Использование устного народного творчества в развитии речи детей
консультация

Наталья Сергеевна Филиппова

Использование устного народного творчества в развитии речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Использование устного народного творчества в развитии речи детей"

О нормах речевого развития детей до трех лет

         К 2-2,5 годам ребенок уже понимает названия действий, значение предлогов и может выполнять двухступенчатые инструкции: "Возьми ложку и дай папе", "Закрой коробку и дай мне", "Бери чашку и ставь на стол". От 2,5 до 3 лет он слушает небольшие рассказы, стихи, сказки, понимает их смысл, с трех лет может понимать значение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Если у малыша отсутствуют понимание речи взрослых и собственная речь, необходимо оценить, как он понимает жесты и мимику, как пытается их использовать в общении с окружающими.

В целом период от двух до трех лет является самым важным в освоении грамматики языка и характеризуется быстрым ростом числа умений ребенка. Его деятельность становится намного сложнее, расширяется объем пассивного и активного словарей, совершенствуются звукопроизношение и слоговая структура слова, появляются простые предлоги, местоимения, устанавливаются простые связи между предметами.., активно развивается понимание речи взрослого… Таким образом, речевые навыки ребенка развиваются и совершенствуются, усваиваются многие грамматические формы, но в полной мере система родного языка еще не усвоена [1].

Почему важно развивать речь ребенка

              Известно, что правильная и красивая речь способствует успешному общению, обучению и развитию ребенка. Грамотная, верная речь дарит чувство уверенности в себе и позволяет находить общий язык с окружающими. Дети, которые красиво говорят, положительно выделяются на фоне сверстников. Своевременное развитие речи позволяет малышам активно познавать мир и взаимодействовать с ним. Специалисты утверждают, что в последнее время качество речи детей резко снизилось. У многих ребят наблюдаются нарушения речевого развития (неверное произношение, неумение связно говорить, задержка речевого развития — ЗРР и т.д.). Этому есть свои причины: ухудшение состояния здоровья детей; уменьшение количества общения с окружающими; длительные игры со смартфонами, слишком частый просмотр мультфильмов; снижение речевой культуры взрослых (сквернословие, слова-паразиты, неверное употребление значений слов и т.д.); отсутствие речевого воспитания в семье. Детскую речь можно и нужно развивать [3].

Значение устного народного творчества в развитии речи детей

             Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки - все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения народного творчества обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Колыбельные песни  (о значении колыбельной песни можно посмотреть здесь) успокаивают, настраивают ребенка на отдых. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Колыбельная песня содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний.

Народные потешки   (о пользе потешек для малышей можно посмотреть здесь)  представляют собой прекрасный речевой материал.

С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии.
Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки пробуждают интерес к новым словообразованиям. 

Небылицы (небылицы в развитии дошкольников можно посмотреть здесь)– это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

Скороговорки  (азбука скороговорок можно посмотреть здесь) учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова.

Считалки  (роль считалок в развитии ребенка можно посмотреть здесь) тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.
Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи.

Загадки (влияние загадок на речевое развитие детей можно посмотреть здесь) – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи [2].

Литература:

1. М. Кишиневская, Е. Кузнецова. Логоритмика с детьми 3–4 лет (конспекты занятий). I полугодие.  http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=55559338

ISBN 9785449886958. Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.

Интернет - ресурсы:

2. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog61137/konsultacija-dlja-roditelei-31472.html

3.https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/folklor/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь и...

«Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»

Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки – все ...

Использование устного народного творчества в развитии речи детей

Использование устного народного творчества в развитии речи детей....

консультация для родителей детского сада на тему:"Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста".

Материал будет интересен воспитателям,родителям.Цель:познакомить родителей с устным народным творчеством.Задачи:-научить родителей использовать устное народное творчество в повседневной жизни;-развива...

Творческое использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием всех видов народного фольклора....