Консультация "Психологическое здоровье ребёнка"
консультация

Консультация "Психологическое здоровье ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

 (Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

 

Консультация «Психологическое здоровье ребёнка»

                                                                               

  Разработчик: Васильева И.Ю.

С. Алтайское

2020г

Понятие «психологическое здоровье» охватывает весь спектр личностного, психоэмоционального, социального и физического благополучия человека. Этот термин появился как результат определенных философских и психологических взглядов на природу человека, сложившихся в рамках гуманистической и гуманитарной психологии.

В основе данной работы лежит определенная «философия практики», истоки которой почерпнуты из трудов выдающихся отечественных философов и психологов. – В.С.Соловьева, Л.С.Выготского, М.М.Бахтина, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. Мы исходим из признания самоценности детства и уникального опыта, впоследствии образующего жизненный стиль человека его культуру.

Условие развития психологического здоровья ребенка- позитивное содержание его индивидуального опыта, эмоциональных переживаний. Важным условием в этом процессе становится развитие речевых форм общения как со взрослыми, так и сверстниками.

К 5-6 годам ребенок начинает накапливать свой жизненный опыт, во многом стихийный и не осознанный. Воспоминания детства дают человеку необходимый ресурс, поддерживают и помогают. Так считали Ф.М.Достоевский и Л. Н. Толстой и наши современники А. Приставкин, Ф. Искандер. Многочисленные автобиографии, дневники свидетельствуют о тонком проникновении ребенка в мир окружающей жизни, яркости восприятия и особой «детской» памяти. Исследования показывают, что дети, растущие без близких, взрослых испытывают дефицит общения и не могут в полной мере пережить события собственной жизни.  

Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в осмыслении и организации. Индивидуальный опыт кристаллизируется в самосознании в форме эмоциональных, фантазийных фрагментов жизненных событий, происшедших или же реконструированных под влиянием, как осознанных, так и, неосознанных факторов и обстоятельств. Индивидуальный опыт отличается проективным художественным содержанием и выражается в различных формах: изобразительных, воспоминаниях, сказках. В дошкольном возрасте следует широко использовать рассказы детей о себе, своих впечатлениях и переживаниях выраженные с помощью графических, изобразительных средств собственных средств и переживаний.

 Творческое открытие мира, собственный взгляд на жизнь и ее проявления необходимы для максимальной гуманизации процесса обучения и воспитания считает А.А. Мелик-Пашаев, подчеркивая исключительную роль художественных средств самовыражения и познания мира ребенком.

Именно из раннего детства рождается низкая стрессоустойчивость, пессимизм, недостаточная доброжелательность и не умение быть партнером.

Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития.

Ребенок, предоставленный самому себе и остающийся один на один с собственными внутренними переживаниями, легко вступает на путь социальной психопатизации.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, они несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Взрослые должны обратить внимание на необходимость учета реального опыта, который есть у детей, с тем, чтобы на его основе включить ребенка в более широкое русло общечеловеческих ценностей, помочь в интеграции личного и социокультурного знания, в обретении ребенком целостности и идентичности.

Таким образом, детям необходим взрослый, организующий опыт их жизни и помогающий его воспринять и осознать. В образование и воспитание детей всех возрастов необходимо вводить основные нравственно- философские понятия. К ним относятся понятия «здоровье», «счастье», «добро», «зло», «красота», «душа», «тело», «любовь», «дух», «природа», «разум», «чувства».

Насыщение индивидуального опыта ребенка целостно –смысловым отношением к событиям собственной жизни, обогащение словаря самовыражения позитивными смысловыми понятиями прямо связано с развитием оптимизма.

В метафорической форме, используя пословицы, поговорки, сказки мы вводим ребенка в мир образов и чувств, создаем условия для понимания эмоционально-ценностного смысла общекультурных норм и правил.

В условиях свободной творчески организованной деятельности, рисуя, играя, сочиняя, вспоминая и рассказывая, ребенок учится соотносить свои представления с общепринятыми, а также с представлениями других детей и взрослых. В этом процессе создаются условия для формирования социальных эмоций.

В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, а общение со взрослыми - одно из важнейших условий ее развития. В этот период ребенок открыт по отношению к существующим в обществе нормативным и социокультурным представлениям. Усвоение этических норм и правил, стремление следовать культурным образцам позволяют ему легко, не проявляя критичности и сопротивления, «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Детей в этом возрасте отличает феномен «морального реализма» (Ж. Пиаже), проявляющийся в полном принятии моральных норм, существующих вне его. Однако для становления личности недостаточно одних лишь знаний и представлений. У ребенка проявляется расхождение между речевым и реальным поведением. Зная правила, не выполняет их, верно оценивая поступки героев, ведет себя импульсивно, порой не предсказуемо. Развитие личности требует способности к анализу собственного поведения, сдерживания непосредственных импульсов, разрешения внутренних конфликтов.

Личность развивается в ходе осознания человеком себя и своих возможностей, для этого необходимо иметь развитое самосознание, овладеть средствами самопознания и саморегулирования. Ребенку необходимо научиться социальному познанию, умению видеть и понимать тонкие эмоциональные проявления сверстников и взрослых.

Многочисленные конфликты, возникающие из-за эмоциональной возбудимости, подвижности, проявления агрессии и негативизма, недоброжелательности, разрешаются лишь при условии специального обучения детей умению договариваться, быть позитивными, понимающими вступать в партнерские отношения с ровесником. Общение со сверстниками требует согласования точек зрения, и потому дети вынуждены проявлять некоторую изобретательность в понимании друг друга, иначе контакты быстро распадаются. Отсутствия социально- психологической гибкости делает ребенка одиноким, лишает его радости общения, веселых игр. В детских контактах умение согласовывать мысли, мысли, чувства, действия делает сотрудничество устойчивым и радостным. Оно позволяет научить ребенка конструктивным способам поведения, сделать его компетентным в межличностных отношениях. Специальное социально- психологическое обучение может стать важным условием взросления и способствовать правильному развитию в следующем периоде жизни - подростковом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...

Мастер-класс «Здоровый педагог – здоровый родитель – здоровый ребёнок»

Педагог обязан развивать в своих воспитанниках привычку, стремление к здоровому образу жизни. И конечно, как и в других сферах воспитания личности, помощь родителей в данном вопросе очень важна....

Конспект занятия «Здоровый ребёнок в здоровой семье» в рамках «Недели здоровья». С. Михалков «Про мимозу».

Конспект занятия «Здоровый ребёнок в здоровой семье» в рамках «Недели здоровья».С. Михалков «Про мимозу»....

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ «Здоровый ребёнок – счастливый ребёнок»

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоро...

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ «Здоровый ребёнок – счастливый ребёнок»

Закрепление понимания о необходимости сохранения и укрепления здоровья, способствовать пропаганде здорового питания....