Роль семьи в эстетическом воспитании дошкольников.
консультация (младшая, средняя группа)

Толмачева Галина Владиславовна

Роль семьи в эстетическом воспитании дошкольников.

Держа в руках скрипку, карандаш, кисть,

человек не способен совершить ничего плохого.

Народная мудрость.

            Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека. С первых его слов, поступков. Окружающая  среда, общение с родителями, родственниками, сверстниками. Поведение окружающих, настроение, всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании маленького человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_esteticheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в эстетическом воспитании дошкольников.

Держа в руках скрипку, карандаш, кисть,

человек не способен совершить ничего плохого.

Народная мудрость.

          Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека. С первых его слов, поступков. Окружающая  среда, общение с родителями, родственниками, сверстниками. Поведение окружающих, настроение, всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании маленького человека.

И если мы говорим об эстетическом воспитании, то важно понять, каким оно должно быть, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности ребенка.

            В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Именно здесь формируется  и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и  представление об идеале. Воспитание  красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

    Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.  

Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Зло и подлинная красота - несовместимы.

А значит, обязанность педагога, родителей, как можно раньше приобщить ребёнка к красоте.

    Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на результативность.

Поэтому и педагогам и родителям нужно сделать все необходимое, чтобы не испортить, не стереть этих восхищающих и волнующих   красок, под названием ДЕТСТВО.

    Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями  и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры    будущей личности закладываются именно в семье.  

ПРОБЛЕМА:

 Известно, что нет проблемы детей, есть проблемы родителей.

 И данное положение имеет самое прямое отношение к современному обучению дошкольников изображать, то есть рисовать, лепить, правильно заниматься аппликацией. Мы часто недооцениваем роль рисования в дошкольном периоде. Нам кажется, что дети не так изображают окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки» сами по себе не несут развивающего эффекта для ребенка.

Такой подход к детскому изображению далек от истины. Научить изображать, то есть  первоначально любить что-либо изображать – это значит сделать универсальное полезное дело для своего малыша. Развиваются руки, малыш учится активно показывать в своих первых рисунках свое личное отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всем многообразии красок он познает окружающий мир. Наконец, рисунок отражает детское настроение. По подбору красок психологи судят  о душевном равновесии дошкольника.

 К примеру, рисует малыш с преобладанием черной, серой, темно-коричневой красок – значит, отчего-то ему тоскливо, он в разладе с самим собой или близкими.

Или наоборот, свою радость дошкольник, как правило, изображает с помощью желтой, оранжевой, красной красок.

Решение проблем:

          Она заключается в создании условий для занятий изобразительным творчеством. Уже с 2-х лет у малыша должен быть такой уголок творчества, который помог бы ему как можно раньше взять в руки орудия труда: краски и карандаш. Фломастеры – это хорошо, но лучше использовать их в сочетании с другими изобразительными возможностями.           Изображать можно различным материалом, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого малыша.

Что рекомендуем иметь в уголке творчества для детей, начиная с 3-4 –х  лет:

  1. В идеале детский мольберт или просто столик, можно откидной.
  2. Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, сангину, свечи восковые, вату. Кисточки различных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами. Ткани, природный материал, фланель однотонную, бархатную бумагу, кусочки целлофана, копировальную бумагу различных цветов.  

Остатки шерстяных ниток, разноцветную тушь. Сюжетные открытки, хороший клей, Красивой формы небольшие гладкие камушки и т. д.

Как развивать творческое воображение дошкольника?

        Фантазия человека безгранична. Ведь материал, который оказывается в руках ребенка, всегда разный. Только собирать надо все и не выбрасывать  в погоне за операционной чистотой. Как можно развить у ребенка творческое мышление, воображение, умение фантазировать,  если у него не будет под рукой ничего?

        Мы, взрослые, сами уничтожаем в наших детях желание работать и руками, и головой. Что остается  делать детям?.. Выбрасывая из карманов детей перышки, камушки, винтики, фантики мы что-то в них самих уничтожаем. Раз ребенок увидел, поднял, взял домой этот  «мусор», значит, у него была какая-то идея.

Спросить бы: «Родной, а что ты хотел из этого сделать? Этот камушек на что похож?»

Но нам проще взять и выбросить, чтобы дома был порядок. Вот и растим бездушных, не видящих  красоты людей.  

        Давайте  больше общаться с нашими детьми и учиться у них  видеть этот замечательный мир вокруг. Удивляться каждому камушку, листочку,  причудливой палочке  и учиться у детей любить этот мир  фантазий.

 В.Сухомлинский писал: «Через красивое - к человечному - такова закономерность воспитания».

   

С  самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития  у   ребенка   воображения   и   накопления   первых   эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у  детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к  действительности и к искусству. В  самые  ранние  этапы  становления,  когда умственное  развитие  ребенка  идет особенно  бурно.  А  потому  так  важна педагогическая грамотность родителей,  характер их эстетических  запросов, культурный климат в семье.

    Существенное  значение  в   эстетическом   воспитании   ребенка   играет организация детского быта — чистоты, порядка,  удобства,  красоты,  где  все соразмерно, согласовано по цвету,  форме,  величине  и  т.п.  Уже  с  2-3  – летнего возраста, детей следует приобщать  к  созданию  мира  красоты  через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, тем самым  утверждая  их  в понимании того, что красота – дела рук человеческих.              Эстетическое постижение  предметов  происходит  через  их  форму,  цвет, величину.  Важно,  чтобы  игрушки   отвечали   требованию   разнообразия и праздничности. Важно,  чтобы  игрушки  отвечали  требованию  разнообразия  и праздничности. Способность анализировать и схватывать  форму  развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.                                                                   Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально - смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем  свое углубление  и  обогащение,  перерастая  в  систему   эстетической   культуры личности. В  школьные  годы  этот  процесс  находит  выражение  в  овладении сенсорно-чувственными  приемами  постижения  художественных  и  эстетических явлений, то  есть  приобретения  умений,  навыков  воспитания  и  оценки,  в обогащении эмоциональных реакций.                                   Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях. Овладение ценностными   ориентирами, развитие личностных мотивов общения  с  эстетическими  и  художественными  объектами. Формируется  эмоционально   психологические   установки. Оценочно-вкусовые представления,  осваиваются  многообразные  способы   образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.                                          В  современной  школе  при  декларировании   формирования   гармонически развитой личности в качестве цели обучения и  воспитания  наблюдается  между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического  профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п.,  нацеленные  в  основном на  развитие  только  соответствующих  специальных  способностей.   В   этих условиях  значимость  изучения  учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это. Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать,  что  оно  способствует   формированию   их   творческого потенциала, оказывая  разнообразное  положительное  влияние   на   развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. В  последующие  возрастные  этапы  духовное и предметно-практическое освоение  системы  культурных  ценностей, непосредственное  участие  в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством  от  культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых  разных  профилей..

   Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Этот метод, можно считать в равной мере как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить предлагаемый детям материал. Речь его должна быть точной, выразительной. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, воспитатель на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые из них:

— слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные-методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;

— приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;

— показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;

— приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.                      В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественное развитие ребенка.                                                                                               Литература:

    1. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.

    2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.1968.

    3.  Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.

    4.  Е.В. Субботский. Ребенок открывает мир. Москва. Просвещение.  1990г.

    5. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников

Как много значит семья в  нравственном воспитании дошкольников!...

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников

Как много значит семья в  нравственном воспитании дошкольников!...

Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников

Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Это объединяет философов мира разных поколений (Демокрит, Платон, Аристотель, И. ...

"Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников"

"Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников"...

Консультация для родителей "О роли семьи в эстетическом воспитании ребенка"

​Консультация для родителей "О роли семьи в эстетическом воспитании ребенка".  В статье в кратной, доступной  форме обращается внимание родителей на ключевые и несложные моменты в семей...

Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников.

Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников.Эстетический  вкус проявляется в том, что человек  получает удовольствие, духовное наслаждение  от встречи с ис...

Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании дошкольников

 Средствами художественно-эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные предметы и явления окружающей действительности. Правильно-организова...