Взаимодействие ДОУ с родителями"
проект (средняя группа)

Оля Сергеевна Мартынова

Педагогический проект на тему "Взаимодействие ДОУ с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vzaimodeystvie.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект на тему: «Взаимодействие ДОУ с родителями»

      Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в дошкольном возрасте. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей.

      Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой, а большинство семей, решая проблемы экономического характера, отстранились от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов.

      И мы, педагоги, знаем – что всё из семьи, главные воспитатели детей - это родители; и часто по этим причинам испытываем трудности в общении с родителями.

- Как заинтересовать родителей в совместной работе?

- Как сделать их участниками воспитательного процесса? 

Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.

              Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

              Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, необходимо активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

              Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок.

Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья»: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания, установление доверительных, партнерских отношений с родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

      Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку.            Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют.    

         Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.

        Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать

4 основных направления работы с родителями: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

I. Познавательное направление.

Целью является  ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Это направление включает: - общие, групповые собрания; - консультации и индивидуальные беседы. Принципами данного направления является  

  • общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
  •  выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
  • совместные экскурсии;
  • открытые занятия.

     Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

II. Информационно-аналитическое направление.

    Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника.

Цель: направлена на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

По данному направлению можно проводить:

  • - анкетирование;
  • - тестирование.

Данные сведения можно использовать для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

III. Наглядно-информационное направление. 

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому родительские уголки яркие, привлекательные. Данное направление включает:

  • родительский уголок: включающий различную информацию. Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском

саду, конкретные игры, советы, задания.

  • нормативные документы;
  • объявления и рекламы;
  •  продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);
  • папка-передвижка

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

IV. Досуговое направление:

     К данной группе форм можно отнести проведение педагогами таких совместных праздников и досугов в группе, как “Встреча Нового года”, “Лучший папа”, “Папа, мама, я – дружная семья” и др.

 Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.  Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. По данному направлению можно организовать:

  • - праздники, которые можно закончить чаепитием.
  • - развлечения;
  • - знакомство с профессиями родителей;
  • - празднование дней рождения;
  • - выставка семейной коллекции
  • - акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
  •  - дни добрых дел.

Формы взаимодействия с родителями можно разделить на:

- традиционные (беседы, посещение семей, папки – передвижки, Дни открытых дверей, консультации, родительские собрания и т.д.)

- нетрадиционные (в последнее время стали более популярными): сайты детского сада и группы, фотовыставки, проведение акций, почта доверия и др.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка.

Заключение. Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях; стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами; совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. размышление родителей о тех или иных методах воспитания; повышение их активности в совместных мероприятиях. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

Консультация для родителей "Стили взаимодействия педагогов и родителей"

Консультация для родителей "Стили взаимодействия педагогов и родителей"...

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Статья на тему «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. Формы взаимодействия ДОУ с родителями»

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей....

Взаимодействие педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Взаимодействие педагогов с родителями детей ОВЗ.

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическомсопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогамистоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-п...