Консультации для родителей на сентябрь
консультация

Дьяконова Екатерина Анатольевна

В даном файле собраны консультации для родиелей по темам недели:«До свидания, лето - Здравствуй, детский сад», «Мой дом, мой город, моя планета», «Урожай», «Краски осени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr.docx602.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «До свидания, лето-Здравствуй, детский сад!», «День знаний»

Консультация для родителей на тему:

«Откуда к нам пришёл День Знаний»

1 сентября  в России – это праздник учеников и их родителей, студентов, преподавателей, день встреч со школьными друзьями, день первого звонка для первоклашек, день цветов и белых бантиков! В этот день обязательно проводятся праздничные линейки в школах.

 

Школа появилась очень давно, тогда, когда появились первые учителя.

Чему учили в первобытном обществе? Конечно, правилам поведения, а ещё мальчиков учили мужским навыкам – охоте, защите своей общины, а девочек – женским, шить и прясть, готовить еду.

В средние века детей учили дома, а в школах при монастырях и церквях могли учиться дети только состоятельных родителей.

В России при Петре I организацию образования взяло на себя государство, открылись первые светские учебные заведения. Правда, в школы не допускались дети крестьян, особенно крепостных, поэтому в Российской Империи было так много неграмотных людей.

В 60-ые годы 19 столетия благодаря реформам появились земские школы, в которых в течение трех лет обучали всех. Среднее образование получали в гимназиях (реальных и классических). После классической гимназии можно было поступить в высшее учебное заведение.

И только в первые годы Советской власти было объявлено бесплатное образование для всех. Была объявлена борьба с неграмотностью, и за парты сели не только дети, но и взрослые! Но даже в советское время начало учебного года было разным в разных школах. Только 3 сентября 1935 года было введено единое начало учебного года – с 1 сентября.

Почему именно 1 сентября? Эта традиция восходит к временам Византии, где с XV века 1 сентября было началом Нового года. Мыслители и духовенство Византии предполагали, что Бог начал создавать мир именно 1 сентября, а, значит, с этого дня и начался отсчет времени. Кроме того, в светской жизни к 1 сентября заканчивались все полевые работы. В то время и в России 1 сентября отмечали как новогодний праздник. (1 января стало Новым годом только в 1700 году по указу Петра I).

Сейчас 1 сентября проходит традиционно: торжественная линейка, урок мира, знакомство с первой учительницей, и, конечно, цветы для преподавателей. Традиция  торжественных линеек 1 сентября появилась только  в 70-ые годы ХХ века для того, чтобы придать значимости этому празднику. А официальным праздником в СССР этот день стал только в 1984 году.

Кстати, в других странах учебный год начинается по-разному: в Чехии, на Украине, в Белоруссии, в странах Прибалтики – тоже 1 сентября. А вот у детей в Германии нет четкого графика начала учебного года: в разных землях школы начинают работать в течение августа – сентября. В Испании также в разных провинциях учебный год начинается по-разному, в зависимости от сроков уборки урожая, однако затягивать позже 1 октября строго запрещается. В Италии, наоборот, только с 1 октября дети начинают посещать школу. Во Франции нет четкого срока Дня знаний (учебный год начинается 1 сентября, а где-то и 15). С середины августа начинают учиться дети в Дании, а в Англии, Канаде и США учебный год всегда начинается в первый вторник сентября. В Стране восходящего солнца – Японии – решили, что начало учебы – это очень весело, и начинают новый учебный год ...1 апреля.

Рекомендации для родителей

«Здравствуй, детский сад».

Советуют воспитатели:

Детский сад – это коллектив со своими правилами и традициями. В детском саду ребёнок проводит большую часть времени. Помогите малышу научиться жить по правилам детского сада, группы сверстников.

Поговорите с ребенком о том, что такое детский сад, для чего он нужен, чем занимаются дети в течение дня в детском саду, в какие игры играют.

Поддерживайте интерес ребёнка к детскому саду, группе. Старайтесь чаще сами интересоваться его успехами. Это хорошая почва для развития связной речи.

Проверьте, знает ли ваш ребёнок, на какой улице находится детский сад; как зовут воспитателей, логопеда, младшего воспитателя, других сотрудников детского сада.

Помогите ребёнку вспомнить названия помещений (комнат, в которых бывают дети регулярно: игровая (групповая комната, спальня, кабинет логопеда, музыкальный, физкультурный залы. Спросите, чем дети занимаются в каждом помещении.

В детском саду много сотрудников разных профессий. Дети знакомы с их названиями, но, к сожалению, запоминают не все. Ближе всего им профессии воспитателя, логопеда, младшего воспитателя, так как люди этих профессий находятся с детьми постоянно.

Но в воспитании детей участвуют и другие сотрудники детского сада: заведующая, методист, психолог, медсестра, повара, музыкальные работники и другие. Дети знают их визуально, но сказать, кто из них какую работу выполняет, не могут.

Побеседуйте с детьми о профессиях работников детского сада, закрепите названия профессий и действия. Расскажите ребёнку о важности каждой профессии. Тем самым вы поможете сформировать у ребёнка уважительное отношение к труду взрослых.

Тема: «Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета»

Рекомендации для родителей

«Как воспитать у детей любовь к Родине»

Воспитание чувства любви к Родине начинается с самого детства. Прежде всего с чувства гордости за своих родителей, близких, радость от хорошего поступка, восхищения от соприкосновения с прекрасным, жалости к другому человеку, животному. Испытывая эти чувства маленький человек приобретает эмоциональный опыт, который станет основой, фундаментом для развития более глубоких чувств, в том числе и чувства любви и гордости за свою страну, Родину.

Прежде всего, воспитание маленького патриота начинается с близкого и понятного для него – родного дома, двора, улицы, где он живет, детского сада, который он посещает.

Обращайте внимание детей на красоту окружающего его мира. Расскажите о том, что находиться на вашей улице, назначении каждого объекта в жизни людей.

Во время совместной прогулки знакомьте своих детей с работой общественных учреждений: магазина, почты, больницы, общественного транспорта и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность и значимость их труда.

Старайтесь вместе с ребенком участвовать в труде по благоустройству и озеленению своего двора.Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Будьте ему примером, так как ребенок копирует модель поведения взрослого.

Уделяйте больше внимания чтению книг о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Посещайте вместе с ребенком выставки, расширяйте его кругозор.

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Проводите с ребенком больше времени вместе, и благодаря вашим стараниям и усилиям из него вырастет патриот своей Родины


Тема: «Урожай»

Консультация для родителей

«ОВОЩИ И ФРУКТЫ –

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для нормального развития организма ребенка.

Остановимся на самых известных.

Яблоки – прекрасный источник витаминов и микроэлементов. Употребление яблок стабилизирует деятельность кишечника, избавляет от запоров.

Груша содержит органические кислоты, регулирующие процесс работы желудочно-кишечного тракта, повышает аппетит, а клетчатка, входящая в ее состав, способствует росу полезных бактерий в кишечнике.

Банан богат калием, полезным для работы сердечно-сосудистой системы, поднимает настроение.

Абрикос содержит железо и витамины, стабилизирует работу кишечника. 

Виноград помогает при упадке сил, малокровии, расстройствах нервной системы, нарушениях обмена веществ (диатез).

Клубника содержит большое количество магния, полезного для роста костно-мышечной системы ребенка.

Малина богата витамином С, незаменима в осенне-зимний период для профилактики и лечения простудных заболеваний.

Цветная капуста содержит калий, фосфор, железо, магний, йод.

Брокколи по содержанию витамина С и каротина опережает цветную капусту. Рекомендуется при анемии, приятна на вкус и легче усваивается детским организмом.

Морковь улучшает свертываемость крови, зрение, повышает иммунитет.

Кабачки полезны для больных, идущих на поправку, ослабленных людей и очень хорошо подходят для детского питания.

Картофель укрепляет сердечно-сосудистую систему, избавляет от проблем с пищеварением.

Как видим, польза овощей и фруктов огромна. И зная особенности каждого, в зависимости от времени года и вкусов ребенка всегда можно составить вкусное и полезное меню.

Консультация для родителей

“Витамины в овощах и фруктах”.

        Мы привыкли воспринимать еду как средство утоления голода. Но не надо забывать и о том, что многие  продукты могут лечить болезни. В первую очередь это касается детей. Обеспечьте ребенка здоровым питанием. Ведь детский организм восприимчивее взрослого. А значит, полезная еда не только придаст ребенку силы, но и организм витаминами и микроэлементами. Это один из эффективных способов вернуть малышу хорошее самочувствие!MP900177958[1]

  • Естественные антибиотики. Некоторые продукты можно назвать естественными антибиотиками. Лук, чеснок, сельдерей, морковь, яблоко, оливковое масло обладают мощным противовоспалительным действием. Мед хорош вместе с молоком или редькой.
  • Продукты для нормализации пищеварения. Отдельная группа лакомств помогает нормализовать процесс пищеварения.
  • Черника, банан, корица остановят у ребенка диарею. А кислые яблоки, сырая и вареная свекла, морковный и сливовый соки, наоборот, избавят от запора. С коликами у ребенка справятся укроп и фенхель. Кормящей маме достаточно понемногу пить отвар этих трав, чтобы застраховать грудничка от болезненных ощущений.
  • Питание - портив стресса. Такие неприятности, как чрезмерное напряжение нервной системы и бессонница у ребенка, устранят антистрессовые продукты. Это макароны из твердых сортов пшеницы, каши, печенный в кожуре картофель. В список можно включить и твердые сыры (ребенку стоит попробовать их после года). Там есть ценное вещество триптофан. Оно действует расслабляюще на нервную систему. Есть еще один важный нюанс, которым не стоит пренебрегать. Что бы вы ни готовили, делайте это с радостью и с хорошим настроением. Тогда  каждая ложка еды принесет ребенку удовольствие и пользу.

Овощи: морковь, томат и брокколи – витаминная зарядка. Независимо от цвета кожуры и сочности, каждый овощ – это своеобразное природное средство для укрепления здоровья.

Брокколи диетологи рекомендуют маленьким детям при анемии и для ее профилактики. Кружевные соцветия темно-зеленой капусты богаты железом, калием, магнием, фолиевой кислотой.

Морковь рекомендуют детям для улучшения зрения и состояния кожи. Это происходит благодаря наличию каротиноидов, входящих в состав оранжевого корнеплода. Ее можно тушить на гарнир, грызть сырой или измельчать на терке для приготовления салата. Но не забудьте о том, что морковь приносит пользу только в сочетании со сливочным или растительным маслом.

Томаты снимут проблему нехватки витаминов в организме ребенка. Они – рекордсмены по количеству полезных веществ.

Фрукты: бананы, персики, виноград богаты железом и усиливают аппетитMM900223774[1]

Разноцветные плоды – яркий пример сочетания удовольствия, красоты и пользы.  

Яблоки содержат железо, аскорбиновую и фолиевую кислоту, рутин. В них содержится и достаточное количество пектинов. Без этих фруктов не                                                               обойтись при коррекции железодефицитных состояний.MC900441708[1]

Бананы особенно нужны детям с ослабленными защитными функциями организма и при авитаминозе. Их нежная мякоть  богата витаминами А и группы В, фосфором, железом и магнием.MC900193412[1]

Персики стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Особенно полезны эти фрукты детям с плохим аппетитом.MC900193514[1]MP900438787[1]

Виноград способствует полноценной работе почек и сердечной мышцы. Кроме того, он укрепляет стенки сосудов и улучшает свертываемость крови.MC900436896[1]

Консультация для родителей

"Как правильно мыть овощи и фрукты?"

 

           http://arkalika.ru/wp-content/uploads/2011/02/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BC%D1%8B%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B8.jpg                 

Как мыть овощи и фрукты

Конечно, каждая заботливая мама стремится побаловать малыша не только чем-то вкусненьким, но и полезным. Чтобы получить пользу от фруктов и овощей, нужно, кроме всего прочего, правильно их вымыть.

Тщательное мытье фруктов и овощей позволяет удалить загрязнения и частично микроорганизмы, которые могут находиться на их поверхности. Кроме того, во время мытья можно очистить продукты от различных химикатов, которые часто используются во время выращивания овощей и фруктов, в борьбе с болезнями и различными вредителями. Для мытья можно использовать дуршлаги, специальные сетки для мытья или решето.

Общие правила мытья

  1. Импортные фрукты-овощи желательно тщательно мыть щеточкой (для лучшего эффекта – мыть в мыльной воде, а потом споласкивать чистой водой), чтобы избавиться от воска и парафина, которым часто покрывают продукты, чтобы они не портились при длительной транспортировке.
  2. Для детей специалисты рекомендуют фрукты и овощи предварительно замачивать в холодной воде: считается, что вода заберет некоторую долю вредных веществ, содержащихся внутри плода. Главное – счищать кожуру у продуктов, особенно если она уж очень красивая, глянцевая и без каких-либо изъянов.
  3. После мытья продукты долго не хранить, необходимо как можно быстрее очистить их и пускать в дальнейшую переработку, чтобы избежать значительной потери витаминов и других полезных веществ.
  4. При чистке фруктов и овощей надо использовать приборы только из нержавеющей стали, для сохранения в них полезных свойств.
  5. Если под кожурой у огурцов, картофеля или кабачков есть желтые пятна, то это показатель значительного содержания нитратов. В пищу такие продукты лучше не употреблять. Количество нитратов в моркови, картофеле можно снизить, если после мытья их положить в соленую воду на сутки. Правда, в таком случае вместе с нитратами уйдут и витамины.

Технология мытья различных овощей

  • В большинстве случаев белокочанную капусту не моют. У нее просто удаляют все увядшие листья, или те, которые загрязнены или поражены вредителями, пока не добираются к свежим и чистым листьям. Обязательно нужно вырезать кочерыжку – это главный источник нитратов. (А ведь с каким удовольствием мы грызли их еще пару десятилетий назад!...)
  • Листья салата, зеленые перья чеснока и лука, щавель, ревень, укроп, шпинат, петрушку, сначала перебирают. Потом удаляют имеющиеся корни, твердые стебли, поврежденные листья и перья. У кочанного салата для начала нужно обрезать корни, а потом аккуратно разобрать на отдельные листья. Для того чтобы очистить зелень от земли и песка, необходимо опустить ее в емкость с водой и менять воду, пока грязь не осядет. Обязательно тщательно промывать пазухи листьев. Напоследок салатные листья нужно промыть под «душем» из-под крана. После всех этих процедур зелень выкладывают на решето или на салфетку для того, чтобы стекла вода.
  • Перед мытьем салатного сельдерея сначала нужно отрезать его корни, очистить темные места стеблей. Далее необходимо подержать стебли несколько часов в холодной воде и потом промыть 2 раза в чистой воде.
  • Крапива. Растение без корня нужно опустить в кипяток на несколько минут, а потом, немного охладив, отделить листья для дальнейшего употребления.
  • Перед промыванием лука-порея надо удалить его верхние листья, которые испортились, и разрезать вдоль, чтобы лучше вымывался песок и грязь. Далее его надо мыть в большом количестве воды.
  • Потемневшие места на цветной капусте нужно зачищать ножом или теркой, кольраби освободить от кожицы. Перед приготовлением артишоков необходимо отрезать их стебель и удалить грубые, поврежденные листья, а потом промыть в холодной воде. Для приготовления пищи используют только корзинки и основание листьев артишока, все остальное – несъедобное. Предварительно, перед очисткой, спаржу нужно мыть в емкости с холодной водой, чтобы в дальнейшем можно было использовать для готовки стружку и обрезки. Для чистки спаржи применяется небольшой, но острый нож. Кожуру снимают тонким слоем, отступив от головки на 2 см. Потом стружку надо быстро обмыть в холодной воде. В соцветия всех вышеперечисленных культур часто заползают мелкие насекомые. Для того чтобы с легкостью от них избавиться, нужно подержать овощи 5-10 минут в хорошо подсоленной воде или 30 минут в воде разведенной уксусом (1 ст. ложка на 1 л. прохладной воды). Потом насекомых можно слить вместе с водой.
  • Брюссельскую капусту нельзя срезать заранее, так как она завянет. Перед ее мытьем в холодной воде удаляют все поврежденные места.
  • Картофель, свеклу, морковь, редис, редьку и хрен перед мытьем необходимо сперва очистить от земли: залить их теплой водой и дать немного постоять, затем щеткой смыть грязь. После очищения овощи лучше мыть теплой водой, а потом холодной. После чего можно приступать к снятию кожуры.
  • Перед мытьем репчатого лука надо срезать его донце, очистить от шелухи. Далее промывать лук в холодной воде.
  • Помидоры, кабачки, огурцы, стручковый перец, патиссоны, тыкву, баклажаны, стручки фасоли и гороха необходимо обмывать руками в проточной воде (можно щеткой).
  • Початки кукурузы надо освободить от листьев и просто сполоснуть в прохладной воде.
  • Квашеные овощи нужно промывать холодной водой, если только ухудшился вкус (огурцы стали очень солеными, а капуста – слишком кислой).

И о мытье фруктов

Цитрусовые надо промывать проточной холодной водой, но предварительно необходимо их ошпарить кипятком для удаления поверхностных консервантов.

Ананас нужно мыть под проточной водой вместе с листьями, потом дать обсохнуть.

Почти все остальные фрукты (груши, сливы, яблоки, бананы, гранаты абрикосы и др.) необходимо мыть под холодной водой и желательно с мылом, потом ополаскивать в чистой воде.

Зарубежные производители предлагают использовать при мытье фруктов и овощей вместо мыла специальные моющие средства. Но у нас данная продукция пока еще не очень распространена.


Тема: «Краски осени»

Консультация для родителей

«Что такое осень?»

Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?

    Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Одежда становится объемной, тяжелой и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.

«Гербарий» Одно из интереснейших занятий в это время года — сборка гербария, изготовления поделок из природного материала.

   Каждый сезон для малышей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать им возможность на своем опыте усвоить понятие времени года. Это ляжет в основу стройной картины мира. К счастью, решить такую задачу совсем не сложно.

Наблюдение во дворе

Оглянемся вокруг и задумаемся – что изменилось в привычной картинке с приходом осени? Пусть во дворе растёт одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему раз в несколько дней – рассматривайте и трогайте листики. Качаясь на качелях, можно «полететь вместе с птичками» в теплые края. И полюбоваться цветом осеннего неба. В песочнице – потрогать прохладный песок и обратить внимание на теплую одежду приятелей. А потом вместе с ними отправиться на поиски тонких корочек льда. Если подержать в руке это прозрачное хрупкое чудо, кроха увидит и почувствует. Как холодное стёклышко льдинки на глазах превращается в тёплую капельку. Вот так фокус.

Прогулка в парк

   Здесь можно любоваться красками осени. Вдыхать еёнеповторимый аромат!

   Отправляйтесь на прогулку в парк или лесокпочаще – и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. «Волшебная природа». Это занятие заключается в том, чтобы просто гулять, наблюдая, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц.Вспомните во время прогулки об осенних признаках, и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.

Приметы осени

- Белки делают большой запас на зиму — жди зимой сильных  морозов.

- Много рябины уродилось — значит, осень дождливая будет, а зима морозная.

-  Высоко птицы перелетные летят — холода уже близко.

- Если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной.

-  Листва с берез опадает неравномерно — долго снега не будет.

- Кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает — к похолоданию.

   Где ещё встретишь столько интереснейших объектов для исследования?! Да ещё всё это можно потрогать, пощупать, понюхать. Давайте малышу полную свободу.

    Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Прихватите с собой запасной попроще. И позвольте ребёнку веселиться в своё удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать охапки опавших листьев и зарываться в них с головой!

     В разных уголках парка можно наблюдать многоликость пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуйтесь раскидистым клёном и соберёте под ним нарядный букет. Завтра добавите в композицию веточки рябины. Дуб по праву займёт почётное место в прогулках. Обнаружив под ним однажды гладкий жёлудь, да ещё с симпатичной шляпкой.

Беседа

Как сделать прогулку ещё полезнее для развития ребёнка?

Обращайте внимание на отдельные элементы окружающего мира. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите ручкой малыша по коре дерева.

   Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот- желтый. А вот – красный».

  Развивать музыкальные способности, эстетический вкус,  умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность.

   Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности.

  Фотографируйте своё чадо на роскошном фоне, не забывайте снимать и всё вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти недавнюю прогулку и закрепить впечатления.

Заготовка природного материала

    Собирать природный материал можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои прелести. Особенно богатую палитру красок дает осень, золотыми и багряными листьями осенних деревьев. Заготовленный природный материал можно использовать в  творческих работах. Для сбора природного материала можно использовать любую встречу с природой. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работать. А вот листья можно использовать в аппликации, придавая ей различных оттенков или в качестве фона. Шишки еловые и сосновые можно использовать в работе с пластилином, делая разнообразных лесных зверюшек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно  предложить  детям ответить на вопросы:

   «На что похоже? Что напоминает?»  Это побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.).

  Старайтесь начинать каждое утро с улыбки и хорошего настроения, тогда и Вам, и Вашим детям осенняя депрессия не страшна!

Консультация для родителей

ЗДРАВСТВУЙ,  ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ!

Прогулки юного натуралиста.

С наступлением осени преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые               птицы перебрались в тёплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для детей? Что знает он о жизни природы осенью.

О пользе наблюдений

Наблюдения за природой вместе с ребёнком многие из нас считают занятием несерьёзным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Всё это, безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребёнка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее умения читать.

Не секрет, что городские детишки мало общаются с природой. Да и природы как таковой в больших городах осталось немного. Но сколько бы мы ни рассказывали крохе о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого всё равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской парк, чтобы кроха смог увидеть своими любознательными глазёнками все те волшебные превращения, которые подарила природе золотая осень.

Да что там парк! Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с ребёнком не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность – пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда равны. Главное – желание найти истину. Итак, одеваемся потеплее, берём с собой фотоаппарат и отправляемся встречать осень золотую.

Приметы осени.

Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах осени. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у трёхлетнего карапуза уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что осенью опадали листья, а почему? Потому, что осенью холодно. Потому что листочки желтеют и опадают. Ковром лежат на земле. На кустах и деревьях остались только семена и плоды рябины, липы. Остались только ель и сосна, цветы отцвели, трава пожелтела и увила. Гуляя на улице, рассмотрите с ребёнком листья кромочные.

Если малыш уже имеет какое-то представление о планетах и их вращении вокруг солнца, поговорите с ним о том, почему же осенью становиться хорошо.

Уместно будет поговорить с малышом о весенней одежде, о том, для чего люди её надевают.  

Расскажите ребёнку, что осенью дни становятся короче, а ночи – длиннее. Например, обратите внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика, ещё светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице всё ещё было светло.         А теперь вы возвращаетесь домой в сумерках. Если ребёнок не уходит в сад, придумайте другую, понятную ему временную веху.

В гости к деревьям.

Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью, зимой сможет лучше осознать смену времён года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая берёзка. Именно берёзу ребёнка лучше всего

Отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребёнком, что летом дерево было одето в зелёный наряд, осенью листья  желтеют и облетают. Подумайте вместе с ребёнком, почему так происходит. Расскажите ему, что из холодной земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного осеннего солнышка дереву недостаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает.

Рассмотрите вместе с ребёнком почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей. Разломите почку и покажите малышу.

Если в почке виден крошечный зелёный зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собирать разноцветные листья.

Обратите внимание ребёнка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут стоять в зелёном наряде. Объясните, что хвоинки – это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот ёлки хвою и не сбрасывают. Хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются.

Наверное, ваш ребёнок умеет различать некоторые деревья. Но летом это делать легче – помогают листья. А вот зимой, когда они облетели, узнать, то или иное дерево или куст совсем непросто.

Это будет интересной исследовательской задачей для ребёнка. Обратите внимание ребёнка на внешний вид дерева, на его кору, поглядите, может, остались где–нибудь листочки. Берёзу сразу можно отличать по коре, иву – по свисающим до земли веткам, некоторые виды тополя – по высокой пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени сухие плоды. Именно по ним эти растения очень легко узнать осенью.

Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говоря, что большой урожай рябины – к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина – настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезёт, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально «сметают» рябиновые грозди в считанные минуты.

А чтобы ещё лучше запомнит, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: «Раз, два, три  к березе беги!» А малыш быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим игры станет ребёнок…

Консультация для родителей

«Учимся играть и наблюдать с ребенком осенью»

Ваш малыш пошел в детский сад. Позади сложный адаптационный период. Ребенок уже не капризничает по утрам, приходя в группу. И вы спокойны, что с ним все в порядке, пока вы на работе. Вы знаете, что в детском саду с ним проводят все необходимые занятия, но это не значит, что домашние занятия можно прекратить. Используйте каждую минуту для общения и развивающих занятий с малышом.

Идя утром в детский сад, наблюдайте с ребенком за изменениями, которые происходят в природе. Обратите внимание малыша на то, что стало прохладнее, поэтому теплее одеваться. Покажите первые желтые и красные листики на кустах и деревьях. Объясните, что листья желтеют и краснеют, когда на смену теплому лету приходит осень. В дождливый день объясните, что осенью дожди идут часто.

Покажите птиц, которые готовятся к отлету в теплые края. Расскажите, что некоторые птицы всегда улетают от нас осенью, потому что похолодало и стало мало корма.

Рассмотрите и сравните с ребенком две картинки. Пусть подумает и расскажет, на какой картине –  лето, а на какой - осень.

Отправляясь на прогулку в парк или на опушку леса, возьмите с собой ведерко или корзину и наберите с малышом каштанов, желудей, шишек, ягод, рябины. Они пригодятся вам для домашних занятий или можно будет кормить зимой белок и зимующих птиц в парке. Кроме того, малышу понравится сам процесс сбора плодов.

Обратите внимание ребенка на то, что в осеннем лесу много желудей, каштанов, ягод рябины, в саду много яблок, в огороде много морковки и картошки. Именно в этом возрасте нужно сформировать у ребенка понятия много и один.

Покажите стайку воробьев и спросите, сколько воробьев, один или много.

Наберите букет осенних листьев и возьмите один листок. Пусть малыш покажет, где много листьев, а где один. Потом пусть сам сначала возьмет один листок, а затем наберет много листьев. Пусть бросит в одну лужу много листьев, а в другую - один.

Учите ребенка воспринимать окружающее во всем его многообразии. Любуйтесь красками осени, беседуйте о том, какими стали листья на деревьях. Учите правильно называть цвет листьев. Сравнивайте листья по размеру (большой - маленький). Обратите внимание ребенка на то, какие разные по форме листья.

Слушайте звуки осенней природы: шум ветра, шелест листьев, шорох дождя, крики улетающих птиц.

На прогулке в лесу, если ваш ребенок не аллергик, предложите ему понюхать, как пахнут осенние листья, грибы, цветы.

Сравните на ощупь шишку и желудь. Обратите внимание малыша на то, что желудь гладкий, а шишка шершавая.

Стоит поздняя осень - самое скучное время года. На улице холодно, часто идут дожди, лес стоит голый, засохла трава, отцвели поздние цветы, не видно насекомых. В конце ноября начнутся ночные заморозки, да и днем температура воздуха не будет подниматься выше нуля. Старайтесь в это скучное время сделать прогулки с малышом как можно более разнообразными, организуйте подвижные игры, продолжайте учить наблюдать за изменениями в природе. Морозным утром покажите ребенку иней - на траве и ветвях деревьев. Пусть малыш потрогает его и увидит, как он тает под теплыми пальцами.

Прочитайте стихотворение.

Словно ежики иголки,

Как наряд пушистой елки,

Днем он белый, ночью синий,

 На ветвях мохнатый иней.

Рассмотрите с ребенком тонкий ледок, покрывший лужи. Разрешите малышу пройти по нему, посмотреть и послушать, как ломается под ногами тонкий хрупкий лед. Объясните, что иней и лед на лужах появились, потому что стало холодно, и скоро наступит настоящая зима.

Обратите внимание малыша на то, что почти не видно птиц, не слышно даже чириканья воробьев. На прогулках вы может увидеть их в парке. Он и суетятся в поисках корма. Предложите малышу покормить птиц. Объясните, что им холодно и голодно. Возьмите на прогулку крошки хлеба и горсточку пшена. Пусть малыш покормит птиц и понаблюдает за их поведением. Спросите, что делают воробышки (летают, бегают, клюют, чирикают, чистятся, дерутся). Гуляя с малышом вечером в будний день или в выходные, старайтесь проводить прогулки интересно и разнообразно.

Показывайте и называйте незнакомые ребенку машины. Расскажите, чем автобус отличается от троллейбуса, а грузовик - от легковой машины.

Предложите малышу показать все машины красного или синего цвета на стоянке возле дома. А потом пусть попробует посчитать колеса у легковой машины. Если ребенку трудно, помогите ему в этом.

Гуляя возле водоема, покормите булкой уток. Побеседуйте о том, что делают утки (плавают, ныряют, ловят, глотают, крякают, брызгаются, плещутся). Выполняя это задание, вы разовьете наблюдательность и глагольный словарь малыша.

Наблюдая за утками, прочитайте ребенку стихотворение.

Ути, ути, утки,

Уточки-малютки

На волнах качались,

Брызгались, плескались.

       Предложите    ребенку    наблюдать    за    уточками    и    рассказывать стихотворение вместе с вами. Пусть он, сначала хотя бы только договаривает строчки. А через несколько дней, возможно, малыш расскажет стихотворение, увидев уток на прогулке.

Если на улице холодно, и вы боитесь, что малыш замерзнет, проведите подвижную игру для развития общей моторики, координации движений, чувства ритма, воспитания подражательности.

Гном

Дождик, дождик за окном,         (Четыре различных прыжка на обеих ногах. Руки на поясе)

Под дождем остался гном          (Приседаете)

Поскорей кончайся, дождик,     (Встаете, смотрите вверх, тянете руки вверх)

Мы гулять идти не можем.         (Маршируете по кругу)

Литература:

  1. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе. Младшая группа» Спб., 2006 г.
  2. «Задушевное слово», Спб., 2004 г. Еженедельный журнал для младшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "27 сентября - День дошкольного работника"

Консультация содержит историческую справку о появлениях первых детских садов, о возникновении данного праздника...

Консультация для родителей "3 сентября -День солидарности в борьбе с терроризмом"

Как правильно действовать в  чркзвычайных ситуациях....

Консультация для родителей «1 сентября — День знаний»

Консультация для родителей «1 сентября — День знаний»В 1984 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был введён новый государственный праздник – День знаний. Он ...

Консультация для родителей "1 сентября – День знаний"

1 сентября - праздник, вызывающий самые искренние переживательные чувства. Перед 1 сентября мамам стоит обновить и привести в порядок одежду ребёнка для детского сада, купить канцтовары, есл...

Консультация для родителей: "1 сентября"

Всем известно, что 1 сентября - это День знаний, праздник первого дня в школе. Однако это не значит, что в этот замечательный день ничего не происходит в детских садах. В детских садах 1 сентября отме...