Консультация "Психологическая природа детских жалоб "
консультация

Тюрина Оксана Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_._zhaloby.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,

Консультация

«Психологическая природа детских жалоб»

        Составитель: педагог-психолог Тюрина О.В

Кулунда, 2021

      Жалобы дошкольников разнообразны по характеру поводов, вызвавших их, по способу выражения и по тому, чего ждет и добивается жалующийся ребенок от взрослого. Психологи выделяют несколько типов жалоб дошкольников. Я расскажу о четырех из них.

        «У меня болит…» Поводом для такой жалобы является обида, вызванная физической болью, причиненной сверстником. Ребенок ищет у взрослого либо ласки и внимания, либо проявления сочувствия в какой-то другой форме, например, выражения одинакового с ребенком отношения к тому, что вызвало его жалобу. Ребенок часто настойчиво требует наказать обидчика, хотя на самом деле для него не обязательно, чтобы наказание было действительно реализовано. Главное, чтобы взрослый показал, что обидчик неправ.

Близки к рассмотренному типу жалобы детей, вызванные их душевным дискомфортом. Они чаще всего встречаются у детей, впервые переступивших порог детского учреждения и еще недостаточно привыкших к нему. Малыш неотступно ходит за взрослым и постоянно на что-нибудь жалуется, то у него пальчик болит, то голова. Обследование показывает: ребенок здоров. Стоит взрослому погладить ребенка, обнять его – как боль его стихает, и он начинает рассказывать о своих близких. Царапина или ушиб – лишь повод, чтобы привлечь к себе внимание старшего, поговорить с ним о том, что действительно «болит»: о близких, с которыми ребенок впервые разлучился. Он ищет сочувствия и его согласия в высокой оценке близких ребенка.

           «Пусть отдаст…» Этот тип жалоб возникает как результат столкновения интересов детей, связанных с предметами. Ребенок испытывает острую заинтересованность в предмете, устремляется к нему, желает им обладать, но встречается с препятствием. Эти жалобы возникают, когда сам ребенок не может справиться со сверстником, мешающим обладанию предметом или препятствующим какой-либо его деятельности; когда ребенок сопереживает другому ребенку, терпящему бедствие, но сам ему помочь не может, то есть, во всех случаях, когда дошкольнику нужна помощь и содействие взрослого. Наиболее распространенное эмоциональное сопровождение этих жалоб – возбуждение, возмущение. Плач и крик используется как средство «нажима» на взрослого, с целью вызвать у него сочувствие. Смысл этих жалоб – побуждение взрослого к действию по отношению к мешающему ребенку сверстнику, которое обеспечит определенный практический результат: «Пусть отдаст!», «Пусть уйдет!». Иными словами – заставь его отдать, и у меня будет то, что мне нужно.

           «А они не спят…» Этот тип жалоб детей взрослому возникает в ситуациях нарушения сверстниками ребенка различного рода правил. Эти жалобы – информация о других детях. Их-то взрослые и склонны более всего рассматривать как ябедничество. В них дети сообщают взрослому о поступках и проступках ровесников, не проявляя при этом, на первый взгляд никакой личной заинтересованности. В них у детей как бы нет никакой «корысти» («А он не ест кашу», «А они брызгаются водой в туалете», «А они не спят»). Сообщит ребенок нечто подобное, подождет немного, как бы вопросительно глядя на взрослого, и удалится. Порой на его лице возникает выражение удовлетворенности, особенно в том случае, если взрослый дает ему распоряжение прекратить все «безобразия» или скажет: «Хорошо, я сейчас подойду», - или пойдет вместе с ребенком наводить порядок.

Эти жалобы окрашены сравнительно спокойным тоном: у ребенка нет личной «корысти». И нет желания нанести вред сверстнику. На вопрос взрослого, что же надо сделать с теми детьми, о которых сообщает ребенок, дошкольник в этом случае никогда не скажет: «пусть так не делает», «надо запретить так, делать», «вы им объясните, что так нельзя». И если взрослый все-таки предложит наказать тех, кто нарушает порядок, ребенок, сообщивший об этом, запротестует. «Не надо наказывать, надо сказать, чтобы больше так не делали».

За информацией ребенка о поступках сверстника стоит определенное понимание им правил общежития в детском коллективе, которым он впервые овладевает. Столкновение с их открытым нарушением толкает ребенка к источнику этого правила и арбитру во всех детских делах – к взрослому за поддержкой и разъяснением. В этом обнаруживается стремление детей к одинаковому со взрослым пониманию правила. Если взрослые говорят, что днем надо отдыхать, а ребята бегают по постелям и кидаются подушками – то, что же правильно? Если мальчики не должны обижать девочек, то, как поступить с Вовой? Об этом можно узнать у взрослого. И дошкольник идет к нему со своим недоумением.

         «Я хочу, чтобы меня похвалили…», «А они тоже плохие…» Этот тип жалоб также является информацией дошкольников о поступках сверстников. Но в отличие от предшествующей, третьей группы, за жалобой – информацией стоит некоторая личная заинтересованность детей. В одних случаях, жалующиеся деть хотят избежать возможного наказания и, сообщая о поступке сверстника, как бы отделяют себя от него, в других – ребенок открыто стремится к похвале взрослого, к согласованию своих оценок и позиции с нравственными оценками и позициями взрослого.

Случается, что в группе детского сада или в семье, где несколько детей, у взрослого есть более ему симпатичные (любимые) и менее симпатичные дети. Последние, как правило, получают больше замечаний, их положительное поведение на фоне похвал в адрес любимых детей остается мало замеченным или совсем незамеченным. И у этих детей возникает гипертрофированное желание получить похвалу взрослого, заслужить его расположение. Как это сделать, если взрослый не видит их хороших поступков? Обратить его внимание на отрицательные моменты в поведении своих товарищей или братьев и сестер, которые ускользают от взгляда взрослого. И жалоба ребенка приобретает недоброкачественный оттенок «доноса». И может стать привычкой и чертой личности, если взрослый не изменит своей позиции по отношению к детям и не обратит внимание на жалобы ребенка.

Жалуясь, таким образом, на других детей, дошкольник стремится показать себя взрослому с лучшей стороны, получить его одобрение в нравственном плане, добиться его расположения, выражения положительного к себе отношения. В эмоциональном аккомпанементе такого рода жалоб детей доминирует обида, тревога, возбуждение. Частота таких жалоб зависит от особенностей характера взрослого. Их больше тем, где взрослый авторитарен, отличается властностью и избыточной строгостью.

Как относиться к жалобам дошкольников???

●Жалоба – это обращение ребенка к взрослому по собственной инициативе.

●ребенок нуждается во взрослом.

●Жалоба сигнализирует о некотором неблагополучии ребенка, иногда о его физическом, но в подавляющем количестве случаев – о его душевном дискомфорте, о каких-то неясностях, конфликтах, из которых ребенок сам не умеет найти выход.

●В жалобе выражается отрицательное переживание ребенка (тревога, гнев, возмущение, недоумение) и стремление поделиться им со взрослым, получить разрешение сомнения, добиться понимания и поддержки.

●Жалоба, пусть в разной степени, но, как правило, эмоционально окрашена. Это свидетельствует о значимости для ребенка того, что побуждает его к жалобе.

●Жалоба дошкольника взрослому – это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению с ним, острое желание рассказать о себе, чаще всего, о каких-то трудностях и невзгодах, и, прежде всего, в сфере отношений с окружающими людьми.

●Жалуясь взрослому, дошкольник ищет у него сочувствия и сопереживания. И оно дает детям многое: и признание взрослым его чувств (тип жалоб); и утешение малышу при одинаковом с ним отношении взрослого к обидчику (тип жалоб); и самое главное – уточнение, а порой и постижение того, по каким правилам и нормам взаимоотношений с окружающими людьми надо жить (все типы жалоб и особенно тип). Правда в последнем случае это постижение часто совершается в парадоксальной форме: чтоб не быть плохим, отмежеваться от этого, или указать на недостатки другого. Однако – это, всё-таки, постижение норм и правил человеческих взаимоотношений, овладение ребенком социальным опытом в этой сфере.

            Совершается оно путем соотнесения ребенком своего отношения к ситуации и людям с отношением к ним взрослого. Совпадение их при сопереживании взрослого ребенку и является для дошкольника компасом в сложном мире людей.

          Психологическая природа жалоб дошкольников определяет то, как следует поступать взрослому. Если в жалобе ребенка выражается тяжелое переживание им ситуации, которую он сам разрешить не может и потому обращается к взрослому за сочувствием и поддержкой; если эти переживания ребенка связаны с взаимоотношениями с другими людьми и посредством согласования оценок происходящего ребенком и взрослого дошкольник постигает нормы нравственности и морали - то оставлять без внимания ребенка и его трудности просто нельзя.

В одних случаях – достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли, а на самом деле тоскуя по ласке близких.

В других – следует удовлетворить потребность ребенка в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв, таким образом, тенденцию к «доносам».

В третьих, помочь организовать взаимодействие со сверстниками…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...