духовного мира, и постижение им явлений окружающей действительности, и воспитание характера. Постоянно соприкасаясь со взрослыми членами семьи, ребенок многому у них учится. Но он может месяцами находиться с родителями, наблюдать их взрослую жизнь, но оставаться лишь пассивным созерцателем. Малыш развивается, приобретает самостоятельность, нравственный опыт в активном взаимодействии со взрослыми. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, к совместной эмоциональной и значимой деятельности, приводит к замедлению усвоения норм, правил, традиций, привычек социального поведения.

Многие родители заботятся только о том, чтобы обеспечить ребенка материально, но уклоняются от участия в его занятиях, играх, отказываются от руководства деятельностью. Лишь в тех случаях, когда удается повлиять на их отношение к процессу воспитания и изменить систему мотивов, изменяется и характер взаимоотношений с ребенком.

Часто родители не придают значения тому, что разговор в присутствии ребенка всегда требует особого такта. Недопустимо, чтобы ребенок чувствовал себя в центре внимания во время разговора взрослых, ибо это не содействует воспитанию в нем скромности, сдержанности. Дети чутко улавливают отношение взрослых к себе и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. «Нельзя» - первое нравственное понятие, регулирующее поведение ребенка. С этим понятием нужно знакомить малыша очень рано, когда он начинает понимать обращенную к нему речь взрослых. Ребенок, вовремя не приученный к слову «нельзя», не понимает ограничений, корректировка его поведения с трудом дается взрослым.

Ребенок растет, умнеет, обретает способность к волевым усилиям. И здесь следует не упустить момент, когда к понятию «нельзя» и «можно» прибавляется еще одно очень важное понятие – «надо». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо для тебя, для окружающих.

К сожалению, многие родители связывают понятие «счастливое детство» с неограниченным предоставлением ребенку разных удовольствий. Но они упускают из виду, что воспитание на безотказности формирует эгоизм, что потребительское счастье не радует, оно не готовит к жизни. Человек, у которого не сформирована способность к самоограничению, не выработана дисциплина желаний, рано или поздно вступает в противоречие с общественными требованиями; он не подготовлен к тому, чтобы хорошо учиться, делать то, что требует от него общество. Опыт отношений, при котором одна сторона делает, другая – берет, не может не сказаться в дальнейшем на личности ребенка, на том, каким человеком он вырастет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

Дети являются гордостью своих родителей...

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"...

«Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка»

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится н...

консультация для родителей«Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка»

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые н...

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

Что делать родителям, чтобы их ребенок вырос культурным....