Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР».
материал

Тимирбаева Елена Сергеевна
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Семинар-практикум для родителей

«Развитие связной речи у дошкольников с ТНР»

Воспитатель Тимирбаева Е.С.

Аша, 2020

Здравствуйте, уважаемые родители! Хочу начать свое выступление со слов:  

 «Дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить». Ф.А.Сохин

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

В современных исследованиях отмечается, что умение и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигаются того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется при ОНР.

О том, как сформировать связную речь у дошкольников с ОНР, сегодня мой семинар.

Сегодня я расскажу и покажу, как можно развивать связную речь у детей с ОНР с помощью методик как обучение составлению рассказа цепной и параллельной организации, картинно-графического плана.

Всем детям с ОНР необходима работа по развитию связной речи. Дети имеют скудный словарный запас, аграмматизмы в речи, не умеют формулировать связные высказывания, нарушена логическая последовательность изложения информации.

Эффективная методика развития связной речи – это обучение рассказу цепной организации. Цепной текст устроен так, что каждое следующее предложение вытекает из предыдущего. В 2х предложениях мы думаем об одном и том же предмете.

А теперь, уважаемые родители, попробуем сами составить текст цепной организации.

(Карточки)

Следующая методика – рассказ параллельной организации.

Работа над рассказом основывается на опыте детей. Чтобы научить ребенка составить такой рассказ предлагается программа по выявлению признаков, свойств предмета.

Включает 3 этапа.

1. Представляет перечень символики, с помощью которых выделяются признаки.

2.Обеспечивает выделение признаков предмета.

3. Описывает предмет.

Например:

1. Выбрать из ряда фишек разного цвета ту, которая соответствует цвету объекта.

2.Для описания формы выбрать ту или иную геометрическую фигуру.

3.Для описания фактуры выбрать из кусочков различного материала кусочек меха.

4. Для описания размера выбрать из двух большой или маленький предмет.

Так же вкус, звуки, что делают с этим предметом (выбирают из предложенных в схеме предметов).

Как сказал К.Д.Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».

Мы попробуем составить сюжетный рассказ с использованием картинно-графического плана, где используются следующие символы «Наш сад», «Наш город».

Вывод: 

Использование методик обучения составлению рассказа цепной и параллельной организации, картинно-графического плана активизируют речемыслительную деятельность ребёнка, помогают планировать речевое высказывание.

Следовательно, можно сделать вывод что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление.

На память о нашем мероприятии предлагаю вам буклеты.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет»

Консультация для родителей«Развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет»...

Методический материал для родителей "Развитие связной речи у дошкольников"

Методический материал для родителей "Развитие связной речи у дошкольников"...

Консультация для родителей "Развитие связной речи у дошкольников в семье"

Развитие связной речи становится  всё более актуальной проблемой современного общества....

Консультация для родителей "Развитие связной речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие связной речи у дошкольников"...

Семинар-практикум «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»...