Семинар - практикум для родителей и детей по звуковой культуре речи
методическая разработка (младшая группа)

Гордиевская Елена Викторовна
       Рассказывая о достижениях и проблемах двух-трехлетнего ребенка, мы говорили о том, какие звуки удаются малышу лучше, а какие вызывают затруднения, поэтому перейдем к играм и игровым заданиям, которые вы можете использовать, занимаясь с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_po_zvukovoy_kultue_rechi.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

      Семинар - практикум для родителей и детей по звуковой культуре речи

 На третьем году жизни у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи. Старайтесь следить за тем, чтобы речь вашего малыша была внятной, неторопливой, достаточно громкой. Нужно обращать внимание ребенка на четкость произнесения звуков, слогов, фраз, причем делать замечания нецелесообразно — лучше похвалите малыша, а потом попросите повторить сказанное (погромче, не торопясь). Сопроводите эту просьбу словами: «Извини, я не расслышала, что ты сказал». Помните, что ваша четкая, неторопливая речь будет лучшим образцом для ребенка.

       Рассказывая о достижениях и проблемах двух-трехлетнего ребенка, мы говорили о том, какие звуки удаются малышу лучше, а какие вызывают затруднения, поэтому перейдем к играм и игровым заданиям, которые вы можете использовать, занимаясь с ребенком.

     «BO ДBOPE». Приготовьте игрушки или картинки, изображающие петуха, курицу, кошку и т, п. Показывайте ребенка игрушку (картинку), сопровождая свои действия имитацией голоса животного: «Вот курочка кудахчет: ко-ко-ко» и т, д. После «представления» всех животных и птиц задайте малышу вопросы: «Как курица кудахчет?» и т. д,

    «ПЕСНЯ-ПЕСЕНКА». Приготовьте игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку, Расскажите ребенку историю про песенку:

                                                        Запела девочка песенку,

                                               Пела, пела и допела,

                                               — Теперь ты, петушок, пой!

                                               — Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок,

                                               — Ты спой, мурка!

                                               — Мяу-мяу, — спела кошка.

                                               — Твоя очередь, уточка!

                                               — Кря-кря-кря, — затянула утка.

                                               — А ты, мишка?

                                               — Рев-рев-рев, — зарычал медведь.

                                               — Ты, лягушка, спой!

                                               — Квак-квак-квак, — проквакала лягушка.

                                               — А ты, кукла, что споешь?

                                               — Ма-ма, ма-ма!

                                               Складная песенка!

         Читая эти строчки, показывайте малышу игрушки (персонажей) и
четко произносите звукоподражание, Когда ребенок будет отвечать
на ваши вопросы, особое внимание обратите на точность имитации
голосов животных.

     «ПЕТУШКИ И ЦЫПЛЯТА». Вы будете изображать петушка, а ребе-
нок — курочку или цыпленка. Попросите малыша стучать пальцами
об пол — «клевать зернышки». Вы включаетесь; «Где тут цыпленок?»
Ребенок отвечает: «Тут, пи-пи-пи». «А где курочка?» — «Тут; ко-ко-ко»,
     
«ГАВ-ГАВ». Приготовьте картинки с изображениями щенка, коня,
теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся. Читайте малышу стихи, сопровождая свои слова демонстрацией картинок. Ребенок с вашей помощью будет подражать звукам зверей и птиц:

                                             «Гав! Гав!» — на заре.
                                            «Гав! Гав!» — на дворе,

                                              На дворе щенок бежал,
                                             А в конюшне конь заржал.
                                             Он сердился: «Ты чего
                                             спать мешаешь? И-го-го!»

                                              «Гав! Гав!» — на заре.
                                             «Гав! Гав!» — на дворе,

                                               И сказал теленок; «Му-у!»
                                              Почему сказал он: «Му-у!»?
                                              «Му-у» - сказал он потому,
                                              что мешают спать ему.

                                               «Гав! Гав!» — на заре.

                                               «Гав! Гав!» — на дворе.

                                                И сказал цыпленок: «Пи!
                                               Ты, щенок, еще поспи!»
                                               А сороки зарядили -
                                               «Разбудили! Разбудили!»

                                                 А козленок: «Ме!» да «Ме!»

                                                «Подремать не дали мне».

                                                 «Гав! Гав!» — на заре.
                                                «Гав! Гав!» — на дворе,

                                                  И сказал гусак.

                                                  И сказал вот так,

                                                  Он сказал: «Вы знаете,
                                                 Вы так сильно лаете,
                                                 Что просто всем мешаете!»

                                                  А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
                                                 У него веселый нрав!
                                                 И веселый этот нрав
                                                 называется «Гав-гав!».

      «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ». Прочитайте ребенку стихотворение:

Наши уточки с утра:
— Кря-кря-кря!
— Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
— Га-га-га!

— Га-га-га!

А индюк среди двора:
— Бал-бал-бал!
— Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху:

— Грру-грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно:

— Ко-ко-ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
рано-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Задайте малышу вопросы о том, как кричат птицы.

«ЧАСЫ ТИКАЮТ». Приготовьте настоящие или игрушечные часы (большие и маленькие). Покажите малышу часы, предложите послушать, как они «говорят», и воспроизвести тиканье: «тик-так», Потом демонстрируете тиканье других часов.

Ребенок воспроизводит громкое тиканье больших часов и тихое - маленьких. Можно попросить его «тикать» медленнее или быстрее. Следите за произношением звуков.

«ЛОШАДКА». Приготовьте игрушечную лошадку. Покажите ребенку игрушку, сопровождая действия имитацией крика лошади: «И-и-и». Попросите ребенка повторить. Лошадку можно заменить другой игрушкой с соответствующей имитацией.


Семинар - практикум для родителей и детей на тему: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников младшего дошкольного возраста».


Специалисты в области логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались  при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить систематически — в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу.
Помните: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Чем      больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".  (В. А. Сухомлинский).
                                 ВСТРЕЧА ЗВЕРЕЙ

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”, (Соединяем большие пальцы рук.)

Два щенка: “Ав-ав!”, (Соединяем указательные пальцы рук.)

Два жеребенка: “Иго-го!”, (Соединяем средние пальцы рук.)

Два козленка: “ме-ме!”, (Соединяем безымянные пальцы рук.)

Два телёнка: “Му!”. (Соединяем мизинцы.)

Смотри, какие рога. (Показать рога.)

 Пальчиковая гимнастика"Паучок"

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

                 

 ТУКИ –ТУКИ-ТУКИ -ТОК

Туки- туки- туки- токКулак стучит о кулак поочередно

Застучал наш молоток.

Туки -туки -туки -точки Кулак стучит о кулак поочередно

Застучали молоточки.с ускорением

  

Приложение №3

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! » и т. д.
Помните, чтобы  вы не создавали вместе с ребенком,  главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр. На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.

Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру Сорока-белобока».

Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони, текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги.

Второй этап. Давайте продолжим, оказывается не все так просто!

Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.

Затем - средний, он стимулирует работу печени.

Затем - указательный отвечает за работу желудка.

А как вы думаете, почему большой палец мы оставляем напоследок? А все потому, что он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручко

Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр:

-Пальчиковые игры с предметами;

-Активные игры со стихотворным сопровождением;

-Игры- манипуляции;

-Пальчиковые игры на основе сказок;

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

-Пальчиковые игры с муз.сопровождением.

Первый вид- пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Следующий вид пальчиковых игр – это игры- манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам вспомнить названия данных игр. («Ладушки-ладушки»«Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?»«Мы делили апельсин»«Этот пальчик хочет спать»«Этот пальчик – дедушка» и т. п.) Молодцы, спасибо большое, правильно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Семинар – практикум для родителей на тему: "Регулирование темпо-ритма речи в коррекции заикания детей"

Уважаемые родители! Коррекция заикания осуществляется комплексным методом: медикоментозное лечение, психотерапия, речевые занятия.  В этой работе поговорим об одном из  речевых  методов...

Семинар-практикум для родителей, имеющих детей c нарушениями речи, по развитию и обогащению словаря.

Основной целью семинара для родителей является ознакомление родителей с различными способами обогащения и развития словаря, а также закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....

Семинар-практикум для родителей второй младшей группы по развитию речи детей «Играем дома»

Семинар-практикум для родителей второй младшей группы по развитию речи детей «Играем дома»...

СЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ «Движение и речь для детей раннего возраста»

Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную де...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум«Некоторые аспекты формированиязвуковой культуры речи у дошколь...