«Возрастные особенности детей 4-5 лет»
статья (средняя группа)
4 года- это возраст «почемучек». Дети задают многочисленные вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи и отношения между объектами, активно интересуются окружающим миром. Нередко ребенок многократно обращается к взрослому с одним и тем же вопросом, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другойукрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. То есть нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. Дети в этом возрасте прекрасно оценивают и понимают свое поведение, и поведение окружающих. Причем бывает так, что малыш ведет себя хорошо в присутствии наиболее авторитетных для себя людей (мама, папа, бабушка). И все-таки ребенок как правило считывает поведение с родителей. Именно в этом возрасте начинаются многочисленные жалобы-заявления детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Это не «ябедничество», ребенок стремится найти подтверждение правильности своего мнения, еще раз доказать, что он правильно усвоил правила и границы «поведения». Взрослый помогает ему утвердиться в правильном поведении. В этом возрасте появляется самостоятельность и инициативность в общении. Появляется ярко выраженная потребность в уважении его как к отдельной личности, похвале, одобрении его действий. Именно поэтому малыш особенно обидчиво реагирует на замечания родителей. Ранимость- это не индивидуальная особенность ребенка, а возрастная. Дошкольник 4-5 лет уже не удовлетворяется обществом кукол, он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, ссорятся, мирятся. Агрессивные вспышки встречаются в этом возрасте. Важно научить ребенка справляться с агрессией социально-приемлемыми способами (поколотить грушу, подушку, порвать бумагу, покричать в стаканчик «для крика»). Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. Что же происходит с детским мозгом? В этот период активно формируются все отделы мозга, отвечающие за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа), а также образного правого полушария. На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются некоторые речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму. Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сесорномоторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.) Благодаря правильно сформированному сенсо-моторному базису, при обучении ребенка в школе, не будет тупиков в усвоении чтения, письма, математики. Все эти сложные навыки будут легко формироваться и автоматизироваться. У детей данного возраста часто возникают перевозбуждения из-за слабости тормозных процессов. Если вы замечаете, что ребенок перевозбудился, то надо переключить внимание ребенка на более спокойные виды занятий. Ребенок таким образом успокаивается и восстанавливает свои силы. Восприятие: ребенок должен знать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый), формы (круг, квадрат, треугольник), величины (большой, маленький). Собирать разрезную катинку из 3-4 частей. Разбирать и собирать 4ехсоставную матрешку. Внимание: слушать сказку, рассказ 15 минут, находить отличия между двумя картинками. Память: дети запоминают 4-5 картинок или предметов. Начинает складываться произвольное запоминание, дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок бабушке» и т.д.). Мышление: ребенок в этом возрасте обобщает понятия, относящиеся к следующим категориям: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, обувь, животные, транспорт. Составлять рассказ по последовательным картинкам. В это время очень возрастает воображение, он уже может представить персонажей из сказок. В его воображении часто переплетаются сказочное, реальное и фантастическое.
Памятка для родителей 4-5леток.
Уважаемые родители, Вам будет легче понять и принять своего ребенка, если Вы будете выполнять следующие рекомендации:
- Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
- Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
- Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
- Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть
- Направьте его энергию в положительное русло, например в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), а также рисование, пение.
- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
- На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не является защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
- Научите ребенка жалеть. Пусть он поймёт, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
- Никогда не заставляйте ребенка забыть, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
- Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти « естественную возрастную агрессивность» и научиться быть гуманным и добрым.
- Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование « Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», « Кто быстрее пробежит».
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/11/10/unns1yrqeyi.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-369460-1585246285.jpg)
Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.
В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-770650-1488033121.jpg)
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1059922-1539258961.jpg)
Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»
Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/26/picture-242665-1598440857.jpg)
Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318832-1614531362.jpg)
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...